• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Технологии манипулирования сознанием и поведением людей: выявление, анализ, противодействие

Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса «Технологии манипулирования в СМИ: выявление, анализ, противодействие» рассматриваются теоретические и практические проблемы коммуникативного воздействия на сознание и поведение людей. Представлен анализ таких мишеней воздействия, как язык, картина мира, общественное мнение, общественные эмоции. Особое внимание в книге уделено исследованию манипулятивных технологий коммуникативного воздействия, а также способов диагностики скрытого воздействия. Описаны технологии защиты от нежелательного воздействия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выявление, анализ, противодействие» является обучение студентов основам выявления и анализа манипулятивных технологий, используемых в журналистской деятельности, а также способам противодействия им.
  • Выработка у студентов понимания и уважения этических и правовых норм, которые распространяются на использование средств коммуникативного воздействия и манипулирования в сфере масс-медиа.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Определяет на практических примерах разницу между влиянием и воздействием.
  • Определяет типы ресурсов, использованных в конкретных актах воздействия.
  • Определяет особенности сферы, в которой использованы манипулятивные технологии.
  • Выделяет в медийном массиве тексты с манипулятивным потенциалом.
  • Определяет какие приемы защиты от манипулятивного воздействия целесообразно использовать в конкретных ситуациях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Человек как субъект и адресат влияния.
    Сознание и поведение личности, групп, масс. Программы поведения и программы управления. Когнитивные, социо-психологические, семиотические и социальные предпосылки коммуникативного воздействия и манипулирования. Эмоциональные, экзистенциальные и культурные составляющие в процессах влияния и убеждения. «Воздействие» в ряду других понятий: «взаимодействие», «влияние», «убеждение», «внушение», «манипулирование» и др. Смысловые различия, имеющиеся между этими категориями. Зависимость человека от влияний социума и других индивидов, уязвимость для негативных влияний и иллюзий.
  • «Коллективное бессознательное», «архетип», «символ», «знак» в системе массовой коммуникации.
    Разработка проблемы коллективного бессознательного в трудах Э.Тэйлора, Дж.Фрэзера, Л.Леви-Брюля, К.Леви-Стросса. Понятие архетипа в истории философии. Архетипы и их культурно-исторический контекст в концепции К.Юнга. Современное понимание проблемы соотношения «знака» и «символа» (информационный, семиотический, неолингвистический подходы). Характеристика основных архетипов. Архетипы как алгоритмы индивидуального и социального поведения. Бессознательное и архетипическое в межличностном общении. Традиция, обряд и ритуал в культуре как способы организации социального порядка. Архетипические сюжеты в современной массовой культуре (кинематограф, телевидение, компьютерные игры и др.). Архетип и миф в современных коммуникациях.
  • Влияние на сознание и поведение людей. Эволюция представлений.
    Осознание проблемы влияния на личность в различных культурно-исторических условиях. Исторические этапы развития системы социального влияния и убеждения. История развития методов и концепций влияния, пропаганды и убеждения. Поведенческие, когнитивные и логико-риторические подходы к убеждению. Особенности современного этапа взаимоотношений личности и социума, личности и группы как системы взаимовлияний.
  • Опыт изучения проблем социального влияния.
    Аттитюды и атрибуции как фильтры и факторы влияния. Социальное влияние и когнитивная психология. Когнитивные ошибки и ложные аттитюды как факторы влияния. У. Найссер о когнитивных пределах манипулирования. Концепция социальных автоматизмов Р. Чалдини: принципы рефлекторного влияния, психологические и культурные механизмы их эффективности, конструктивное использование и действенная защита от манипулятивных применений. Джанис и Пратканис о группомыслии. Типы групп по их отношению к личности (от корпорации к коллективу). Эксперимент Эша и концепции конформности. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Эксперименты С. Милгрэма: подчинение авторитету, групповое давление - негативные и позитивные эффекты, влияние СМИ. Тюремный эксперимент Ф. Зимбардо. Эксперимент М. Шерифа (межгрупповые отношения). Эксперименты Э. Аронсона, метод «составной картины-головоломки».
  • Этические и юридические аспекты влияния.
    Культура, этика и влияние. Социальные и информационные влияния как факторы деструктивного и агрессивного поведения. Проблемы социально- психологической экологии и безопасности. Этические и юридические аспекты влияния и убеждения. Необходимость целенаправленного формирования культуры влияния и восприятия влияний. Возможности, пределы и перспективы целенаправленного (осознанного) влияния и убеждения.
