• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
2019/2020

Визуальная культура Индии: иконография изобразительного искусства и кинематограф

Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Курс построен на материале длительного периода развития индийского искусства, включающего древность и средневековье. Рассмотрение сюжетов и канонов изображений начинается с памятников древнейшей эпохи, представленных в археологическом материале Хараппской цивилизации и предшествующих энеолитических культур, что позволяет проследить ранние стадии эволюции изобразительной традиции. Развитие изобразительного искусства в I до н.э. – начале н.э. происходило главным образом в рамках буддизма. Анализ этих изображений и изобразительных рядов (в скульптуре и живописи) возможен только в тесной связи с текстовой традицией буддизма, позволяющей выявить отдельные сюжеты и их взаимоотношения, объяснить их символику и специфику композиции. В середине I тыс. н.э. формируются каноны искусства индуизма, развивающиеся в контексте храмовой архитектуры и имеющие свои региональные варианты. Интересно также проследить последовательную линию эволюции иконографических канонов в искусстве Шри Ланки, имеющем глубокие связи с индийской культурой. Предлагаемый курс создает необходимую основу для восприятия не только древнего и средневекового искусства Индии, но и современного храмового искусства. Кинематограф пришел в Индию всего спустя год после своего появления на свет, в 1896 г. Уже в 1899 г. появилось несколько короткометражных фильмов документального характера, режиссером которых был фотограф Х. С. Бхатвадекар, более известный как Саве-Дада, а в 1913 г. Дадасахеб Пхальке снял первый немой полнометражный фильм «Раджа Харишчандра» и тем самым положил начало истории индийского кино. В курсе рассматривается эволюция индийского кино от начала и до наших дней. Слушатели узнают, как был основан Болливуд, что такое «масала-фильмы» («масала» в переводе с хинди значит «специя»), когда был «Золотой век» индийского кино, как развивалась киноиндустрия в разных регионах страны и почему возникло «параллельное кино». Особое внимание уделяется кинематографу независимой Индии и тому, как и какие проблемы постколониальной страны отражаются в фильмах разных жанров. Предусмотрен показ фильмов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с визуальными образами индийской цивилизации всего периода ее существования, отраженными в художественной культуре – от государств долины Инда до современности
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Освоение основных терминов, эстетических концепций.
  • Иметь представление о ранних письменных источниках индийской цивилизации.
  • Владение иконографическими особенностями основных памятников Маурья.
  • Определение различия архитектуры чайтьягрихи и вихары.
  • Освоение основных принципов стилистического анализа на примере сопоставления двух школ.
  • Перечисление основных особенностей джайнской иконографии.
  • Умение различать буддийскую и брахманическую иконографию.
  • Воспроизведение основных принципов построения иконографической программы храмов разных религий.
  • Интерпретация основных образов и сюжетов дравидийских памятников времени раннего средневековья.
  • Воспроизведение особенностей иконографии искусства Паллава и Чалукья.
  • Приведение иконографических особенностей храмов восточноиндийской традиции.
  • Умение отличать храмы лвух магистральных линий индийской архитектуры - дравида и нагара.
  • Использование основных тем и сюжетов индийской (не мусульманской) миниатюры.
  • Понимание особенностей иконографии индуизма.
  • Описание наиболее важных фильмов и режиссеров Понимание исторического контекста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в изучение индийского искусства и иконографии:
    Общекультурная характеристика региона, географических особенностей, оказавших влияние на формирования изобразительной традиции, основных этапов исторического развития, этническое своеобразие страны, состоящей из множества народов, говорящих на разных языках, с одной стороны и постоянный взаимообмен – с другой. Сосуществование разных религий и то влияние, которое оказывало друг на друга искусство разных религиозных конфессий. Иконография. Смысл и значение методологии для изучения искусства и культуры.
  • Тема 2. Цивилизация долины Инда, Памятники Мохенджо-Даро и Хараппы как предыстория развития искусства Индии.
