• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

История ХХ века

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Будницкий Олег Витальевич, Карпенкина Янина Валерьевна, Махалова Ирина Андреевна, Новикова Людмила Геннадьевна, Хлевнюк Олег Витальевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

ХХ век стал самым противоречивым веком в мировой истории. Это был век двух кровавых мировых войн, многих гражданских войн и национальных конфликтов, повлекших за собой катастрофические последствия в виде десятков миллионов убитых и умерших от ран, голода, эпидемий. Но также это был век беспрецедентных социальных и экономических перемен, выразившихся в быстрой урбанизации, изменении отношений в семье, в новых технологиях, прочно вошедших в повседневную жизнь. Курс анализирует политические и социальные процессы и важные экономические, технологические и культурные перемены, произошедшие в ХХ веке. В центре обсуждения находится европейская история, включая историю Советского союза, но внимание будет уделено и другим регионам. На лекциях и семинарах студенты познакомятся с разными исследовательскими подходами и поработают с историческими первоисточниками, включая официальные документы и свидетельства современников. Они научатся глубже понимать взаимосвязь исторических процессов и роль человека в истории, а также формировать собственные суждения на основе критического анализа исторических свидетельств и концепций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с ключевыми политическими и социальными процессами, а также экономическими, технологическими и культурными переменами ХХ века.
  • познакомить слушателей с различными исследовательскими подходами к анализу событий ХХ века
  • научить их понимать взаимосвязь исторических процессов и роли человека в истории
  • научить слушателей анализировать исторические источники
  • помочь студентам выработать умение формировать собственные суждения об историческом материале на основе критического анализа исторических свидетельств и концепций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент знает основные факты и явления истории ХХ века; умеет анализировать исторические работы и источники истории ХХ века с целью извлечения необходимой информации; владеть навыком использования данных, полученных из источников, для формирования собственных суждений об историческом материале по истории ХХ века.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 2. Вторая мировая война и ее последствия. Мир после войны.
    Подтемы: 10. Международные отношения в межвоенной Европе: происхождение Второй мировой войны. 11. Вторая мировая война: стратегия, технология, политика. 12. Вторая мировая война: сопротивление, коллаборационизм, Холокост. 13. Послевоенное переустройство Европы и Азии, деколонизация и изменения на карте мира. 14. Эпоха 1960-х в Европе: общество и культура. 15. Европа и мир в годы Холодной войны. 16. СССР в послевоенные годы: от позднего сталинизма к хрущевской «оттепели». 17. СССР в эпоху застоя: политика и экономика. 18. Перестройка: советский и международный контекст. 19. Падение берлинской стены и появление новой Европы; итоги «короткого ХХ века».
  • Блок 1. Россия и мир в начале ХХ века: от Первой мировой войны ко Второй
    Подтемы:1. Россия и мир в начале ХХ века: империализм, национализм, социализм. 2. Первая мировая война – дипломатия, политика и военные действия. 3. Социальные, культурные и политические последствия Первой мировой войны. 4. Русская революция в контексте Первой мировой войны. 5. Последствия войны в Европе: распад и расширение империй. 6. Советская политическая и экономическая система в 1920-1930-е годы: утверждение и функционирование сталинской диктатуры. 7. «Первая волна» русской эмиграции (1918-1940): политика и культура. 8. Демократические режимы в Европе 1920-х гг.: причины кризиса. 9. Тоталитарные и авторитарные режимы в Европе в 1920-1930-е годы. Итальянский фашизм и германский национал-социализм.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе LMS. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка LMS, доступ к Интернету. Для участия в экзамене студент обязан явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками. При обнаружении преподавателем плагиата или повторяющихся у разных студентов формулировок ответов студент автоматически получает «0». Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * домашнее задание + 0.3 * работа на семинарах + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всемирная история : Учебник для вузов, , 1999
  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2013
  • Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. - ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 129с. - ISBN: 978-5-534-08094-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vsemirnaya-istoriya-v-2-ch-chast-1-istoriya-drevnego-mira-i-srednih-vekov-433478

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История международных отношений: в 3-х тт.. Т. 2: Межвоенный период и Вторая мировая война, , 2019
  • История международных отношений. Т. 2: Межвоенный период и Вторая мировая война, , 2012
  • История международных отношений. Т. 2: Межвоенный период и Вторая мировая война, , 2014