• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Классическая риторика и новая техника представления знания

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Ганошенко Мария Евгеньевна, Гусейнов Гасан Чингизович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Риторика как искусство речи и прикладная образовательная методика возникла в те времена, когда греки еще не знали письменности; впервые "оратором" Гомер называет Ахиллеса, выигравшего риторический поединок с Приамом. Своего расцвета классическая риторика достигнет лишь спустя столетия после того, как письмо станет повседневностью, но далеко еще не вытеснит потребность в разнообразной, живой, познающей и организующей речи. Именно для людей ранней письменной эпохи и были созданы главные учебные пособия по риторике: диалоги Платона, трактаты Аристотеля и Цицерона, Дионисия и Квинтилиана, записанные речи Лисия и Демосфена, Эсхина и Цицерона. Богатства устного слова мыслились сопоставимыми с неисчерпаемыми кладовыми письма – с целыми библиотеками – сначала рукописных, а еще через несколько столетий – и печатных книг. В начале XXI века владение хорошей письменной речью является достоянием меньшинства, и доля этого меньшинства, возможно, сокращается. Зато расширяется область пост-письменной коммуникации. Господствующий медиум – аудиовизуальный, или так называемый мультимедийный. В отличие от древних авторов первых риторик и их учеников, которые находились на входе в эпоху книжности, мы находимся на выходе из нее в новую область, которую иногда называют цифровой, или дигитальной. Но и в этой новой области, и в новую эпоху люди, практически овладевшие новыми навыками визуализации (от карикатур и татуировок до граффити и компьютерной графики), не могут обойтись без искусства риторики. Однако, и изучать этот предмет приходится тоже по-новому: на выходе из письменно-книжной культуры древности вновь оживают как раз те аспекты риторической науки, которые были актуальны две с половиной тысячи лет назад. Сегодня пишущим и выступающим людям – и любителям, и профессионалам – опыт классической античной риторики особенно полезен. Преодолевая традиционно высокомерное отношение к риторике как «пустому говорению обо всем и ни о чем», участники семинара быстро почувствуют и осознают, что методика, выработанная на входе в письменно-книжную эпоху, должна быть переосмыслена и перезаточена под требования наступающей новой эпохи, когда в игру вступили новые медийные инструменты и платформы (интернет, мобильные сетевые устройства, новые визуально-тактильные формы авторской работы).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины: Понимание актуальности классической риторики в эпоху нового популизма, размывания авторитетности, атомизации общества и быстрого роста социальных сетей на волне технологического роста. Приобретение и развитие навыков грамотного риторического поведения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает место риторики в современной коммуникации и историю изменений риторических стратегий
  • Разбирается в базовой риторической терминологии и понятийном аппарате классической риторики
  • Разбирается в систематике функций языка как когнитивного и коммуникативного инструмента
  • Разбирается в содержании понятия перформативности, выделяет экспрессивный и управленческий функционалы риторической речи
  • Разбирается в теории аргументации по Аристотелю
  • Разбирается в проблематике описания и интерпретации художественного памятника
  • Вырабатывает навыки понимания и применения топосов
  • Понимает и практикует категорию критики речи
  • Понимает риторическую природу трактата Витрувия об архитектуре. Овладевает рпытом истолкования архитектурного памятника и формирует архитектурно-риторичесую среду для себя и своей референтной группыг
  • Разбирается в противоречиях риторики и мифа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1) Новая актуальность риторики в пост-гутенберговскую эпоху.
    Риторика аудиовизуальной эпохи. Что такое авторство: общие правила построения речи и личность говорящего.
  • 2) Основная риторическая терминология и проблемы представления и передачи знания.
    Основные категории риторики дописьменной, письменной и постписьменной эпох. Риторика и красноречие: судебное, политическое, торжественное.
  • 3) Познавательная и коммуникативная функции риторики.