    Иконографические прототипы, попытки их интерпретации (печати, скульптура). Новые археологические данные, расширение ареала распространения культуры (раскопки вплоть до Бомбея). Билингвистическая находка и возможность в ближайшие годы расшифровать язык. Иконография, связь надписи и изображения. Глиняные «игрушки»: повозки, фигурки и т.д. Тесная связь с последующей традицией. Фигуры богинь-матерей – культ, семантика.
  • Тема 3. Период Вед и Упанишад
    Культура серой керамики, практически отсутствие предметов искусства. Формирование текстового канона - иконографического источника индийской культуры, получившего воплощение позднее – в искусстве индуизма. Складываются образы божеств. Реконструкция алтарей. Раскопки городских поселений.
  • Тема 4. Искусство династии Маурья
    Пещерные храмы, стамбхи (колонны) с зооморфными капителями. Основные символы Будды и их значение. Львиная капитель из Сарнатха. Эдикты Ашоки. Скульптура Матхуры – взаимовлияние разных религиозных традиций. Якши и якшини. Терракотовая скульптура. Первые сооружения буддизма: ступы в Бхархуте (II в. до н.э.), Санчи (I в. до н.э. – II в. н.э.), и Амаравати (II в. н.э.). Происхождение типологии ступы, архитектурные особенности, основные составляющие и их семантическое значение. Пластическое оформление торан – связь архитектуры и скульптуры. Значение рельефов. Основные иконографические мотивы школы стхавиравада (хинаяна) буддизма.
  • Тема 5. Раннебуддийские пещерные храмы
    Пещерные монастыри. Причина возникновения буддийских монастырей, выбора столь трудоемкой техники. Карли, чайтьягриха и вихары. Деревянные прототипы в архитектуре. Пластическое осмысление – скульптурные капители. Фигуры якш и якшинь у входа. Бхаджа – чайтьягриха, ее архитектура, отличие от Карли. Два рельефных изображения – композиции, возможные источники иконографии.
  • Тема 6. Формирование антропоморфного образа Будды. Гандхара и Матхура.
    Иконографический канон изображения Будды, основные принципы (лакшаны, мудры, асаны. Различие двух скульптурных школ, сопоставительный анализ. Гандхара – эллинистические элементы стиля. Матхура – местное происхождение стиля. Изображения бодхисаттв. Сюжетные изображения.
  • Тема 7. Формирование джайнской иконографии.
    Джайнская скульптура. Краткое знакомство с основными принципами и образами джайнизма. Аягапатты – иконография и значение. Образы тиртханкар, основные характеристики. Кайотсарга.
  • Тема 8. Искусство классического периода. Стиль династии Гупта. IV – VI вв.
    Развитие буддизма махаяны, антропоморфные образы Будды. Скульптурные изображения Будды из Сарнатха, Санчи. Основные черты облика Будды: 32 основных признака Будды (лакшана). Характерный иконографический гуптский тип, прослеживающийся во всех скульптурных изображениях: лицо, телосложение, ювелирные украшения. Появление первых индуистских памятников. Характеристика индуизма, его основных направлений (шиваизм, вишнуизм), истории развития, основных символов, целей почитания. Связь ритуала и архитектуры храма. Иконографическая программа и ее смысл Храм Вишну в Деогархе, ок. 500 г. н.э.. План, рельефы, реконструкция, типология. Лежащий Вишну на змее Шеше, значение образа, мифология. Храм в Санчи – типичный образец архитектуры династии Гупта. Пещерный комплекс Эллоры. Сосуществование трех основных религий средневековой Индии в одном комплексе: индуизм, буддизм, джайнизм. Более 100 святилищ, пронумерованных кластером – 34. Центр ансамбля – монументальный храм Кайласанатха. Основные воззрения джайнизма, связь с иконографией. Поза аскетов кайотсарга, как характерная для образов тиртханкар. Элефанта – продолжение индуистской линии развития архитектуры. История сооружения и нахождения памятника, расположенного на острове недалеко от Бомбея. Особенности архитектурного плана. Центральное святилище – Шивалингам. Основные рельефные композиции – деяния Шивы.
