2019/2020
Классическая риторика и новая техника представления знания
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Ганошенко Мария Евгеньевна,
Гусейнов Гасан Чингизович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Риторика как искусство речи и прикладная образовательная методика возникла в те времена, когда греки еще не знали письменности; впервые "оратором" Гомер называет Ахиллеса, выигравшего риторический поединок с Приамом. Своего расцвета классическая риторика достигнет лишь спустя столетия после того, как письмо станет повседневностью, но далеко еще не вытеснит потребность в разнообразной, живой, познающей и организующей речи. Именно для людей ранней письменной эпохи и были созданы главные учебные пособия по риторике: диалоги Платона, трактаты Аристотеля и Цицерона, Дионисия и Квинтилиана, записанные речи Лисия и Демосфена, Эсхина и Цицерона. Богатства устного слова мыслились сопоставимыми с неисчерпаемыми кладовыми письма – с целыми библиотеками – сначала рукописных, а еще через несколько столетий – и печатных книг. В начале XXI века владение хорошей письменной речью является достоянием меньшинства, и доля этого меньшинства, возможно, сокращается. Зато расширяется область пост-письменной коммуникации. Господствующий медиум – аудиовизуальный, или так называемый мультимедийный. В отличие от древних авторов первых риторик и их учеников, которые находились на входе в эпоху книжности, мы находимся на выходе из нее в новую область, которую иногда называют цифровой, или дигитальной. Но и в этой новой области, и в новую эпоху люди, практически овладевшие новыми навыками визуализации (от карикатур и татуировок до граффити и компьютерной графики), не могут обойтись без искусства риторики. Однако, и изучать этот предмет приходится тоже по-новому: на выходе из письменно-книжной культуры древности вновь оживают как раз те аспекты риторической науки, которые были актуальны две с половиной тысячи лет назад. Сегодня пишущим и выступающим людям – и любителям, и профессионалам – опыт классической античной риторики особенно полезен. Преодолевая традиционно высокомерное отношение к риторике как «пустому говорению обо всем и ни о чем», участники семинара быстро почувствуют и осознают, что методика, выработанная на входе в письменно-книжную эпоху, должна быть переосмыслена и перезаточена под требования наступающей новой эпохи, когда в игру вступили новые медийные инструменты и платформы (интернет, мобильные сетевые устройства, новые визуально-тактильные формы авторской работы).
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины: Понимание актуальности классической риторики в эпоху нового популизма, размывания авторитетности, атомизации общества и быстрого роста социальных сетей на волне технологического роста. Приобретение и развитие навыков грамотного риторического поведения.
Планируемые результаты обучения
- Понимает место риторики в современной коммуникации и историю изменений риторических стратегий
- Разбирается в базовой риторической терминологии и понятийном аппарате классической риторики
- Разбирается в систематике функций языка как когнитивного и коммуникативного инструмента
- Разбирается в содержании понятия перформативности, выделяет экспрессивный и управленческий функционалы риторической речи
- Разбирается в теории аргументации по Аристотелю
- Разбирается в проблематике описания и интерпретации художественного памятника
- Вырабатывает навыки понимания и применения топосов
- Понимает и практикует категорию критики речи
- Понимает риторическую природу трактата Витрувия об архитектуре. Овладевает рпытом истолкования архитектурного памятника и формирует архитектурно-риторичесую среду для себя и своей референтной группыг
- Разбирается в противоречиях риторики и мифа
Содержание учебной дисциплины
- 1) Новая актуальность риторики в пост-гутенберговскую эпоху.Риторика аудиовизуальной эпохи. Что такое авторство: общие правила построения речи и личность говорящего.
- 2) Основная риторическая терминология и проблемы представления и передачи знания.Основные категории риторики дописьменной, письменной и постписьменной эпох. Риторика и красноречие: судебное, политическое, торжественное.
- 3) Познавательная и коммуникативная функции риторики.Риторика как метод письма. Порфирий. О пещере нимф. А.П. Чехов. Риторика как метод чтения. Дионисий Галикарнасский. Франц Кафка. Превращение. Даниил Хармс.
- 4) Экспрессивная и управленческая функции риторики.Перформативность речи. Манипуляция и кибернетика. Теория речевых актов (от Платона до Дж. Серла).
- 5) Аргумент и аргументация.Аналитическое чтение: Аристотель, Платон. Десять категорий Аристотеля и логические квадраты Платона и Сократа. Статусы речи.
- 6) Риторика и визуальные искусства.Описание и анализ памятника как риторическое упражнение.
- 7) Топосы и риторические фигурыАнализ риторической ситуации «Пира» Платона. Сравнительная биография известных ораторов недавнего прошлого и настоящего по образцу "Параллельных жизнеописаний" Плутарха.
- 8) Понятие критики: между авторской экзистенцией и риторическим упражнением.Риторика и изобразительное искусство. Риторическая ситуация и ее разновидности. Риторические приемы: от экзаменационных вопросов до интервью.
- 9) Архитектура и риторика.Витрувий, или Архитектура как школа ораторского искусства. Риторика и современная урбанистика: как читать город? Как читать руины? Новые техники представления знания.
- 10) Риторика и герменевтика мифа.Миф об Эдипе и риторика психоанализа. Анти-риторика (на основе чтения книги Ж.Делеза и Ф.Гваттари.
Элементы контроля
- Письменное задание по теме 1
- Письменное задание по теме 2
- Письменное задание по теме 3
- Письменное задание по теме 4
- Письменная работа по теме 5
- Письменное задание по теме 6
- Письменное задание по теме 7
- Письменное задание по теме 8
- Письменное задание по теме 9
- Письменное задание по теме 10
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Письменная работа по теме 5 + 0.1 * Письменное задание по теме 1 + 0.1 * Письменное задание по теме 10 + 0.1 * Письменное задание по теме 2 + 0.1 * Письменное задание по теме 3 + 0.1 * Письменное задание по теме 4 + 0.1 * Письменное задание по теме 6 + 0.1 * Письменное задание по теме 7 + 0.1 * Письменное задание по теме 8 + 0.1 * Письменное задание по теме 9
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A companion to cultural memory studies: an international and interdisciplinary handbook // ed. by Astrid Erll, Ansgar Nünning, Sara Young. Berlin, New York: De Gruyter, 2008.
- Cultural memory and identity in ancient societies, , 2011
- Grounding cognition : the role of perception and action in memory, language, and thinking, , 2010
- Аристотель. Категории. - Репринтное воспроизведение издания 1939 г. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 124 с.- ISBN 978-5-16-012030-0. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348890
- Москвин В. П. - РИТОРИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 725с. - ISBN: 978-5-534-09710-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ritorika-i-teoriya-argumentacii-428443
- Платон -. ; Пер. Апт С. К., Соловьев М. С. - ПИР. АПОЛОГИЯ СОКРАТА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 89с. - ISBN: 978-5-534-06630-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pir-apologiya-sokrata-441955
- Риторика. Теория и практика речевой коммуникации, Зарецкая, Е. Н., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Logic and the art of memory : the quest for a universal language, Rossi, P., 2006
- The visual world in memory, , 2009
- Tismăneanu, V. (2010). Coming to Terms with a Traumatic Past: Reflections on Democracy, Atonement, and Memory. History of Communism in Europe, 1, 15–20. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=82085611
- Walker, J. (2000). Rhetoric and Poetics in Antiquity. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=144019
- Бузескул В.П. - Античность и современность. Современные темы в античной Греции - Издательство "Лань" - 2013 - 196с. - ISBN: 978-5-507-13073-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13466