• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Человек в средневековой Европе: Восток

Статус: Майнор (История)
Когда читается: 4 модуль
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен изучению повседневности, самосознания и форм самовыражения людей европейского Средневековья, живших в Византии и Древней Руси. Студентов познакомят как с материальными аспектами средневековых обществ (что люди обычно ели и пили, во что одевались, в каких жилищах обитали), так и с особенностями их духовной жизни, межчеловеческих отношений, духовных исканий. Как проходило младенчество и детство, в чем состояло взросление, как вступали в брак, обзаводились потомством, как разводились и как умирали? В какие игры играли, как проводили досуг? Как относились к внебрачным связям? Каковы были этические и эстетические установки людей из разных культурных регионов и разных слоев общества? Семинарские занятия будут посвящены разбору широкого круга средневековых текстов — византийских и древнерусских житий до скандинавских саг. Анализ отдельных ярких случаев будет сочетаться с обсуждением общих проблем современной исторической антропологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления об истории повседневности применительно к средневековым обществам на востоке Европы: Византии и Древней Руси
  • Вырабатывание у студентов понимания особенностей повседневной жизни и самосознания людей разных общественных групп в Византии и Древней Руси
  • Формирование у студентов комплекса знаний об истории повседневности и о специфике межчеловеческих отношений в Византии и Древней Руси
  • Формирование у студентов базовых умений анализировать средневековые исторические источники и работать с академической литературой по истории Византии и Древней Руси, а также навыков междисциплинарного анализа
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Идентифицирует специфику византийского представления о человеке
  • Формулирует особенности рождения и детства в Византии
  • Проблематизирует отношение к еде и питью в Византии
  • Анализирует византийские источники на предмет выявления отношения к любви и браку
  • Перечисляет характерные особенности жилищ и одежды в Византии
  • Оценивает влияние природно-климатического фактора на особенности российского исторического процесса.
  • Выявляет особенности рождения и смерти в Древней Руси
  • Перечисляет особенности семейных отношений в Древней Руси
  • Описывает особенности пищевого рациона в Древней Руси, труда и досуга, развлечений, представлений о счастье и несчастье
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Человек в византийской цивилизации
    Временные и пространственные рамки Византии. Источники, имеющиеся в распоряжении исследователя для познания византийской цивилизации. В чем преимущества и в чем недостатки нашей источниковой базы для применения методов исторической антропологии к византийскому материалу. В чем специфика византийского представления о человеке на общем средневековом фоне. Византийское отношение к беременности, аборту, родам. Повивальные бабки и «научное» родовспоможение. Археологический взгляд на грудное вскармливание в Византии. Инфантицид: страшные находки в Ашкелоне. Детство в Византии. Возраст взросления. Византийская школа: когда туда шли, чему учились и сколько лет проводили. Школьные годы чудесные? С каких лет можно было работать нотариусом, а с каких проституткой? Что такое взросление. Парадоксы изображения детей в византийском искусстве. Почему Михаил Пселл произнес такую странную надгробную речь своей дочери Стилиане? Отношение к еде и питью в Византии. Строгость постов: нормативность и реальность. Социальная, конфессиональная и региональная специфика. Монастырские уставы как гастрономический источник. Объедение и голод: феномен или ноумен? Наши познания о гастрономии: археология, лексикология, письменные источники. Хлеб насущный – что это такое? Рыба: от камбалы до стерляди. Мясо каких животных ели византийцы и как часто? Овощи и фрукты – проблема доступности. Сладости: почему византийцы не додумались до сахара? Вино, пиво…. спирт? Что значит русское слово «кирять»? Любовь небесная и земная: парадоксы телесности в Византии. Восприятие непристойного: специфика византийской культуры. Должное и сущее – проблема источников. Законодательное регулирование сексуальной сферы. Проституция и конкубинат. Крестьяне как носители морали? Неожиданности в покаянных руководствах. Секс в житиях святых. Гибель и возрождение любовного романа в греческой литературе. Откровения Феодора Вальсамона. Евнухи. Гомосексуальность преступная и терпимая. Смутительные гимны Симеона Нового Богослова. Трудности реконструкции средневекового жилища. Ловушки Мистры и Монемвасии. Византийские дома в Константинополе? Что нам дает археология  византийской провинции? Социальная стратификация жилища: дворцы и хижины. Устройство византийского дома, водопровод и канализация. Византийская мебель. Когда в Византии перестали возлежать за трапезой и начали сидеть. Столовые приборы: рождение вилки, приключения ножа. Сюжет «Тайной вечери» и «Пир в доме Иова» как два универсальных изобразительных сюжета, позволяющих проследить эволюцию трапезы. Как развивалась верхняя одежда: от тоги к рубашке с рукавами, от сандалий к ботинкам, от голоногости к штанам. Изменения головного убора. Развитие украшений, зарождение мужского и женского костюма. Что мы знаем о нижнем белье византийцев? Когда Спаситель изображался обнаженным?  Кто, в каких обстоятельствах и до какой степени мог раздеваться в Византии?
