• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Князь тьмы: генеалогия и культурное значение образа зла

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 3 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе будет рассмотрена история становления этого образа в раннехристианской культуре и представлен развернутый экскурс в мифологию зла в Средние века, а также показаны сложные трансформации этого образа в Новое время. В ходе курса мы обратимся к догматическим, аскетическим, ересеологическим памятникам христианской культуры, творчеству писателей, поэтов и художников Нового времени, в особенности романтикам (Байрону, Шелли, Блейку, Гюго и др.), рассмотрим генеалогию мифа об институциональном поклонении злу (от Ж.К. Гюисманса до А.Ш. Ла Вея), эзотерические формы осмысления образов зла (Э. Леви, Е.П. Блаватская, Р. Штайнер, А. Кроули и т.п.), проведем анализ современных форм репрезентации зла в медиакультуре. Параллельно курс предполагает обращение и к сопутствующим мифологемам, таким как одержимость, колдовство и т.п.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Раскрытие перед обучающимися сложной картины разнообразных подходов к пониманию изучаемого феномена, что предполагает обращение к социологическим, культурологическим, философским, историческим, психологическим и религиоведческим теориям.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать общие условия и принципы генезиса образа зла в истории западной культуры;
  • Иметь общие представления об истории раннехристианской теологии, развитии апологетической мысли, проблеме ересей, истории гностических учений, трансформации и эстетизации образа зла в Средние века, религиоведческих аспектах осмысления феномена одержимости, проблематике ересей и тайных обществ, специфике западного эзотеризма;
  • Уметь использовать многообразие религиоведческих, теологических, социально-философских теорий в анализе репрезентаций образов зла, изучении их исторического генезиса и развития;
  • Иметь навыки мышления через знакомство с многообразием пограничных ситуаций взаимодействия теорий (социологических, психологических, антропологических, философских, богословских), интерпретирующих конкретный религиозный материал;
  • Актуализировать широкий спектр знаний с особым упором на междисциплинарный характер изучаемого предмета.
  • Сформировать навыки исследования различных форм западного эзотеризма
  • Освоить методы религоведческого анализа продуктов массовой культуры
  • Усвоить специфики формирования новой религиозности и концептуализации зла в ней
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет
    Общие принципы изучения материала. Философская, историческая, религиоведческая и теологические оптики изучения предмета. «Князь тьмы» как концентратор дискурсов. Изложение основных понятий в исследовании западного эзотеризма и базовых религиоведческих концепций, необходимых в изучении курса. Междисциплинарный подход. Исторический контекст оформления образов зла, формы его трансляции и развития.
  • Генезис образа зла в западной культуре: Христианский контекст
    Теории происхождение образа персонифицированного зла. Ветхий и Новый Завет. Ранняя христианская мысль. Теологические представления. Зло и его формы в аскетическом богословии. Идея космической борьбы. Мифологизация и интериоризация как две ключевые линии оформления образа. Проблема сообществ зла. Апологетика и образ Другого. Гностицизм и многообразие его интерпретаций. Зло и добро в гностических текстах. Константы гностического мировоззрения. Эстетика другого бога.
  • Эстетизация зла в Средние века
    История магии. Концепции происхождения магии. Магия элиты и магия простонародья. Заговоры, чары, колдовство. Ведьмы и колдуны – гипотезы происхождения и бытования. Охота на ведьм как культурный феномен: социальный, культурный, религиозный, исторический аспекты. Эстетика ведьмовства: шабаш как культурный образец. Проблема одержимости злым духом: историко- религиоведческий, теологический и исторический контексты. Экзорцизм как практика позднего средневековья и раннего Нового времени. Сообщества зла: ереси Средних веков и «тёмная сторона».
  • Сообщества зла и теории заговора: Новое время
    Афера с ядами и ее исторический контекст. Институциональный сатанизм как образ. Черная месса как перформанс. Экзорцизм и популяризация темной эстетики. Массовые одержимости. Оформление тайных обществ: мифология и история. Розенкрейцерство, масонство, мистические течения и проблема зла.
  • Симпатия к дьяволу: Романтизм и персонифицированное зло
    Сатанинская школа в поэзии. Ревитализация гностической эстетики. Образ Другого и переосмысление основ религиозной жизни. Альтернативная религия. Зло и революция. Байрон, Блейк, Шелли, Гюго, Мишле: многообразие форм персонифицированного зла. Э. Леви синтез поэтического и эзотерического. Бафомет. Сатанизм и антисатанизм, поиски врага. Зло и мораль, проблема сексуального раскрепощения. Секуляризация и поэтическая свобода. Роль науки.
  • Fin de siècle: Кристаллизация образа
    «Без дна» Ж.К. Гюисманса и полемика вокруг него. Сатанизм и эзотеризма конца века. Пеладан, Гуайата, Папюс, Эжен Винтра, аббат Буллан и создание нового мифа. Гюисманс и «образцовый сатанизм». Масонство как сообщество зла. Л. Таксиль и антимиф. Общие принципы конструирования сообществ зла. Папа Лев XIII и дискурс антисатанизма. Проблема зла в эзотеризме рубежа веков: теософия, антропософия и их влияние. Традиционализм Р. Генона и его роль в конструировании антимифа.
  • Князь тьмы как celebrity
    А. Кроули и его телема: история, принципы, значение. Романтический Кроули и эстетизация ритуальной магии. Новая магия и ее развитие. М. Саммерс и беллетризация сатанизма. Д. Уитли и его роль в оформлении медийного образа зла. Религиозный, философский и социальный контекст. Кинозло: Ж. Кокто, М. Дерен и К. Энгер. Эстетика К. Энгера и его влияние на молодежную культуру 60-х. Романтизированное зло в рок музыке и кино 60-70-х. Одержимость одержимостью: репрезентации экзорцизма и одержимости в кинематографе второй половины XX века.
  • Дискурс сатанизма и его последствия
    «Церковь Сатаны» А.Ш. Лавея: история, принципы, влияние. Появление институционального сатанизма. Переворачивание полюсов: романтическое зло и зло реальное. Эстетика монструозного и проблема зла. Роль Лавкрафта. Многообразие современного сатанизма. Дискурс зла и его восприятие современным сознанием.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Starr, M. P., & Bogdan, H. (2012). Aleister Crowley and Western Esotericism. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=503688

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bauduin, T. M., Ferentinou, V., & Zamani, D. (2018). Surrealism, Occultism and Politics : In Search of the Marvellous. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1553981