  • Вербальные ресурсы.
    Особенности языка как знаковой системы, служащей для передачи значений в процессе коммуникации. Устная речь и письменная речь- общее и особенное. Способы речевого воздействии: выбор/конструирование слов и выражений; выбор синтаксических конструкций; управление скрытыми смыслами и т.д. Широкое и узкое понимание речевого воздействия. Соотношение понятии речевого воздействия и языкового манипулирования. Особенности структуры и функционирования естественного языка как инструмента речевого воздействия. Речевое воздействие и манипулирование на разных языковых уровнях. Текст и подтекст. Особенности восприятия и понимания имплицитной информации. Принцип кооперации и постулаты речевого общения П. Грайса. Импликатуры, порождаемые при нарушении постулатов речевого общения. Воздействующий потенциал имплицитной информации. Виды имплицитной информации: конвенциональные импликатуры (презумпция существования, исходное допущение вопроса, пресуппозиции различных видов); теоретические импликатуры, импликатуры дискурса. Основные типы языковых структур, вводящих имплицитную информацию. Умолчание как прием речевого воздействия. Взаимодействие различных видов информации (имплицитной и эксплицитной) в процессе понимания сообщения. Прямые и косвенные речевые акты. Понятие перформатива. Воздействующий потенциал косвенных речевых актов.
  • Невербальные ресурсы.
    Основные типы невербальных средств коммуникации. «Телесные знаковые системы» «Иконические знаковые системы». Невербальные средства выражения информации в сообщении: изображение, шрифтовое и цветовое выделение, особенности макета, звуковое сопровождение и голос и др. Соотношение вербальной и невербальной информации. Невербальная информация в сообщении, особенности ее взаимодействия с вербальной информацией. Основы визуальной риторики. Визуальные тизеры, визуальные искажения, визуальные парадоксы, визуальные гиперболы и литоты, визуальные метафоры и метонимии, оживление мертвых метафор, визуальные каламбуры, замены и смещения в ролевой структуре и другие креативные приемы невербальной коммуникации.
  • Среда как ресурс воздействия.
    Среда как знаковая система. Предметная среда, пространственные отношения, цвет, запах, одежда, украшения, и т.п. как средства влияния на сознание и поведение человека.
  • Символические ресурсы воздействия.
    Символы как ресурс воздействия. Смысловая структура символа. Виды и типы символов.
  • Убеждающие технологии.
    История развития методов и концепций влияния, пропаганды и дискуссионного убеждения. Поведенческие, когнитивные и логико-риторические подходы к убеждению. Искусство убеждать. Убеждение как метод воздействия. Основные виды убеждения. Типы убеждающих воздействий: информирование, разъяснение, доказательство, опровержение. Условия и правила убеждения. Практические приемы убеждения. Четырнадцать правил, помогающих убеждать. Речевые средства убеждения. Классическое понимание убеждающих речей. Красота, ясность и уместность как качества убеждающей речи. Изучение ожиданий, установок, интересов, ценностных ориентаций людей как необходимое условие эффективности убеждения.
  • Диалогические технологии.
    Ненасильственные коммуникации в современную эпоху. Диалог. Понятие о диалоге. Классификация видов диалога по субъектам: межличностный (диадический) диалог, диалог общественных групп, межкультурный диалог, межцивилизационный диалог. Диалог культур в глобальном мире.
  • Психологические манипуляции как скрытное управление сознанием и поведением людей.
    Анализ и обобщение подходов к определению понятия “манипуляция Определение манипуляции. Виды манипуляций. Манипуляция как способ управления. Манипуляция как угроза информационной безопасности общества. Место манипуляции в системе человеческих взаимоотношений. Анализ отличий манипуляции от других технологий воздействия на сознание и поведение людей. Критерии манипуляции. Законы манипуляции. Рациональная манипуляция, ценностно-эмоциональное манипулирование, использование методов социального контроля, «черная» риторика, использование психологических автоматизмов, апелляция к коллективному бессознательному и др. Этическая сторона манипуляций.
  • Нейролингвистическое программирование как манипулятивная технология.
    Программное воздействие и манипулирование: общие характеристики и различия. Основные техники НЛП-воздействия (наведение транса, отражение, пристройки, «якорение», ведение, программирование и др.).
  • Основные мишени манипуляции.