  • Тема 9. Иконографическая программа пещерных храмов Декана. Буддийская, индуистская и джайнская традиции
    Завершающий этап буддийского пещерного зодчества. Аджанта – буддийский монастырь, сооруженный династией Вакатака в посл.четв. V в. вокруг ранней чайтьягрихи II века. Живопись – основные композиции, декоративные мотивы. Технология росписей. Конец периода древности. Аурангабад, буддийский пещерный комплекс, начало тантрической иконографии (?). Пещерный комплекс Эллоры. Сосуществование трех основных религий средневековой Индии в одном комплексе: индуизм, буддизм, джайнизм. Более 100 святилищ, пронумерованных кластером – 34. Центр ансамбля – монументальный храм Кайласанатха. Основные воззрения джайнизма, связь с иконографией. Поза аскетов кайотсарга, как характерная для образов тиртханкар. Элефанта – продолжение индуистской линии развития архитектуры. История сооружения и нахождения памятника, расположенного на острове недалеко от Бомбея. Особенности архитектурного плана. Центральное святилище – Шивалингам. Основные рельефные композиции – деяния Шивы. Рельеф «Нисхождение Ганги». Композиция, сюжет, два названия – два толкования, основные иконографические мотивы. Мастерство и натурализм в изображениях животных. Искусство династии Западные Чалукья (V–VIII вв.) Комплексы столиц разного времени: Бадами, Айхол, Паттадакаль. Развитие основных типологий южноиндийского храма, продолжение традиции пещерного зодчества.
  • Тема 10. Архитектура и скульптура Южной Индии периода раннего средневековья
    Южная дравидийская традиция, отличие от североиндийской. Появление первых каменных храмов – V-VI вв. Памятники династии Паллава VI–VII вв. Ратхи Мамаллапурама – комплекс Панча ратха – пять ратх, миниатюрных монолитных святилищ – основных моделей храмов. Скульптурное оформление. Образы правителей династии. Рельеф «Нисхождение Ганги». Композиция, сюжет, два названия – два толкования, основные иконографические мотивы. Мастерство и натурализм в изображениях животных. Искусство династии Западные Чалукья (V–VIII вв.) Комплексы столиц разного времени: Бадами, Айхол, Паттадакаль. Развитие основных типологий южноиндийского храма, продолжение традиции пещерного зодчества.
  • Тема 11 Храмы Восточной Индии. Архитектура и скульптура.
    Характеристика стиля нагара. Строительный бум X века породил необходимость систематизации принципов храмового строительства. Орисса. Обширный комплекс храмов в Бхубанешеваре, храм Джаганнатха в Пури и храм Сурьи в Конараке. Наиболее ранние были построены в середине VII в., а поздние — в конце XII в. Комплекс Кхаджурахо, дин. Чанделла.
  • Тема 12. Южноиндийские традиции храмового зодчества.
    Чолы (расцвет династии 880–1276: бронзовая пластика, образ Шивы Натараджи. Бронзовая скульптура, метод отливки, иконография. Символическое значение образа и его роль в культуре Индии. Архитектура – продолжение развития архитектурного стиля Паллавов. Кумбаконам, X в. Храм Брихадешвара в Танжоре – сложившийся образец дравидийской архитектуры. Дравида шикхара. Расцвет южноиндийской храмовой архитектуры – Чолы– грандиозные храмовые комплексы Южной Индии. Храм Брихадешвары в Танджоре, Храм Раджараджешвары – 11 в., храм Брихадешвары в Гангаикондачолапураме (1025 г.). Храмы в Тируваннамалаи, Чидамбараме, Тируккаликкунраме (XI–XII вв.). Живопись – настенные росписи. Храмы династии Хойсала (1100-1300). Постройки в Майсоре, Сомнатхпуре – Храм Кешава, Белуре (Велапура) – Храм Ченнакешвара, Халебиде – храм Хойсалешвара. Звездчатый план архитектуры, особенности синтеза архитектуры и скульптуры. Другие южноиндийские школы архитектуры. Пандья (590–920 гг.). Ранний период: Скальный храм Ваттуванкоил в Калугумалаи – 8 в. Архитектура и скульптура пещерных храмов, Тирумалаипурам. Западные Ганги. Карнатака (450–985 гг.) Шраванабелагола, Статуя Гоматешвары (983 г.) Восточные Чалукьи (611 (624) – 1078 (1061)) Биккаваду, 9 в. Ноламба (800 - 1150). Скульптура, Хемавати, 9 в.
