• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
2019/2020

Этикет. Деловое общение, корреспонденция, поведение в профессиональной карьере

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3 модуль
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на развитие у слушателей необходимых для их будущей карьеры навыков делового общения, правильной речи, поведения на службе, умения составления деловых писем, на знакомство с культурами общения и переписки других стран.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие необходимых для будущей карьеры навыков делового общения, правильной речи, поведения на службе, умения составления деловых писем, знакомство с культурами общения и переписки других стран.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Воспроизводит нормы и формальности официального и делового общения;
  • Воспроизводит основы и значение правильной речи
  • Формулирует просьбы к начальству и требования к подчиненным корректно
  • Составляет корректные тексты деловых писем на русском (английском) языках
  • Называет основные принципы общения в официальной/деловой и неформальной обстановке
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет. Формальности и протокол.
    История этикета и протокола. Этикет и протокол в современной жизни. Формальности: приветствия и представления. Имена и формы обращения. Официальный протокол.
  • Речевой этикет и культура речи. Искусство вести беседу.
    Тема и содержание разговора; правильная речь и фонационный этикет; неловкие ситуации; типы неприятных собеседников. Ошибки речи и заимствования иностранных слов. Культура научной дискуссии. Научный этикет. Семинары, круглые столы, конференции, симпозиумы. Научный доклад на конференции. Традиции проведения конференций (Апрельские конференции НИУ ВШЭ). Формы выступлений. Прения. Дискуссия. Организация дискуссии. Как правильно сформулировать и задать вопрос. Умение слушать и слышать. Культура дискуссии. Уважение позиции оппонента. Плюрализм мнений, формирование доминирующих научных мировоззрений. Язык интернета.
  • Профессиональная этика
    Понятие профессиональной этики и ее истоки. Профессиональная этика в русской и западноевропейской культурах. Эволюция профессиональной этики в XX-XXI веках. Этика ученого-исследователя, врача, педагога, адвоката, судьи и т.д. Границы этических норм в новых видах деятельности человека. Современные дискуссии о профессиональной этике.
  • Профессиональная деятельность
    Спектр профессиональной деятельности. Поиск работы. Характеристики. Резюме. Рекомендации. Собеседование. Внешний вид. Деловые встречи на работе. Ведение переговоров: планирование, цели и задачи, состав участников, место, особенности ведения переговоров
  • Деловая корреспонденция
    Деловая корреспонденция: коммерческая, административная переписка и др. Мотивационное и сопроводительное письмо: смысл и значение, принципы и правила составления. Примеры писем/эссе на русском и английском языках. Письма повседневные, дружеские, светские, по случаю рождения, свадьбы, юбилея, выражение соболезнования и др.
  • Политкорректность в современном мире
    Истоки и причины политкорректности. Роль «Позитивного мышления» (Positive thinking) в американской культуре. Политкорректность в языке, искусстве, в быту. Позитивные и негативные стороны. Парадоксы политкорректности в социальной сфере и политике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Эссе (6-8 тыс. знаков)
  • неблокирующий Created with Sketch. Письменный экзамен
    Проводится в виде письменного теста, включающего 10 вопросов с ответами по выбору. Продолжительность 60 мин.
  • неблокирующий Created with Sketch. Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.33 * Посещаемость + 0.67 * Эссе (6-8 тыс. знаков)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Деловая этика. Т.1: ., Де Джордж Р. Т., 2001
  • Деловая этика. Т.2: ., Де Джордж Р. Т., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Деловое общение : нормы, риторика, этикет: учеб. пособие для вузов, Колтунова М. В., 2005