• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Табуированная Россия. Язык

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Лингвистическая часть курса «Табуированная Россия» посвящёна запретам и табу в языке. Он состоит из лекций и семинаров, в которых рассматривается явление языкового запрета, возможности его возникновения, развития и исчезновения. В курсе рассказывается о разных типах запретов в языке, показаны причины их появления и лингвистические механизмы их существования. В фокусе курса – изучение разных типов языковых запретов и табу в языках мира. Механизмы появления языковых запретов и их функционирование в языке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • осваивоить специальную терминологию и изучить конкретный фактический материал, необходимый для понимания процессов и механизмов табуирования в языке.
  • учиться приобретать новые знания и умения в области, отличной от профессиональной.
  • научиться работать с информацией
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Освоение понятия табу. Понимание этого понятия применительно к языку
  • Освоение понятия эвфемизм. Понимание путей эвфемизации
  • знание о корпусах языков и умение ими пользоваться
  • Усвоение знаний о происхождении русской обсценной лексики.
  • Работа с языковым материалом. Понимание процесса формирования лексического состава рассматриваемых тайных языков.
  • Освоение понятия грамматикализации и понятия метафоры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Языковые запреты. Появление, развитие исчезновение. Языковые запреты в языках мира
    Происхождение и функции табу. Возникновение и развитие практик контроля за соблюдением табу. Табу как средство защиты от разрушения общества.
  • Метафора в языке
    Метафоры в языке и литературе. Метафора и сравнение. Метафора, как средство образования новых конструкций и слов. Грамматикализация.
  • Язык интернета.
    Понятие языковой игры. Язык интернета. Использование языковых игр в интеренете. Корпуса языков.
  • Русская обсценная лексика. Происхождение, употребление и реликты в стандартных славянских языках
    Историческое и этимологическое описание обсценной лексики русского языка. Словообразовательные свойства обсценной лексики и функционирование её в разные периоды истории русского языка.
  • Тайные языки. Тайные языки России
    Язык офеней и русское арго. Жизнь тайных языков, освоение тайных языков современным русским языком, цель и период существования тайных языков.
  • Табу и эвфемизмы
    Понятие эвфемизма. Средства эвфемизации, использование эвфемизмов в современном русском медиапространстве. Понятие цензуры
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашняя работа
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * домашняя работа + 0.5 * самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социолингвистика : учебник для вузов, Беликов, В. И., 2001
  • Социолингвистика и социология языка : хрестоматия, , 2012