• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Аксиология личности

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Ишанов Сергей Александрович, Шумский Владимир Борисович
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Аксиология личности" реализуется в 4-м модуле на платформе Zoom, ссылка https://zoom.us/j/5410040684 Учебная дисциплина «Аксиология личности» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» относится к элективным специальным дисциплинам, входящим в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия). Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах «Основы экзистенциального анализа и логотерапии», «Онтология личности». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - знать теоретические и практические основы психологического консультирования; - знать категориальную систему экзистенциальной психологии и психотерапии; - иметь навыки применения методов самонаблюдения и самопознания. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - «Психология аутентичности и персональный экзистенциальный анализ»; - «Психология поиска смысла»; - «Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии»; - НИС «Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели изучения дисциплины состоят в рассмотрении специфики патических феноменов в контексте экзистенциальной теории личности и экзистенциальной психотерапии, в усвоении основных понятий 2-й фундаментальной экзистенциальной мотивации, связанной со стремлением личности к восприятию ценностей, переживанию витальной силы и радости жизни, а также в усвоении экзистенциальной аксиологии – центрального элемента теории современного экзистенциального анализа, а также в изучении специфики взаимосвязей ценностей личности и жизненных отношений личности, ценностей личности и ее чувств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение приемами феноменологического понимания «Нравится» как патического измерения
  • Знать основные понятия 2-й фундаментальной экзистенциальной мотивации
  • Демонстрирует понимание способов возникновения и умение обхождения с копинговыми реакциями 2 ФМ
  • Понимание смысла печали и ее значиния в жизни личности. Владение навыком сопровождения процесса печали в психологическом консультировании
  • Умение применять в практике психологического консультирования метод сопровождения пациента, переживающего утрату значимой ценности
  • Владеет категориальной системой экзистенциальной психологии и психотерапии. Понимает динмику процессов во 2 ФМ
  • Умение распознавать и исследовать на основе самопознания таких феноменов индивидуального бытия как близость, время, отношения, забота, женственность, любовь, практическая и внутренняя ценность, ценность жизни
  • Владеет практической методикой установления и усиления внутренних отношений
  • Знание метода расстановок для визуализации совокупности внешних отношений – "поле отношений"
  • Знание категориальной системы. Владение приемами феноменологического понимания фундаментального отношения к жизни
  • Знание категориальной системы. Владение приемами феноменологического понимания фундаментальной ценности жизни
  • Владеет основными понятиями экзистенциально-аналитической теории эмоций А. Лэнгле. Понимание процесса возникновений эмоций
  • Владеет методическими рекомендациями по сопровождению в психологическом консультировании
  • Умение осуществлять психологический анализ ценностно-смысловой сферы и отношения человека к собственной жизни с использованием категориального аппарата экзистенциального анализа
  • Владение методом интесификации переживания ценностей
  • Применяет методы познания и знания, полученные в ходе освоения дисциплины, осваивает концептуальные инварианты психологической помощи личности.
  • Способен дифференцировать влечения и ценности.
  • Владеет категориальной системой понимания ценностей, феноменологическим описанием ценностей В. Франкла.
  • Распознает и формулирует проблемы личности в контексте ее духовной и социальной жизни, опираясь на собственный опыт и опыт освоения содержаний учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Нравится жить»: переживание ценностей и радости жизни
    «Нравится» как патическое измерение, отражающее качество человеческого бытия. Переживания и страдание как движущие силы жизни. Жизнь как изменение, течение, рост, развитие, созревание и умирание. Отношения личности с жизнью. Соотнесение личности с Иным и переживание внутреннего движения. Значение «нравится» как основания мотивации. Два подхода к эмоциональности: психодинамический и ценностно-персональный. Биографический опыт переживания «мне нравится»: способность обращать на это внимание или отказываться от этого (аскетизм). Установка по отношению к «нравится»: ограниченность или свобода. Блокада переживания «нравится».
  • Тема 2 Копинговые реакции при утрате чувства жизни
    Психодинамические копинговые (защитные) реакции как ситуативные механизмы преодоления. Польза и опасность копинговых реакций. Общая схема копинговых реакций: основное движение, парадоксальное движение (активизм), агрессия, рефлекс мнимой смерти. Копинговые ре-акции, вызванные угрозой потери качества жизни: отступление (регрессия), стремление к достижениям, обесценивание, ярость как борьба за сохранение ценностей, бесчувственность, истощение, апатия. Экзистенциально-аналитическое обхождение с яростью.
  • Тема 3. Динамика страдания из-за утраты значимой ценности: этапы процесса печали
    Страдание из-за утраты чувства жизни. Понимание процесса печали как страдания, связанного с утратой ценности. Фазы процесса печали: предварительная фаза сопротивления и борьбы, фаза слез, фаза внутренней беседы, фаза поиска новых ценностных ориентиров во внешнем мире. Последствия прожитой и непрожитой печали. Сопровождение процесса печали в психологическом консультировании.
  • Тема 4 Предпосылки для обращения: отношения, близость, время
    Обращение (эмоциональное раскрытие) как основная духовная деятельность 2-й ФМ. Обращение к самому себе. Субъективные предпосылки для обращения: отношения, время, близость. Отношения как защищенные рамки, в которых происходит обращение. Влияние предыдущего опыта отношений на способность к эмоциональной открытости. Время как пространство для возникновения чувств и отношений. Экзистенциальное значение времени, уделяемого кому-либо или чему-либо. Основная динамика 2-й ФМ: влияние близости на возникновение эмоциональности. Мотивация к близости. Ступени близости.