    Побудители активности (потребности, интересы). Регуляторы активности (смысловые, целевые операциональные установки, нормы, мировоззрения, убеждения, самооценка, верования). Когнитивные комплексы (образы и картины мира, знания явные и неявные, информационные ориентации и т.д.). Операциональные комплексы (способы мышления, характер аргументации, коэффициент критичности, стиль поведения, привычки, навыки, умения, квалификации, ориентированность). Психические состояния (фоновые, функциональные, эмоциональные и т.д.).
  • Основные мишени манипуляции (продолжение).
    Манипуляция посредством актуализации или создания ментально-мифологических конструктов и воздействия на архетипы и метапрограммы (Мифологическое манипулирование). Символы в манипуляции. Использование психологических автоматизмов. Манипуляция посредством актуализации ценностных представлений аудитории. Использование механизмов социального контроля. Логические уловки. Использование особенностей мышления человека. Манипулирование рациональными, убеждающими аргументами.
  • Власть и манипуляции.
    Манипуляции как ресурс прихода к власти. Манипуляция как средство реализации власти. Манипуляции как ресурс сохранения власти.
  • Бизнес и манипуляции.
    Манипулирование в менеджменте. Манипуляции в продажах. Манипуляции на переговорах. "Crisis management", «кризисные» технологии как манипуляция. Характеристика лоббирования как манипуляции.
  • Политики и манипуляции.
    Политическое манипулирование: понятие, содержание, история Политическое манипулирование в системе правовых норм. Внеправовое политическое манипулирование. О роли и месте политического манипулирования в современной России. Манипуляции в ходе избирательных кампаний. Политическая пропаганда и политическая реклама как комплексная технология манипулирования массовым сознанием.
  • Манипулятивные технологии в межличностном взаимодействии.
    Общая характеристика межличностных манипуляций. Примеры межличностных манипуляций. Манипулятивые техники скрытого получения информации от партнера по общению. Манипуляции в общении руководителя и подчиненного.
  • Манипулятивные технологии в деловом общении.
    Способы манипулятивного воздействия в деловом общении. Распознавание манипуляции в деловом общении. «Вампиры» и «доноры»: общая характеристика и психологические типы.
  • СМИ как манипулятор.
    Особенности психологических манипуляций в массовых информационных процессах. Основные формы массового информационно-психологического воздействия.
  • Манипулятивные возможности масс-медиа.
    Информационные кампании и акции. Виды и типы информационных кампаний. Общая модель воздействия в информационной кампании. Психологические войны. Цели и средства психологической войны. Основания психологической войны. Логика психологической войны. Коммуникативные составляющие психологической операции. Инструментарий психологических операций.
  • Техники медиаманипуляции.
    Искажение информации. Утаивание информации. Использование ложной информации. Способ подачи информации. Момент подачи информации.
  • СМИ как объект манипуляции.
    Власть, бизнес, некоммерческие организации как субъекты манипулирования СМИ. Формы давления на журналистов. Манифестации «общественности». Аудитория: новые требования к содержанию.
  • Политические и экономические факторы влияния на СМИ.
    Форма собственности и содержание СМИ. Максимизация прибыли и контент. Экономическая самостоятельность как фактор противодействия манипуляциям. Политические технологии как форма управления содержанием СМИ.
  • Методы «вскрытия» манипулятивных приемов.
    Индикаторы манипуляции. Техники получения необходимой информации. Определение установки собеседника на борьбу или на сотрудничество.
  • Защита от манипуляции.
    Виды и механизмы защит. Межличностные и внутриличностные защиты. Специфические и неспецифические защиты. Базовые защитные установки. Конформизм, нонконформизм и внеконформизм. Укрепление защитного арсенала. Приемы конструктивной защиты. Предотвращение собственных неконструктивных реакций на манипуляцию. Обратная связь как способ противостояния чужому влиянию. Способы выхода из негативных состояний, вызванных чужим влиянием.
  • Профессиональная корпорация как субъект сопротивления манипулятивным воздействиям.
    Журналистика как специфическая репрезентация действительности. Отличия журналистики от пропаганды, паблик рилейшнз, рекламы. Профессиональные стандарты в журналистике. Методика профессионально-этического аудита текстов СМИ. «Техника безопасности» в работе журналиста.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Экзамен (неблокирующий)
  • Контрольная работа (неблокирующий)
  • Посещаемость (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка округляется по арифметическим правилам.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лозовский, Б. Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации [Электронный ресурс] / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. - 212 с. - ISBN 978-5-7996-0395-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/370929

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры..., Берн Э., Ярхо А. В., 2001
  • Как манипулировать журналистами, Назайкин А. Н., 2004