2019/2020
Модернизм и постмодернизм в мировой литературе
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент истории и теории литературы
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Зотова Татьяна Алексеевна,
Кривошеина Мария Андреевна,
Тренихина Мария Павловна,
Харитонов Дмитрий Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Модернистская и постмодернистская литература обладает высочайшим культурным статусом и популярностью. Романы М. Пруста, Дж. Джойса, Ф. Кафки, Ф. С. Фицджеральда, В. Вулф, Дж. Фаулза, Дж. Сэлинджера, В. Набокова, Х. Кортасара, У. Эко и многих других считаются элитарными, потому что читать и понимать их непросто. Главной целью курса поэтому станет пристальное чтение и дешифровка великих текстов ХХ века. Какие слои "утраченного времени" воскрешает вкус пирожного "мадлен" в романе Пруста? Как сориентироваться в джойсовском потоке сознания? Что означает "превращение" Кафки? Как трактовать фолкнеровскую Йокнапатофу? Что такое "магический реализм" и как он связан с латиноамериканской литературой? И почему культовый роман Эко называется "Имя розы", хотя о самой розе там нет ни слова? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, слушатели курса на миг сами станут исследователями, по крупицам собирая рассыпанные в тексте улики. Не останется без внимания и эволюция жанров в ХХ веке: речь пойдет о появлении в 1930-40-е годы жанра «черного детектива», «фэнтези», хоррора и др.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство слушателей с основными тенденциями развития мирового историко-литературного процесса ХХ-ХХI в., а также освоение основных принципов построения литературно-художественных систем западноевропейского и американского модернизма и постмодернизма.
Планируемые результаты обучения
- Получение начального представления о национальных особенностях модернизма и постмодернизма в зарубежной литературе
- Знание творчества основных авторов, предусмотренных программой дисциплины.
- Умение самостоятельно характеризовать и описывать литературную практику модернизма и постмодернизма;
- Умение различать их жанровые, стилевые и национальные особенности;
- Умение ориентироваться в современных подходах к изучению литературы ХХ века;
- Умение понимать художественную и гуманистическую ценность литературы модернизма и постмодернизма.
- Знание ключевых произведений, предусмотренных программой;
- Получение представлений о транснациональной специфике модернизма и постмодернизма.
- Умение самостоятельно характеризовать литературную теорию модернизма и постмодернизма.
Содержание учебной дисциплины
- Понятие о модернизме.Введение. Основные черты литературного процесса XX в. История термина «модернизм» в зарубежной и русской научной традициях. Специфика модернистского художественного языка.
- Художественные эксперименты модернистов 1920-х гг.«Поток сознания». Время реальное и время художественное (Пруст, В.Вулф, Фолкнер). Мифологизм в литературе ХХ в. Джойс. Творчество Кафки и проблема абсурда в литературе.
- Европейский литературно-художественный авангард первой трети ХХ в.: поэтика, направления, имена.Специфика модернистской поэзии 1920- 30-х годов: Т.С. Элиот, У.Б. Йейтс, Р.М. Рильке.
- Литература «потерянного поколения».Комплекс потерянности (Э.Хемингуэй, Ф.С. Фитцджеральд, Э.М. Ремарк и др). Г. Гессе «Степной волк» и философские искания модернизма.
- Тоталитаризм и литератураОт утопии к антиутопии (Кестлер, Оруэл, О. Хаксли и др.). Интеллектуальный роман и традиция романа воспитания в немецкоязычной литературе . Т.Манн, Г.Гессе. Философия и художественная практика экзистенциализма (А. Камю, Ж.П. Сартр).
- Развитие драмы в ХХ в.«Эпический театр» Б.Брехта. Основные принципы драмы абсурда и ключи к ее дешифровке: С.Беккет, Э. Ионеско.
- Контркультура и литература 1950- 1970-х гг.Рождение жанра фэнтези в послевоенной литературе и его эволюция (Толкиен и его культовые тексты). Философия и поэтика прозы Дж. Сэлинджера.
- ПостмодернизмФилософия, история термина, философский и социокультурный контекст, проблематика. Английский философский роман между экзистенциализмом и постмодернизмом (А.Мердок, У. Голдинг, Дж. Фаулз). Специфика латиноамериканского романа: «магический реализм» ((Х. Кортасар, Г.Маркес). Творчество Борхеса. Метафизический детектив (У. Эко). Феномен метафикшн в постмодернистской прозе (В. Набоков, Борхес, Т. Стоппард, Дж. Барнс).
- Массовая культура и «формульная» литератураПостмодернизм – что же дальше? Теория Дж. Кавелти. Жанры/формулы и поэтика литературы рубежа ХХ-ХХI вв.
Элементы контроля
- Работа на семинарахВ курсе - 12 семинаров: 11 тематических семинаров +1 семинар, на котором проходит защита проектов. Чтобы получить максимальную оценку за работу на семинаре (Оаудиторная), нужно набрать 10-11 баллов (1 балл за каждый семинар): 1 балл – студент активно работает на семинаре, произносит как минимум две содержательные и по теме реплики в разные моменты семинара; 0,5 балла – студент работает на семинаре, произносит как минимум одну содержательную полноценную реплику во время семинара .Формой участия в семинарах является обсуждение предложенных к прочтению художественных текстов и научной литературы. По согласованию с преподавателем, ведущим семинары (не позднее, чем за неделю ), как вариант работы на семинаре, возможно выступление с докладом, если это не противоречит структуре семинара. Доклад оценивается максимальной оценкой 1 балл (студент демонстрирует знание художественных текста (текстов) и научной литературы по теме; выступление четко структурировано и логично; выступление самостоятельно и доказательно; продемонстрировано владение нормами академического этикета).
- ПроектВ качестве формы промежуточного контроля студенты готовят и защищают коллективный проект, связанный с анализом кейсов по теории и литературе модернизма и постмодернизма. Выбор темы и распределение по группам ¾ февраль, защита проекта (публичная презентация и папка материалов) проходит на первом семинаре 4 модуля.
- Тест 1 (по материалам лекций)Экзамен проходит в письменной форме и состоит из двух частей: 1) теста по материалам лекций и 2) теста по материалам семинаров. Способ округления итоговой оценки: в пользу студента.
- Тест 2 (по материалам семинаров)Экзамен проходит в письменной форме и состоит из двух частей: 1) теста по материалам лекций и 2) теста по материалам семинаров. Способ округления итоговой оценки: в пользу студента.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Проект + 0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Тест 1 (по материалам лекций) + 0.25 * Тест 2 (по материалам семинаров)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Под ред. Толмачева В.М. - ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА В 2 Т. Т.1. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 430с. - ISBN: 978-5-534-08391-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zarubezhnaya-literatura-xx-veka-v-2-t-t-1-pervaya-polovina-xx-veka-432062
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гиленсон Б. А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-02564-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-vtoroy-poloviny-xx-nachala-xxi-veka-433030
- Гиленсон Б. А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 377с. - ISBN: 978-5-534-02610-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-pervoy-poloviny-xx-veka-433655
- Кабанова И.В., Козонкова О.В., Павлова С.Ю. - Зарубежная литература XX века : З35 практические занятия - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 472с. - ISBN: 978-5-89349-977-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91616