  • Тема 13. Североиндийская архитектурная традиция.
    Династия Пала: (ок. 750–1125 (1175)) – буддийский университет в Наланде, буддийская и индуистская скульптура – бронзовая и каменная. Династия Каркота, Кашмир (нач. VII–сер. IX). Архитектура Мартанда (VIII–IX в.). Скульптура из бронзы, камня, слоновой кости. Буддийская архитектура. Архитектура индуистских храмов Кашмира (Пандретхан, VIII–IX в.). Династия Утпала, Кашмир (855–939). Индуистская архитектура и скульптура Маллот, Авантипура, Патан (IX–X в.). Период династии Лохара, Кашмир (Х–XIV). Архитектура, скульптура, живопись Ладакха (сер. 11 в.), Кашмир.
  • Тема 14. Индийская миниатюра
    Миниатюры на пальмовых листьях. Буддийская и джайнская традиция XI–нач. XVI вв. «Праджняпарамита» (XI в.), «Калакачарья катха», «Кальпа-сутра» и др. Взаимодействие изображения и текста. Основные образы. Миниатюрная живопись раджпутских княжеств. иллюстрации «Деви Махатмья», «Чандаяна», «Чаурапанчасика», «Бхагавата-пурана», «Гитаговинда», «Рагамала» (раджпуские княжества); миниатюры на отдельных листах и образцы художественного письма из альбомов-муракка. Школы миниатюры центральной Индии – раджастхани и пахари.
  • Тема 15. Индуистская традиция в период зрелого средневековья.
    Государство Виджаянагар (1336-1565) - династии Сангамов (до 1478). Наяки (1335-1600) Архитектура и скульптура Чидамбарама, Тируванума – XIII - XIV вв., Мадураи, Рамешварама – XV – XVII вв. Настенные росписи. Дворцовые постройки Кералы. Пала-Сена. Индуистские храмы Севера Индии, XVI в., особенности архитектурного стиля. Крепостное и дворцовое зодчество раджпутов: форты Биканера, Удайпура (XII в.), Гвалиора, развитие этой архитектурной традиции в Джайсалмере (Крепостное и дворцовое зодчество раджпутов: форты Биканера, Удайпура (XII в.), Гвалиора, развитие этой архитектурной традиции в Джайсалмере (XIV в.), в Орччхе (XVII в.), Джайпуре (нач. XVIII в.). Бронзовая пластика. Южноиндийские бронзы. Скульптура Тамил-наду. Северная традиция бронзового литья сопоставление.
  • Зарождение индийского кинематографа. Эра немого кино (1896-1930 гг.).
    Кинематограф пришел в Индию всего спустя год после своего появления на свет, в 1896 г. Уже в 1899 г. появилось несколько короткометражных фильмов документального характера, режиссером которых был фотограф Х. С. Бхатвадекар, более известный как Саве-Дада, а в 1913 г. Дадасахеб Пхальке снял первый немой полнометражный фильм «Раджа Харишчандра» и тем самым положил начало истории индийского кино. На лекции поговорим, какие темы и почему выбирали режиссеры. Как на кино повлиял парсийский театр и какие эпические сюжеты были экранизированы.
  • Начало эры звукового кино.
    Появление киностудий, борьба за право снимать звезд. Влияние многоязычия Индии на кинематограф, его особенности. 6 октября 1927 г. премьера первого звукового фильма – «Певец джаза». Первый полнометражный индийский звуковой фильм – Алам Ара (Свет мира), 1931 г., режиссёр Ардешир Ирани.
  • Золотой век индийского кино (1940-1960 гг.).
    Фильмы Гуру Датта, Радж Капура, Карима Асифа и Мехбуба Хана. Новые острые социальные темы, освободительное движение и кино. Национальная идея.
  • Масала – новый жанр.
    Масала переводится с хинди как «специя», для этого жанра характерно смешение жанров (начало – 1970-е). «Месть и закон» ((1975 г.), режиссёр Рамешем Сиппи.. «Амар, Акбар, Антони» (1977 г.), режиссёр Манмохан Десаи. Актеры: Дхармендра, Амитабх Баччан, Раджникантх, Амбариш. Расцвет южноиндийского кинематографа.
  • Бенгальский кинематограф и «параллельное кино». Режиссеры Четан Ананд, Ритвик Гатак, Бимал Рой, Мринал Сен.
    В конце 40-х годов - первое в Индии Общество любителей кино. Отличительная черта «параллельного кино» - реализм. Мировое признание режисеров этой школы. Звёзды, открытые некоммерческим кино: Митхун Чакраборти, Смита Патиль, Шабана Азми, Ом Пури, Амриш Пури и пр.
  • Сатьяджит Рай.
    Яркий представитель направления «параллельное кино», первый индийский лауреат премии «Оскар». Считается создателем неореалистического направления в индийском кино. Фильмы «Песнь дороги» (1955 г.), «Мир Апу» (1959 г.), «Шахматисты» (1977 г.).
  • Болливуд, Толливуд и Колливуд.
    Болливуд – название киноиндустрии города Мумбаи (бывший Бомбей) по аналогии с Голливудом, а также всего хиндиязычного кинематографа. На юге страны находятся две другие крупные киноиндустрии: Толливуд (фильмы на языке телугу) и Колливуд (фильмы на тамильском языке). Особенности массового кино в Индии. Актеры: Шахрух Хан, Салман Хан, Амир Хан, Акшай Кумар, Говинда, Шридеви, Мадхури Дикшит, Джухи Чавла.ю Каджол. Режиссеры : Мансур Хан, Сурадж Барджатья, Адитья Чопра, Каран Джохар.
  • Возрождение «параллельного кино».
    Конец 1980-х – новая волна производства некоммерческих фильмов. Появление нового жанра «мумбаи-нуар», отражающего социальные проблемы в городе: фильм «Салям, Бомбей» режиссера Миры Наир (1988 г.) и фильм «Предательство» режиссёра Рама Гопал Вармы (1998 г.). Трилогия Дипы Мехты «Огонь. Земля. Вода» (1996, 1998, 2005 гг).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
  • неблокирующий Created with Sketch. Тестирование
  • неблокирующий Created with Sketch. Эссе
  • неблокирующий Created with Sketch. Реферат
  • неблокирующий Created with Sketch. Итоговое тестирование
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Итоговое тестирование + 0.2 * Реферат + 0.2 * Тестирование + 0.2 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sahasrabudhe, N. (1974). Life in ancient India as depicted in the kushana art of Mathura. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.Vidyanidhi.oai.210.212.200.230.2009.5437

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Henri Parmentier. (1919). E.B. Havell : Indian Sculpture and Painting. The Ideals of Indian Art. Indian Architecture, its psychology, structure, and history from the first Muhammadan invasion to the present day.The Ancient and Medieval Architecture of India : a study of Indo-Aryan Civilisation. Eleven plates representing works of Indian Sculpture. Bulletin de l’Ecole Française d’Extrême-Orient, (1), 38. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.befeo.0336.1519.1919.num.19.1.5674