• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Одиссей и окрестности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Одиссей и окрестности" представляет собой вторую часть минора "Антиковедение" и посвящена трем темам, объединенным фигурой Одиссея: введению в гомероведение, античной географии, а также мифологии и мифографии. Значение этого курса в системе предметов антиковедческого цикла связано с ключевой ролью гомеровского эпоса в античной культуре и важностью знакомства с греческой мифологией в ее историческом развитии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знать сюжеты гомеровского эпоса, смежные мифологические сюжеты
  • знать проблематику гомеровского вопроса и «устной теории»,
  • знать основные понятия классической текстологии, характер источниковой основы, на которой базируются современные издания Гомера
  • знать структуру гекзаметра, отличия квантитативного гекзаметра от его русских имитаций
  • знать основные географические объекты Средиземноморья и Северного Причерноморья
  • уметь комментировать тексты античной литературы (на примере фрагментов Гомера)
  • уметь анализировать фрагменты художественного перевода греческих и латинских произведений, сопоставляя с соответствующими подстрочными переводами
  • владеть навыками работы со специальным справочными изданиями
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными текстологическими терминами
  • умеет пользоваться специальной справочной литературой
  • знает основы античной текстологии
  • знает сюжет и стилистически особенности гомеровского эпоса
  • знаком с историей гомеровского вопроса и устной теорией
  • владеет основными навыками комментирования античного текста
  • имеет представление о рецепции Гомера в античности
  • знает структуру и основные вехи истории русского гекзаметра
  • знаком с фрагментами русских переводов Гомера
  • знает основные географические объекты Средиземноморья
  • знаком с основными вехами истории античной географии
  • знаком с основными вехами истории античной мифографии
  • знает сюжеты важнейших античных мифов
  • имеет навык соотнесения сюжетов картин и скульптур Европы Средних веков и Нового времени с сюжетами античной мифологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Введение в античную текстологию: сохранившиеся источники, материалы для письма, основные понятия, термины и методы текстологии (архетип, стемма, чтение, аппарат, палимпсест, конъектура). Знакомство с основной справочной литературой по антиковедению.
  • Гомероведение
    Гомеровский вопрос. Поэмы Гомера как устный импровизационный эпос. Практикум по комментированию Гомера. Гомер в нарратологической перспективе. Гомеровский гекзаметр, история гекзаметра в Греции и Риме, его новоевропейские дериваты. Сюжеты гомеровского эпоса
  • Античная география
    Представления о мироздании и географических объектах в античности. Основные источники по античной географии. Работа с современными картами.
  • Рецепция Одиссея
    Энний. Вергилий: римское осмысление греческой мифологической истории. Новоевропейский и русский гекзаметр. Переводы Н.И. Гнедича, В.А. Жуковского, В.В. Вересаева, М.А. Амелина, Г. Стариковского и их рецепция в русской культуре.
  • Античная мифология
    Краткие сведения об античной мифографии. Важнейшие греческие мифы и их отражение в античном и европейском искусстве.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устные ответы на семинарах
  • неблокирующий Письменные тесты
  • неблокирующий Экзамен: отчет по проекту
    Экзамен проводится в устной форме (защита проекта). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). Студенты присутствуют на экзамене по графику. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие микрофона, поддержка Zoom. Желательно наличие камеры. В исключительном случае (при возникновении технических проблем) допустимо делать отчет по проекту доклад по телефону. Предварительно участникам экзамена необходимо заполнить таблицу с результатами своей работы по проекту, за каждое малое задание преподаватели выставляют оценку, которая конвертируется в оценку за экзамен. В случае нарушения связи отчет студента по проекту может быть продолжен после завершения ответов других студентов. Процедура пересдачи проводится в устной форме, однако на ней рассматривается та часть проекта, которая была выполнена студентом на момент начала экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Письменные тесты + 0.3 * Устные ответы на семинарах + 0.5 * Экзамен: отчет по проекту
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Античная литература : учебник для высшей школы, Лосев, А. Ф., 2001
  • Занимательная Греция : рассказы о древнегреческой культуре, Гаспаров, М. Л., 2002
  • История античной литературы : учебник, Тронский, И. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука : словарь-справочник, Ярхо, В. Н., 2002
  • Античная литература. Греция : хрестоматия : учеб. пособие, , 2002
  • Античная литература. Рим : хрестоматия : учеб. пособие для вузов, , 2003