• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Цифровые финансы

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Корпоративные финансы)
Направление: 38.04.08. Финансы и кредит
Кто читает: Практико-ориентированные магистерские программы факультета экономических наук
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Корпоративные финансы
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Важной составляющей программы является разбор кейсов и примеров, преимущественно на современном Российском рынке, для формирования у студентов практических навыков и знаний, актуальных для современного бизнеса. Для успешного овладения материалом дисциплины желательно обладать знаниями базового уровня в следующих областях знаний:  Стратегический менеджмент  Корпоративные финансы  Экономический анализ фирмы Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:  Прикладные корпоративные финансы;  Управление стоимостью компаний;  Корпоративное управление.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о влиянии появления новых технологий на деятельность фирмы в современной экономике, о вызовах и возможностях для современных руководителей в аспектах управления стоимостью компании, привлечения финансирования и изменения бизнес модели компании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать ключевые драйверы и метрики моделей цифрового бизнеса
  • Знать примеры применения технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и блокчейн компаниями в России и за рубежом
  • Знать современные способы финансирования компании с использованием цифровых технологий
  • Уметь определять ключевые процессы и клиентские пути в цифровых каналах
  • Уметь осуществлять анализ и расчет бизнес моделей цифрового бизнеса
  • Уметь выявлять основные драйверы и рекомендации по управлению стоимостью цифрового бизнеса
  • Иметь навыки формулирования ценностного предложения, определения персон и ключевых клиентских путей для бизнеса в цифровых каналах
  • Иметь навыки разработки бизнес модели для цифрового бизнеса, включая расчет ключевых метрик
  • Иметь навыки синтеза и презентации угроз и возможностей цифровых технологий для компании в контекстах управления стоимостью и привлечения финансирования
  • Иметь навыки анализа применения передовых цифровых технологий российскими и зарубежными компаниями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Бизнес модель цифрового бизнеса
    Основные метрики цифрового бизнеса. Юнит экономика. Понятие воронки продаж. Каналы продвижения. Эффект масштабирования при привлечении клиентов. Пожизненная ценность клиента (LTV - Life Time Value). Способы повышения LTV. Понятие монетизации. Основные типы бизнес моделей цифрового бизнеса. Модель Freemium. Модель on-demand. Модель подписки. Модели прямой и скрытой рекламы. Модели цифрового маркетплейса. P2P модель как частный случай маркетплейса. Примеры цифровых маркетплейсов в России и в мире. Понятие стартапа. Жизненный цикл стартапа. Цифровые стартапы внутри организации. Управление цифровыми стартапами. Сложности управления цифровыми стартапами внутри организаций. Изменение направления (Pivot). Примеры цифровых стартапов внутри организации в России.
  • Цифровые экосистемы и трансформация традиционного бизнеса
    Понятие цифровой экосистемы. Клиентские пути. Понятие ценности для клиента (customer value proposition). Понятие персоны (persona) и пользовательской истории (user story). Цифровые угрозы и возможности для традиционного бизнеса. Примеры влияния технологий на бизнес модель. Цифровая трансформация в контексте управления стоимостью компании. Цифровые экосистемы на примере финансового сектора. Мультипликаторы оценки стоимости цифровых экосистем и традиционных игроков в финансовом секторе. Примеры Российского финансового сектора. Цифровые тенденции финансового сектора в современной экономике. Робоэдвайзинг и ETF. Автоматизированное управление активами. Значение для управления стоимостью компании. Примеры робоэдвайзеров в России и в мире.
  • Управление стоимостью цифрового бизнеса
    Формы финансирования и основные участники рынков капитала финансирования цифровых бизнесов. Раунды финансирования и их специфика. Прямое частное финансирование. Примеры платформ прямого частного финансирования в России. Подходы к оценке стоимости цифровых бизнесов. Специфика расчета ROI и дисконтированных денежных потоков. Ставка дисконтирования. Метод мультипликаторов. Примеры применения метода мультипликаторов для оценки стоимости цифрового бизнеса. Управление стоимостью цифрового бизнеса.
  • Большие данные и искусственный интеллект
    Понятие больших данных. Примеры работы с большими данными в России. Понятие машинного обучения. Машинное обучение в задачах классификации. Кластеризация данных. Принципы работы нейронных сетей. Машинное обучение в бизнесе. Обработка естественного языка (Natural Language Processing) в бизнесе. Роботизация в бизнесе. Искусственный интеллект (AI - Artificial Intelligence) в бизнесе и в обществе. Рекомендательные системы. Возможные траектории развития искусственного интеллекта. Narrow AI. Международные примеры использования машинного обучения и искусственного интеллекта.
  • Децентрализация, блокчейн, криптовалюты
    Введение в технологию блокчейн. Блоки транзакций. Цепочки блоков. Подтверждение транзакций. Проблема «Двойного расходования» (Double Spending). Понятие сложности. Основные типы блокчейн систем. Применения блокчейна в бизнесе. Преимущества и ограничения блокчейна. Криптовалюты. Смарт-контракты. Блокчейн в цепочках поставок. Блокчейн в корпоративном управлении. Децентрализованное автономное управление и попытка реализации (DAO). Применение технологии блокчейн традиционными российскими и зарубежными компаниями. Блокчейн в финансах. Примеры применения блокчейн в России компаниями финансового сектора для оптимизации традиционных услуг. Международные концепции изменения рынка взаиморасчетов компаний с помощью технологии блокчейн. Особенности рынка криптовалют. Типы криптовалют и методы защиты. Подходы к определению фундаментальной стоимости. Пример концепции национальной криптовалюты в России. Initial Coin Offering (ICO) как нерегулируемая форма привлечения капитала. Международный опыт и перспективы ICO. Критика ICO. Примеры применения ICO в России для финансирования традиционного бизнеса.
  • