• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Персонализированный маркетинг в электронной коммерции

Статус: Курс по выбору (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра маркетинга фирмы
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Прохорова Татьяна Борисовна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен тенденциям мобильного, социального и интернет-маркетинга, методам и инструментам персонализации, в том числе используемым в электронной коммерции. В рамках курса рассмотрим принципы управления клиентским опытом, принципы массовой кастомизации и персонализации, понятие one-to-one маркетинга, практические инструменты персонализации: продукта, контента, коммуникаций; особенности работы рекомендательных систем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса Персонализированный маркетинг в электронной коммерции заключается в создании у студентов всеобъемлющего понимания современного состояния интернет-маркетинга, мобильного и социального маркетинга, понятия персонализированного опыта клиента, знаний методов и инструментов персонализации маркетинга, в том числе используемых в электронной коммерции.
  • Вспомогательными целями курса является создание у студентов умения реализовать проекты в области анализа персонализированного опыта клиентов, в том числе умение применять инструменты персонализированного маркетинга в электронной коммерции, умение оценить результативность инструментов и их влияние на эффективность бизнеса.
  • В ходе изучения курса у студентов формируется представление о технологиях современной электронной коммерции, в том числе о технологиях работы с большими данным, роли виртуализации и облачных вычислений, мобильности. Курс призван сформировать знания и навыки по применению в маркетинге инструментов персонализированных маркетинговых коммуникаций на базе CRM-систем, использованию сервисов рекомендаций, социальных сетей и других инструментов интернет-маркетинга.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать сущность понятия персонализированного опыта клиента, классификацию современных методов и инструментов персонализации, и историю становления интернет-маркетинга и электронной коммерции
  • Знать принципы, по которым функционируют компании в области электронной коммерции, использующие в своей деятельности персонализированный маркетинг и подходы к оценке его эффективности
  • Уметь составлять и анализировать план внедрения инструментов персонализации для предприятия электронной коммерции
  • Уметь использовать системы сбора и анализа данных посещаемости площадки электронной коммерции, в том числе инструменты веб-аналитики
  • Уметь применять на практике методы анализа персонализированного опыта клиентов
  • Иметь навыки (приобрести опыт) анализа эффективности инструментов персонализированного маркетинга
  • Иметь навыки (приобрести опыт) использования информационного обеспечения для анализа опыта потребителей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение, цели курса. История электронной коммерции и интернет-маркетинга
    Понятие электронной коммерции. История возникновения предмета и современные тренды развития электронной коммерции. Соотношение понятий электронной бизнес, электронная коммерция, мобильная коммерция и других. Характерные свойства электронной коммерции, ее составляющие. Маркетинг-микс в электронной коммерции. Опыт покупателя в электронной коммерции, точки контакта и ценностное предложение
  • Персонализированный опыт клиента
    От управления взаимоотношениями с клиентом к управлению клиентским опытом. Понятие клиентского опыта и точек контакта. Карта клиентского путешествия (Customer Journey Map). CX/UX Опыт клиента и опыт пользователя, о методах анализа и принятия решений. Управление продуктом, UX-исследования, тестирование гипотез и принятие решений в методологии lean.
  • Методы персонализации в маркетинге
    Методы персонализации и кастомизации продаж, услуг и клиентского обслуживания. Их классификация и типизация. Уровни персонализации. One-to-one маркетинг. Персонализация сайта, персонализация е-мейл маркетинга, персональные триггерные рассылки, персонализированный мобильный маркетинг, рекомендательные системы.
  • Сбор, хранение и анализ данных о клиентском опыте . Каналы коммуникаций в мобильном и интернет-маркетинге
    Источники и способы сбора данных, их датификация и способы анализа. Методы хранения и систематизации информации, собранной из баз данных, социальных сетей и прочих источников. Понятие больших данных (Big Data). Характеристика больших данных и история эволюции термина. Большие данные в маркетинге. Прямой маркетинг (direct-markting). E-mail маркетинг и рассылки. Контент маркетинг и его персонализация. CRM в мобильных приложениях: push-уведомления, full-screen коммуникации, коммуникации в продукте (истории, новостная лента). Управление рассылками, мониторинг, сбор и анализ реакции.
  • Персонализация продукта, услуг, контента. Рекомендательные системы
    Массовая кастомизация и массовая персонализация. Рекомендации как контент (YouTube, Netflix). Адаптивный контент. Интерактивный маркетинг. Вовлечение пользователя в создание контента. Персонализация в мобильном и социальном маркетинге. Классификация рекомендательных систем, используемых в электронной коммерции. «Похожие» товары. Дополняющие рекомендации. Роль рекомендаций в выручке электронных платформ (разбор кейсов российских компаний).
  • Оценка эффективности персонализированных инструментов маркетинга. Модели прогнозирования персонального поведения клиента
    Традиционный подход к оценке окупаемости инвестиций в маркетинг (ROMI). А/Б-тестирования. Проверка статистических гипотез и статистическая значимость в А/Б-тестах. Важность выбора аналитических метрик для анализа эффективности маркетинга. Пожизненная ценность клиента. Когортный анализ в маркетинге. Прогнозирование оттока и удержания. Метрики удержания клиентов и связь с ростом бизнеса. Существующие недостатки традиционных методов оценки эффективности инструментов персонализации, расчет показателей окупаемости инвестиций в маркетинг ROMI не учитывает долгосрочный эффект на лояльность и обращаемость потребителей. Подход, позволяющий прогнозировать долгосрочный эффект маркетинговых акции.
  • Связь персонализации, удовлетворённости и лояльности
    Роль персонализации в современном маркетинге. Методы оценки лояльности клиентов. Типы лояльности, методы измерения лояльности. Как персонализация помогает удерживать клиентов и растить лояльность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий проект
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий экзаменационный тест
    Оценка за экзамен является блокирующим элементом промежуточной аттестации по дисциплине. В случае получения студентом неудовлетворительной оценки за экзамен, формула расчета итоговой оценки не может быть применена, а в зачетной ведомости указывается балл, полученный студентом на экзамене. Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (тест с закрытыми и открытыми вопросами) с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструментов (ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для расчетов. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 2 минут. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
  • неблокирующий работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * домашнее задание + 0.2 * проект + 0.1 * работа на семинарах + 0.4 * экзаменационный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гаврилов Л. П. - ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ 3-е изд. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 477с. - ISBN: 978-5-534-11785-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/elektronnaya-kommerciya-446579

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Daffy, C. (2019). Creating Customer Loyalty : Build Lasting Loyalty Using Customer Experience Management. London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2092091
  • Daniel Marco-Stefan Kleber. (2018). Design Thinking for Creating an Increased Value Proposition to Improve Customer Experience. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B1673540
  • Järvinen, J., & Karjaluoto, H. (2015). The use of Web analytics for digital marketing performance measurement. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.395DE200
  • Kumar, V., Rajan, B., Venkatesan, R., & Lecinski, J. (2019). Understanding the Role of Artificial Intelligence in Personalized Engagement Marketing. California Management Review, 61(4), 135–155. https://doi.org/10.1177/0008125619859317
  • Wedel, M., & Kannan, P. K. (2016). Marketing Analytics for Data-Rich Environments. Journal of Marketing, 80(6), 97–121. https://doi.org/10.1509/jm.15.0413