  • Тема 5. Обращение к самому себе – внутренние отношения
    Установление отношений с самим собой. Установление отношений с телесным Я. Установление отношений с психическим Я (желаниями). Соотношение чувства – тело. Отсутствие отношений с самим собой как отправная точка возникновения зависимостей. Отношения с самим собой как защита от эмоционального выгорания. Практическая методика установления и усиления внутренних отношений.
  • Тема 6. Обращение к другому – внешние отношения
    Соотношение между внешними и внутренними отношениями. Использование метода расстановок для визуализации совокупности внешних отношений – «поле отношений». Субъективное переживание ценности отношений. Проживание близости в отношениях. Препятствия в отношениях. Критерии хороших отношений. Установление отношений: самостоятельность vs. психологическое слияние. Зависимость от отношений. Взгляд в будущее – мои задачи в связи с темой «отношения».
  • Тема 7. Фундаментальное отношение к жизни
    Фундаментальное отношение к жизни: обхождение личности с фактом «бытия живым». Фундаментальный вопрос жизни: «Какова для меня жизнь?». Субъективная шкала оценки качества жизни: чувство удовольствия и интуитивное переживание ценности жизни. Три характеристики жизни: эмоциональность, течение-движение-изменение, витальная сила.
  • Тема 8. Фундаментальная ценность жизни
    Фундаментальная ценность жизни как интегральная характеристика качества фундаментального отношения к жизни. Феноменология фундаментальной ценности (переживание «мне нравится жить»). Субъективная доля фундаментальной ценности: предпосылки и психологическое содержание. Объективная доля фундаментальной ценности жизни: ценность жизни как основа ценностно-смысловой сферы личности. Взаимосвязь фундаментальной ценности и способности личности к установлению отношений. Индукция и развитие фундаментальной ценности. Психологические и психические расстройства, вызванные нарушениями переживания фундаментальной ценности. Экзистенциально-аналитическое понимание депрессии.
  • Тема 9. Экзистенциально-аналитическая теория эмоций
    Роль эмоций в индивидуальной жизни: чувство как способ восприятия объекта в аспекте его значимости для жизни личности. Динамика возникновения и развития чувств. Дифференциация чувств в соответствии с предметом восприятия: чувства в узком смысле и феноменологическое чутье. Психологические характеристики влечения, аффекта, эмоции, настроения. Классификация чувств по этапам процесса переработки впечатлений: первичная эмоция и интегрированная эмоция. Психический и духовный аспекты чувств. Антропологическое значение чувств.
  • Тема 10. Модель экзистенциально-аналитического обхождения с чувствами
    Экзистенциальная установка по отношению к чувствам: признание ценности, позиция открытости по отношению к собственным чувствам. Персональная активность «обращения» как способ интенсификации переживаний. Динамика процесса интеграции эмоции: стадии восприятия, понимания, соотнесения с совестью, занятия позиции, формирования воли. Методические рекомендации для сопровождения и фасилитации этого процесса в практике психологического консультирования. Влияние семьи и стиля воспитания на способность человека переживать и понимать собственные чувства. «Эмоциональный поворот» в консультировании при отвержении клиентом своих чувств.
  • Тема 11. Экзистенциальная аксиология
    Философские и психологические определения ценностей. Понимание ценностей В. Франклом. Экзистенциально-аналитическая концепция ценностей. Феноменологическое описание ценностей. Психические и духовные компоненты персональных ценностей. Включенность в отношения как основа для возникновения ценностей. Взаимосвязь восприятия конкретной ценности и переживания фундаментальной ценности жизни. Дифференциация влечений и ценностей. Внутренняя ценность и практическая ценность.
  • Тема 12. Экзистенциально-аналитический подход к персональному обхождению с ценностями
    Способы восприятия ценностей: рефлексивный, интуитивный, эмпирический. Методические рекомендации для интенсификации переживания ценности: позиция открытости, персональная активность по установлению отношений и обращению к объекту. Культура как «сокровищница» человеческих ценностей: культурные формы трансляции и развития персональных ценностей (традиции, практики, идеалы). Культура празднования как способ усиления переживания значимости события.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Эссе
    Эссе сдается в электронном и в печатном виде. Сдача эссе позже установленного срока не допускается; в этом случае студенту за эссе выставляется оценка 0
  • блокирующий Контроль
    Интервальная шкала оценок экзамена: Ниже 50 баллов – оценка 0 50-54 балла – оценка 1 55-59 баллов – оценка 2 60-63 балла – оценка 3 64-65 баллов – оценка 4 66-67 баллов – оценка 5 68-69 баллов – оценка 6 70-72 баллов – оценка 7 73-75 балла – оценка 8 76-78 баллов – оценка 9 79-80 баллов – оценка 10
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.5 * Контроль + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Логотерапия и экзистенциальный анализ: статьи и лекции: Научно-популярное / Франкл В. - М.:ЛИБРОКОМ, 2016. - 344 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-542-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002588
  • Лэнгле А. А., Уколова Е. М., Шумский В. Б. - СОВРЕМЕННЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 403с. - ISBN: 978-5-534-05227-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-ekzistencialnyy-analiz-istoriya-teoriya-praktika-issledovaniya-434066

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Экзистенциальная психология и психотерапия : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры, Шумский, В. Б., 2016