• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Анализ рынков и конкурентоспособности

Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Программа дисциплины «Анализ рынков и конкурентоспособности» направлена на получение студентами представления о первичных методах анализа факторов,определяющих конкурентоспособность фирмы, особенностей отраслевых рынков, на которых основан выбор стратегии и тактики фирм, а также основных институциональных систем, которые определяют конкурентоспособность экономики в целом. Также данная программа ориентирована на освоение студентами основных схем, которые позволяют определить и оценить конкурентоспособность российских фирм в связи с особенностями хозяйственных условий на внутренних и мировых рынках. Учебная дисциплина “Анализ рынков и конкурентоспособности” входит в майнор “Прикладная экономика” – набор курсов по выбору для студентов с других программ и факультетов, которым предлагается изучить основы экономической теории (микроэкономика, макроэкономика), а также более прикладные направления в виде методологии анализа рынков и конкурентоспособности, а также использования количественных методов в экономике. Дисциплина предлагается для изучения для студентов 3 курса бакалавриата, предлагается 76 часов контактной работы, 114 часов самостоятельной работы, за курс предлагается 5 кредитов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами представления о первичных методах анализа факторов, определяющих конкурентоспособность фирмы, особенностей отраслевых рынков, на которых основан выбор стратегии и тактики фирм, а также основных институциональных систем, которые определяют конкурентоспособность экономики в целом
  • Освоение студентами основных схем, которые позволяют определить и оценить конкурентоспособность российских фирм в связи с особенностями хозяйственных условий на внутренних и мировых рынках
  • Освоение студентами применения методов экономической теории при практическом анализе конкурентоспособности предприятий, отраслей, интенсивности конкуренции на рынке.
  • Студент должен быть способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями (Код по ФГОС/ НИУ ОК-2), способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ОПК-3), Способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ОПК -9), способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4)
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать основные понятия и теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности фирмы, в связи с особенностями отраслевых рынков, макроэкономическими условиями экономики в целом
  • Уметь применять эти знания для решения практических задач
  • Владеть методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; навыками самостоятельной исследовательской работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность фирмы, отрасли, экономики. Как анализировать? Подходы к пониманию проблемы конкурентоспособности: продуктовый (классический), поведенческий (неоклассический), институциональный (в том числе эволюционный), предпринимательский (инновационный). Конкурентоспособность фирмы как эффект сочетания внутренних и внешних факторов. Ретроспективный и перспективный подход. Анализ исторических примеров конкурентоспособности фирм, отраслей, стран. Способы принятия выигрышных решений, которые определяют возможную конкурентоспособность фирмы, отрасли. Способы анализа: частные модели, рассмотрение ситуаций, решение смоделированных проблем.
  • Как проводить анализ отраслевого рынка. Пять конкурентных сил по Портеру
    Как проводить анализ отраслевого рынка. Пять конкурентных сил по Портеру
  • Анализ конкурентоспособности фирмы: внешние и внутренние факторы
    Внешние условия: положение фирмы на рынке, доля фирмы, финансы, трансакционные издержки, спрос, качество. Анализ внутренних условий: направления анализа, показатели, факторы изменения показателей. Издержки, альтернативные способы производства, управления, эффекты масштаба. Труд как внутренний фактор производства. Динамика труда. Виды занятости. Мотивация и ее влияние на конкурентоспособность фирмы. Капитал как фактор производства. Влияние изменения капитала на динамику издержек. Роль внутренней организации фирмы в конкурентоспособности. Виды фирм в связи с особенностями рынка.
  • Структура и динамика удельных издержек
    Факторы производства и динамика издержек. Капитал, труд: особенности динамики и влияние на издержки. Виды издержек в коротком и длительном периоде. Виды удельных издержек, их динамика в зависимости от структуры факторов производства. Поглощенные (невосполнимые) издержки, решения о входе на рынок и вы-ходе с рынка. Барьеры входа и конкурентоспособность фирмы и отрасли. Анализ издержек и оценка конкурентных перспектив фирмы. Стратегические решения и возможности развития бизнеса. Оценка стоимости бизнеса.
  • Анализ спроса, проблемы дифференциации продукта. Нишевые стратегии
    Нишы, эффект масштаба и целевые группы по спросу. Приспособление к спросу. Анализ спроса и методы оценки перспектив рынка. Биологические подходы к «выживанию» на рынке. Мыши, лисы, ласточки, львы и бегемоты. Статический и динамический аспект анализа спроса..Сетевые эффекты, стратегия сетей.
  • Проблема инвестирования. Влияние инвестиций на конкурентоспособность фирмы
    Рост капитала и рост фирмы. Наращивание производственных мощностей и вхождение в новые отрасли. Инновации и инвестирование. Создание новых производств, продуктов, рынков. Что сильнее влияет на конкурентоспособность: оригинальные разработки, или заимствования. Проблема риска в инновационной деятельности. Монополии и инвестиции: возможна ли «радикальная» инновация? Проблема времени в расчете инвестиций. Факторы, которые способствуют, или препятствуют инвестированию. Инвестиции на мировом рынки: прямые и портфельные.
  • Конкурентоспособность и влияние пространственных факторов
    Факторы размещения и конкурентоспособность фирм. Образование кластеров. Идеи технопарков. «Бриллиант Портера» и размещение международных корпораций. Агломерации, эффекты агломераций: теория и практика. Эффекты агломераций для России.
  • Конкурентоспособность на мировом рынке
    Позиция страны на мировом рынки: эмпирические свидетельства. Анализы факторов, которые определяют позиция страны. Место России на мировом рынке. Оценка позиции России. Измерения конкурентоспособности страны в целом. Мировой рынок и экономи-ческий рост. Свободная торговля и протекционизм: что предпочтительнее для экономиче-ского роста. Влияние мирового рынка на конкурентоспособность отраслей российской экономики. Создание новых отраслей и их вхождение в мировой рынок. Роль государства в создании конкурентоспособных отраслей.
  • Конкурентоспособность экономики в целом. Измерения и индексы
    Индекс глобальной конкурентоспособности: его построение, измерение, анализ. Факторы, которые учитываются в глобальной конкурентоспособности стран. Место России в глобальной конкурентоспособности стран. Экономический рост, деловой климат, коррупция, человеческий капитал, инновационная активность как факторы глобальной конкурентоспособности.
  • Конкурентоспособность и институты
    Деловой климат и конкурентоспособность. Влияние институционального развития на экономический рост. Качество институтов и его измерение. Российский опыт проведения реформ и институциональных изменений. Предприятия, их конкурентоспособность и деловой климат. Влияние на деловой климат форм собственности, правовых обычаев, законотворчества, политики государства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • ответы на семинарах и выполнение домашних заданий (неблокирующий)
    Промежуточные (текущие) оценки не округляются
  • выполнение проектной работы (неблокирующий)
    Промежуточные (текущие) оценки не округляются. Проектная работа проводится в группах до 3-х человек.
  • контрольная работа (неблокирующий)
    Промежуточные (текущие) оценки не округляются. В случае пропуска контрольной работы по неуважительной причине и/или отсутствия соответствующих документов повторное проведение контрольной работы не производится и в качестве оценки выставляется 0 баллов.
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * выполнение проектной работы + 0.15 * контрольная работа + 0.2 * ответы на семинарах и выполнение домашних заданий + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов, Портер М., 2011
  • Экономика предприятия, Карлик, А.Е., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Налогообложение прибыли организаций, Федоров, А. А., 2005
  • Оценка стоимости бизнеса и использование ее результатов в целях повышения эффективности деятельности компании, Федотова, М. Ю., 2009