• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Лингвистические подходы к дискурсивным явлениям

Статус: Майнор
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о дискурсе, систематизирует теоретические и методологические знания в области представлений об организации дискурса, тренирует умения и формирует навыки анализа лингвистических явлений в дискурсе, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере лингвистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентами основными концепциями в области исследования дискурса
  • формирование у студентов теоретических и методологических знаний в области представлений об организации дискурса
  • анализ лингвистических явлений в дискурсе
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знает основные подходы к описанию и анализу дискурса и лингвистических явлений в дискурсе, основные понятия в области исследования дискурса
  • знает основные принципы речевой коммуникации и основные элементы модели коммуникации
  • анализирует текст с точки зрения максимов Грайса и различных типов речевых актов и импликатур
  • знает основные типы языковых явлений на суперсегментном фонетическом уровне, на уровне морфологии, синтаксиса и лингвистической прагматики, для описания которых необходимо учитывать уровень дискурса
  • разделяет текст на элементарные дискурсивные единицы и определение типа ЭДЕ, не совпадающих с одной предикацией
  • знает принципы выделения основных дискурсивных единиц, отношений между ними и прагматических критериев, релевантных для анализа дискурса
  • определяет тип риторического отношения между дискурсивными единицами
  • знает современные подходы к анализу дискурсивных явлений методами современной формальной прагматики
  • применяет основные принципы разметки устного и письменного дискурса
  • применяет формальные и функциональные методы анализа дискурса с точки зрения современных теорий
  • знает основные принципы анализа лингвистических явлений
  • выявляет в тексте функции тех или иных грамматических и лексических средств, анализирует их дискурсивные функции
  • описывает языковые феномены разных языков с точки зрения взаимодействия их с дискурсивными категориями
  • определяет макроструктуру дискурса
  • знает основные проблемы и методы теории дискурса, лингвистики текста, историю и современное состояние работ в области описания предложения, дискурсивных единиц, прагматических конфигураций
  • определяет кореферентые отношения между именными группами
  • строит схемы RST, анализирует предложения на естественном языке с точки зрения теории репрезентации дискурса
  • ищет и анализирует релевантную литературу в области исследования дискурса
  • анализирует лингвистические явления с точки зрения организации дискурса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в направление лингвистических исследований «Дискурс». Определение. Основные подходы
    Три подхода к понятию дискурс. Определение понятия дискурс. Дискурс в модели языка. Области изучения при разных подходах к понятию дискурсивный анализ: структура дискурса; дискурсивные факторы в лексике и грамматике; таксономия дискурсов; культурные и социальные факторы, влияющие на дискурс; когнитивные корреляты дискурсивных феноменов.
  • Социальное и когнитивное измерение в дискурсе. Основы речевой коммуникации. Импликатуры дискурса
    Модели коммуникативного взаимодействия. Когнитивное измерение: модели представления знаний; фреймовая семантика; долговременная и кратковременная память; фокус внимания; категоризация. Социальное измерение дискурса: говорящий и слушающий. Теория речевых актов Дж. Сёрля. Перформативы. Иллокутивная сила высказывания. Принцип кооперации Г. П. Грайса. Максимы Г. П. Грайса: постулат качества; постулат количества; постулат отношения/релевантности, постулат способа. Импликатуры дискурса. Свойства импликатур. Конвенциональные импликатуры.
  • Структура дискурса. Элементарные дискурсивные единицы
    Структура дискурса как иерархия. Локальная структура дискурса. Элементарные дискурсивные единицы (ЭДЕ). Просодические критерии выделения ЭДЕ в устном дискурсе. Паузы. Акценты и тоны в акцентах. Когнитивные и лингвистические характеристики ЭДЕ. ЭДЕ и клауза (предикация). Дискурс как цепочка клауз. Постпозитивные уточнения. Разрывы. Типы ЭДЕ. ЭДЕ меньше клаузы: приращение, парцелляция, эхо, вынесенный топик. ЭДЕ больше клаузы. Статус предложения. Хезитация. Фальстарт и коррекция.
  • Глобальная структура дискурса
    Разные подходы к глобальной структуре дискурса. Подход Т. ван Дейка: понятие макропропозиции, макроструктуры и суперструктуры. Правила построения макроструктуры: опущение, обобщение, построение. Макростратегии. Теория риторической структуры У. Манн и С. Томпсон. Риторическое отношение (РО): симметричные и несимметричные РО. Ядро и сателлит. Правила описания риторического отношения. Основные типы риторических отношений. Правила построения дерева риторических отношений.
  • Жанровые схемы и грамматики. Типы дискурса
    Понятие жанра. Жанровые схемы. Подход В. Я. Проппа («Морфология волшебной сказки»): основные функции, выделяемые Проппом. Структура нарратива. Подход Д. Руммельхарта: грамматика сюжета. Подход Лабова. Подход Р. Лангакра. Основные элементы нарратива: аннотация, экспозция, завязка, кульминация (осложнение, оценка), кода. Типы изложения: повествовательный, описательный, инструктивный, аргументативный, объяснительный.
  • Точечные языковые явления. Режимы интерпретации. Явления между предикацией и дискурсом
    Грамматические явления в дискурсе. Нарративный и диалогический режимы интерпретации.Нарратив: выбор временных форм.Явления между предикацией и дискурсом Фон и событие. Выбор между финитными и нефинитными формами глагола.
  • Механизм внимания
    Вербализация прошлого опыта: уровень планирования, пропозициональный уровень, уровень категоризации. Механизм внимания на разных этапах порождения текста. Когнитивные категории, связанные с механизмом внимания: данное/новое, активированная /полуактивированная/неактивированнаяинофрмация. Лингвистические корреляты: тема/рема. Выбор залога как механизм управления вниманием. Информационная структура. Типы фокуса. Исходный пункт. Подлежащее. Их когнитивные корреляты. Залог. Порядок слов.
  • Дискурсивная связанность: механизм референциального выбора
    Понятие референции и анафоры. Типы референциальных выражений. Понятие дискурсивного топика. Шкала референциальных средств и ее корреляция с топикальностью. Факторы, влияющие на референциальный выбор в дискурсе. Когерентность и когезия. Дискурсивные маркеры: типы дискурсивных маркеров. Дискурсивные маркеры в устных текстах.
  • Теория репрезентации дискурса
    Формальные подходы к описанию дискурса. Теория репрезентации дискурса (DRT). Основные понятия. Построение схем репрезентации дискурса. Понятие пресуппозиции в теории репрезентации дискурса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • текущие тесты (неблокирующий)
    В течение семестра проводятся короткие тесты, оценивающие теоретические знания по предыдущей теме (вопросы с выбором варианта ответа или с кратким ответом).
  • домашние задания (неблокирующий)
  • контрольная работа (неблокирующий)
  • экзамен (неблокирующий)
    Пересдача экзамена предполагает ответ на два теоретических и один практический вопрос.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.24 * домашние задания + 0.12 * контрольная работа + 0.24 * текущие тесты + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Renkema, J., & Schubert, C. (2018). Introduction to Discourse Studies : New Edition (Vol. New edition). Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1929660

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Horn, L. R., & Ward, G. L. (2004). The Handbook of Pragmatics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108714
  • Schiffrin, D., Hamilton, H. E., & Tannen, D. (2015). The Handbook of Discourse Analysis (Vol. Second edition). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=985110