  • Человек в Древней Руси
    Временные и пространственные рамки древней Руси. Источники изучения древнерусской цивилизации: сохранность, репрезентативность, особенности изучения. Что мы знаем о повседневной жизни древнерусского человека? Природно-климатические условия и особенности жизни на территории Восточной Европы. Плотность населения. Основные занятия. Отношение ко времени и пространству. Верования древнерусского человека. Существует ли проблема специфического древнерусского «двоеверия»? Живая и неживая природа глазами древнерусского человека. Этические и эстетические представления древнерусского человека. Представления о месте человека в жизни и обществе. Рождение ребенка и наречение имени. Сколько имен было у древнерусского человека, и кто ему их давал? Представления о возрасте человека. Болезни и отношение к ним. Отношение к смерти в древней Руси. Древнерусская погребальная обрядность. Представления о жизни после смерти. Где находятся ад и рай? Человек и его ближайшее окружение. Законодательное регулирование сексуальной сферы. Брак и его последствия. Внебрачные связи. Что нам известно о детстве и отношении к детям в древней Руси? Чему и как учился ребенок. Холопы – «младшие» члены семьи. Права и обязанности женщины. Могла ли женщина быть главой древнерусской семьи? Пища и пищевые запреты в древней Руси. Рацион древнерусского человека. Напитки древней Руси. Голод в древней Руси. Грамотность в древней Руси. На чем, чем и как писали в древней Руси. Что и как читали в древней Руси. Как считали в древней Руси? Развлечения в древней Руси. Детские и взрослые игры. Представления о счастье и несчастье в древней Руси.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • домашние задания (неблокирующий)
  • контрольная работа (неблокирующий)
    развернутое устное сообщение или же письменная работа на заранее определенную преподавателем историческую или историографическую тему. По решению преподавателя контрольные работы могут выполняться либо индивидуально, либо в группах
  • реферат (неблокирующий)
    письменная работа объемом 2-3 тыс. слов, содержащая характеристику важной научной монографии, серии статей или совокупности работ по определенной теме и демонстрирующая навыки студента по выявлению авторской концепции (авторских концепций), ее (их) точному и краткому изложению
  • письменный экзамен (блокирующий)
    письменное испытание, на котором студент должен продемонстрировать: знание основных событий, процессов и явлений, обсуждавшихся в ходе курса, текстов источников, разбиравшихся на семинарских занятиях, и концепций авторов исторических работ из предложенного списка. По решению преподавателя студент может быть освобожден от сдачи экзамена, если накопленная оценка равняется 8, 9 или 10 баллам. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по десятибалльной шкале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * домашние задания + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * письменный экзамен + 0.1 * реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Безобразов П.В. — Очерки Византийской культуры (1919) - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-12966-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/13849
  • - Этингоф О.Е. — Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2000 - ISBN: 5-89826-028-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/77028
  • Веселовский, А.Н. Генварские русалии и готские игры в Византии : монография / Веселовский А.Н. : Издательские архивы, 1885. — 22 с. — URL: https://book.ru/book/912756 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк Г. Б., Маркова А. Н., 2009
  • Всемирная история. Т.2: Средневековые цивилизации Запада и Востока, Уваров П. Ю., Дубровский И. В., 2012
  • Всемирная история. Т.3: Мир в раннее Новое время, Юсим М. А., Уваров П. Ю., 2013
  • Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. Изд. 4-е. № 182. Щеглова С. А. Вирши праздничные и обличительные на ариан конца XVI - начала XVII в. : электронная репродукция / Никон, архимандрит : Издательские архивы, 1913. — 124 с. — URL: https://book.ru/book/914252 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии, Калугин, В., 2009
  • История византийской литературы (650-850 гг.), Каждан А. П., Шерри Л. Ф., 2002
  • История России с древнейших времен до начала XXI века. [Кн. 1]: История России с древнейших времен до конца XVII века, Милов Л. В., Флоря Б. Н., 2010
  • История Средних веков. Т.1: ., Карпова С. П., 2010
  • Успенский Ф. И.-ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ-М.:Издательство Юрайт,2019-313-Антология мысли-978-5-534-12112-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/ocherki-po-istorii-vizantiyskoy-obrazovannosti-446841

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Иконников В.С. — Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-12789-4 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/10774
  • "Кодин, Г. О древностях Константинополя. Ч. 2. (фактически ""Словарь древностей Константинополя"" Г. Ласкина) : монография / Кодин Г. : Издательские архивы, 1902. — 237 с. — URL: https://book.ru/book/912706 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный."
  • Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв., Каждан, А. П., Еремян, С. Т., 1975
  • Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса, Милов Л. В., 2001
  • Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса, Милов Л. В., 2006
  • Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России ..., Никон; Рождественский Н. И., 1991
  • История византийской литературы (850 - 1000 гг.) : эпоха византийского энциклопедизма, Каждан А. П., Любарского Я. Н., 2012
  • Как жили византийцы, Литаврин Г. Г., 2006
  • Как жили византийцы, Литаврин Г. Г., Каждан А. П., 1974
  • Как жили византийцы, Литаврин Г. Г., Каждан А. П., 2014
  • Книга и писатель в Византии, Каждан, А. П., 1973
  • Люди и нравы древней Руси: историко-бытовые очерки ХI-ХIII вв., Романов Б. А., Данилевского И. Н., 2002
  • Михаил Пселл : личность и творчество : к истории византийского предгуманизма, Любарский, Я. Н., Каждан, А. П., 1978
  • Советы и рассказы : Поучение византийского полководца XI века, Кекавмен, Литаврина Г. Г., 2003
  • Социальный состав господствующего класса Византии XI - XII вв., Каждан, А. П., 1974