• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Теоретические проблемы религиоведения

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой развернутое введение в проблематику религиоведения как научной дисциплины. В ходе курса предлагается комплексное изложение истории зарождения и становления религиоведения, разбираются ключевые проблемы этой сферы знания, демонстрируется синтетическая природа дисциплины. Основные темы курса призваны продемонстрировать многоплановость религиоведческой проблематики и актуализировать у студентов как теоретические, так и практические навыки владения инструментарием религиоведческого исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Продемонстрировать многоплановость религиоведческой проблематики и актуализировать у студентов как теоретические, так и практические навыки владения инструментарием религиоведческого исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Освоение общих представлений о специфике религии и проблеме исследования религиозного.
  • Изучение эпистемологических основ знания о религии.
  • На примере конкретных текстов изучить и освоить основные принципы демаркации религиоведческого и теологического дискурсов в изучении религии.
  • Освоение основополагающих антропологических теорий изучения религии.
  • Освоение основополагающих социологических теорий изучения религии.
  • Знакомство с общими тенденциями современного религиоведения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблема понимания религиозного.
    Различие естественного и сверхъестественного, построение модели сверхъестественного, перенос критериев науки на такую модель. Структурно-содержательный состав религиоведения. Различие религиоведения как особой науки и как комплекса входящих в его состав дисциплин. Подходы к сверхъестественному: непосредственно, через сознание верующего, через сравнительные описания религий. Подмена модели сверхъестественного построением модели религии, её происхождения и причин. Осознание различия религии и религиозного.
  • Познавательная направленность институционализации религиоведения.
    Стихийное отделение от богословия религиоведения как совокупности дисциплин, исследующих религию, и как особой дисциплины. Школы и кафедры: от тюбингенцев к Ф.М. Мюллеру и К. Тилю. Распределение религиоведения по странам и влияние протестантизма. Международное сообщество религиоведов (IAHR): конгрессы, симпозиумы, конференции, главные журналы и книжные серии. Конгрессы в Токио (1958) и Марбурге (1960) как пример поисков критериев отличия религиоведения от богословия и философии религии. Отступление от «Основополагающего минимума наших исследований»: В.К.Смит и Чикагская школа. Методологические конференции в Турку (1973) и Варшаве (1979): критика феноменологии религии и попытка отделить её от религиоведения. Кризис религиоведения: исчерпание возможностей понимания религии через её описание и структурно-типологическое представление.
  • Попытка познавательного оформления религиоведения на основе строгого ценностно-познавательного различия.
    Познание как моделирование в отличие от ценности как отношения. Доводы невозможности ценностно нейтральной модели: переплетение ценностей и знаний, неконтролируемый ценностный фон (предубеждения), выборка как ценностная деятельность. Отклонение этих доводов на основе взаимонесводимых особенностей мышления как чувства: расширенная эпистемология как основа таких доводов. Мышление как интенционально-предметная структура. Различие познания и мышления. Непонимающая – экспрессивная – мысль как способ укрепления ценности, а не какого-либо понимания. Возможность познавательно подчинённой ценности: мыслительный контроль за ценностью (посредством осознания ценностей и их методологического использования). Ценностно нейтральная модель как нейтрализующая ценности в составе знания, а не как ценностно свободное знание. Демаркация религиоведения и богословия по особенностям организации ценностей и знаний. Неоднородность этих дисциплин: преобладание ценностной (некогнитивной) деятельности в богословии, науки и познания – в религиоведении. Пример этого способа демаркации: религиоведческие концепции Р. Отто, Г. ван дер Леува, М. Элиаде и их ценностные (богословские) включения. Реконструкция сверхъестественного по структурно-содержательным особенностям сознания – как его эффектов. Феноменологическая чистота сознания, различие и взаимоперевод феноменов и фактов как условия выполнения такой реконструкции в качестве научной модели религиозного. Исторические, социально-политические, филологические исследования религии как необходимый фон исследования религиозного. Пример такой реконструкции: вера как феномен.
  • Антропология религии.
    Кембриджская и Оксфордская школы. Ф. Макс-Мюллер и антропология религии. Теория морфологии религий. Э.Б. Тайлор и специфика примитивной культуры. Эволюционизм в религиоведении. Проблема минимума религии. Анимизм, манизм, тотемизм. У. Робертсон-Смит и исследование религии древних семитов. Роль ритуала в понимании религии. Дж. Фрейзер и религиоведческий детектив. Компаративная схема Фрейзера. Мифологические паттерны. Повторяемость религиозных сюжетов. Магия и религия. Спор о месте магии.
  • Зарождение социологии религии.
    Э. Дюркгейм и место общества в религиозной жизни. Истоки теории Дюркгейма. Священное и профанное. Общество как метафизическая категория. Понимающая социология М. Вебера: религия как сила формирующая общество. «Протестантская этика и дух капитализма»: ключевые идеи. Тезис о расклодовывании общества и его значение. Харизматический лидер и институциализация харизмы. Церковь/секта/деноминация. Теория рационального выбора Р. Старка. Религия как форма рыночной экономики.
  • Психология религии.
    У. Джеймс – психолог, философ, религиовед. «Многообразие религиозного опыта» и проблема религиозного чувства. Психологическое объяснение религиозного обращения. Мистицизм как категория религиоведческого исследования. Религия душевного здоровья и религия страждущих душ. З. Фрейд и невротическая природа религии. Философские и религиоведческие истоки теории Фрейда. Принципы фрейдистского анализа мифологии. Фрейд и мистический опыт. Фрейдизм как методология культурного и религиоведческого анализа. Теория коллективного бессознательного Юнга и религиоведение. Архетипический анализ. Круг Эранос и религиоведение. Э. Фромм и психологическая типология религии.
  • Религиоведение после 60-х.
    Современные дискуссии о проблеме определения «религии» («условная категория», «umbrella term», «empty signifier»). Метарелигиоведение как попытка саморефлексии. Методология современного религиоведения, принцип «toolbox». Дискуссии о положении религии в современном мире: секуляризация – де/постсекуляризация. Новые горизонты психологии религии (герменевтический, феноменологический подходы, психология личности). Когнитивное религиоведение и эволюционная психология религии. Нейропсихологические и нейрофизиологические теории религии. Религия и проблема гендера. Религия и колониализм. Проблематика «lived religion». Религия в мире современных медиа. Религия в современном публичном пространстве. Квазирелигии, их роль в истории религии и современной культуре. Мистика, мистицизм, ИСС, современные теории религиозного опыта. Дискурс-анализ и современное исследование религии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * Активность на семинаре + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carlson, L. F. (2017). The Oxford Handbook of the Study of Religion. Journal of the American Academy of Religion, 85(4), 1155–1157. https://doi.org/10.1093/jaarel/lfx053
  • Тажуризина, З. А. (2012). Рец. на кн.: А. А. Круглов. Религиоведение: пособие для студентов вузов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C9786DE7

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Raschke, C. (2014). The Allure of Decadent Thinking: Religious Studies and the Challenge of Postmodernism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BCB23429