• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Обеспечение благоприятной и эффективной рабочей среды

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 40.04.01. Юриспруденция
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: Blended
Прогр. обучения: Правовое обеспечение управления персоналом
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Программа «Обеспечение благоприятной и эффективной рабочей среды» направлена на формирование у студентов базовых социально-психологических знаний в области анализа трудового процесса в современных социоэкономических условиях. Основными целями курса являются: знакомство студентов с основными социально-психологическими теориями описывающими трудовой процесс и взаимоотношение сотрудников в организации; формирование навыков сбора индивидуально-психологических и социально-психологических данных; формирование навыков анализа психологических данных. В результате освоения курса студенты будут знать основные теории эмоций, методы оценки эмоционального состояния работника, основные типологии личностных черт и методы из диагностики, социально-психологические механизмы происходящие в малой группе, психологические механизмы стресса и методы коррекции негативных функциональных состояний в труде, принципы разработки психологического теста, валидность и надежность психологического теста, принципы формирования репрезентативной выборки, базовые методы статистического анализа данных. В процессе прохождения курса студенты сформируют навыки планирования наблюдения для оценки психического и физического состояния работника, подготовки и проведения интервью для оценки уровня трудовой мотивации, статистического анализа HR-данных. Знания и навыки полученные в ходе освоения курса могут быть применены студентами для нормализации функционального состояния работников организации, коррекции негативных проявлений в трудовом процессе, уменьшению деструктивного влияния производственных конфликтов и нормализации социально-психологического климата в коллективе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с основными социально-психологическими теориями описывающими трудовой процесс и взаимоотношение сотрудников в организации;
  • формирование навыков сбора индивидуально-психологических и социально-психологических данных;
  • формирование навыков анализа психологических данных.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает основные теории эмоций, методы оценки эмоций, может самостоятельно оценить эмоциональное состояние человека в процессе наблюдения, беседы
  • Знает основные типологии личностных черт.
  • Знает основные психологические механизмы стресса и методы коррекции негативных состояний человека в труде
  • Может самостоятельно разработать программу наблюдения.
  • Может самостоятельно провести беседу для диагностики состояния работника.
  • Знает возможности и ограничения метода тестирования в оценке персонала, может самостоятельно оценить качество теста на основании психометрических показателей.
  • Может самостоятельно провести статистический анализ HR-данных.
  • Знает базовые методы статистического анализа данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология эмоций. Методы оценки эмоционального состояния.
    Общее представление об эмоциональных процессах. Проявления эмоций. Эмоциональные состояния. Развитие эмоций. Эмпатия.
  • Психология индивидуальных различий
    Аналитический и практический интеллект. Социальный и эмоциональный интеллект. Темперамент. Характер. Типологии личности. Черты личности.
  • Социально-психологические процессы в группе.
    Коммуникация в малой группе. Динамические процессы в малой группе. Взаимодействие: кооперация, конкуренция, конфликт. Просоциальное и антисоциальное поведение. Социальное влияние. Культура и социальное поведение.
  • Психологические механизмы стресса. Методы коррекции негативных состояний человека в труде.
    Понятие функционального состояния человека. Подходы к определению функциональных состояний: физиологический, психологический, комплексный. Взаимосвязь функционального состояния и эффективность профессиональной деятельности. Научно-обоснованные подходы к нормализации стресса. 4 типа проблемный ситуаций: во внешней мире с возможностью изменений, во внешнем мире без возможности изменения, во внутреннем мире с возможностью изменений, во внутреннем мире без возможности изменений. Использование методов профилактики стресса в зависимости от типа ситуации. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса. Аутогенная тренировка. Метод биологической обратной связи. Дыхательные техники. Нервно-мышечная релаксация. (НМР): правила разработки текста инструкции, правила выполнения отдельных упражнений, правила работы клиента в рамках данной техники. Сенсорная репродукция: правила разработки текста инструкции, правила демонстрации инструкции, правила работы клиента в рамках данной техники. Идеомоторная тренировка. Формирование отдельных навыков решения стрессогенных ситуаций. Медикаментозная профилактика стресса. Психологическое выгорание в деятельности. Профилактика выгорания человека в труде.
  • Наблюдение как метод оценки психического статуса работника и уровня развития производственных отношений.
    Наблюдение в системе оценки индивидуально-личностных особенностей психического состояния работника. Особенности организации наблюдения за группой. Проблемы фиксации данных наблюдения. Интепретация данных наблюдения.
  • Оценка состояния человека в процессе беседы.
    Неструктурированная беседа как форма оценки психического состояния работника и диагностики производственных отношений. Формы проведения беседы с работником. Анализ текста ответов работника. Коррекция эмоционального состояния работника посредством беседы. Виды интервью с работником: биографическое, компетентностное. Технологии проведения интервью. Оценки результатов интервью.
  • Тестирование персонала.
    Диагностика отдельных личностных черт соискателей. Прогностическая валидность психологических тестов. Ситуационные тесты (SJT). Тесты достижений.
  • Методы статистического анализа диагностических данных. HR-аналитика.
    Базовые задачи HR-аналитики, ее отличие от экспертного подхода в организационном консультировании. Принципы организации базы данных для HR. Основные статистические модели в HR аналитике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Задания промежуточного контроля назначаются студентам в LMS после прохождения на семинаре соответствующей темы. Последнее задание назначается студентам в LMS не менее чем за две недели до окончания курса. Задания выполненные после указанного в LMS срока не принимаются (0 баллов).
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Задания промежуточного контроля назначаются студентам в LMS после прохождения на семинаре соответствующей темы. Последнее задание назначается студентам в LMS не менее чем за две недели до окончания курса. Задания выполненные после указанного в LMS срока не принимаются (0 баллов).
  • неблокирующий Тест
    Экзамен по данной дисциплине проводится в виде итогового теста (в виде очного теста в LMS) преподаватель оценивает работу студента по следующему принципу: правильный ответ на тестовый вопрос – 1 балл.
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.15 * Контрольная работа 1 + 0.15 * Контрольная работа 2 + 0.4 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нуркова В. В., Березанская Н. Б.-ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-524-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-02583-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/obschaya-psihologiya-431073

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гулевич О. А., Сариева И. Р.-СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-424-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-05490-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/socialnaya-psihologiya-432788
  • Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учебник / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 713 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01509-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055287