    Риторика как метод письма. Порфирий. О пещере нимф. А.П. Чехов. Риторика как метод чтения. Дионисий Галикарнасский. Франц Кафка. Превращение. Даниил Хармс.
  • 4) Экспрессивная и управленческая функции риторики.
    Перформативность речи. Манипуляция и кибернетика. Теория речевых актов (от Платона до Дж. Серла).
  • 5) Аргумент и аргументация.
    Аналитическое чтение: Аристотель, Платон. Десять категорий Аристотеля и логические квадраты Платона и Сократа. Статусы речи.
  • 6) Риторика и визуальные искусства.
    Описание и анализ памятника как риторическое упражнение.
  • 7) Топосы и риторические фигуры
    Анализ риторической ситуации «Пира» Платона. Сравнительная биография известных ораторов недавнего прошлого и настоящего по образцу "Параллельных жизнеописаний" Плутарха.
  • 8) Понятие критики: между авторской экзистенцией и риторическим упражнением.
    Риторика и изобразительное искусство. Риторическая ситуация и ее разновидности. Риторические приемы: от экзаменационных вопросов до интервью.
  • 9) Архитектура и риторика.
    Витрувий, или Архитектура как школа ораторского искусства. Риторика и современная урбанистика: как читать город? Как читать руины? Новые техники представления знания.
  • 10) Риторика и герменевтика мифа.
    Миф об Эдипе и риторика психоанализа. Анти-риторика (на основе чтения книги Ж.Делеза и Ф.Гваттари.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное задание по теме 1
  • неблокирующий Письменное задание по теме 2
  • неблокирующий Письменное задание по теме 3
  • неблокирующий Письменное задание по теме 4
  • неблокирующий Письменная работа по теме 5
  • неблокирующий Письменное задание по теме 6
  • неблокирующий Письменное задание по теме 7
  • неблокирующий Письменное задание по теме 8
  • неблокирующий Письменное задание по теме 9
  • неблокирующий Письменное задание по теме 10
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Письменная работа по теме 5 + 0.1 * Письменное задание по теме 1 + 0.1 * Письменное задание по теме 10 + 0.1 * Письменное задание по теме 2 + 0.1 * Письменное задание по теме 3 + 0.1 * Письменное задание по теме 4 + 0.1 * Письменное задание по теме 6 + 0.1 * Письменное задание по теме 7 + 0.1 * Письменное задание по теме 8 + 0.1 * Письменное задание по теме 9
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A companion to cultural memory studies: an international and interdisciplinary handbook // ed. by Astrid Erll, Ansgar Nünning, Sara Young. Berlin, New York: De Gruyter, 2008.
  • Cultural memory and identity in ancient societies, , 2011
  • Grounding cognition : the role of perception and action in memory, language, and thinking, , 2010
  • Аристотель. Категории. - Репринтное воспроизведение издания 1939 г. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 124 с.- ISBN 978-5-16-012030-0. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348890
  • Москвин В. П. - РИТОРИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 725с. - ISBN: 978-5-534-09710-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ritorika-i-teoriya-argumentacii-428443
  • Платон -. ; Пер. Апт С. К., Соловьев М. С. - ПИР. АПОЛОГИЯ СОКРАТА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 89с. - ISBN: 978-5-534-06630-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pir-apologiya-sokrata-441955
  • Риторика. Теория и практика речевой коммуникации, Зарецкая, Е. Н., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Logic and the art of memory : the quest for a universal language, Rossi, P., 2006
  • The visual world in memory, , 2009
  • Tismăneanu, V. (2010). Coming to Terms with a Traumatic Past: Reflections on Democracy, Atonement, and Memory. History of Communism in Europe, 1, 15–20. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=82085611
  • Walker, J. (2000). Rhetoric and Poetics in Antiquity. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=144019
  • Бузескул В.П. - Античность и современность. Современные темы в античной Греции - Издательство "Лань" - 2013 - 196с. - ISBN: 978-5-507-13073-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13466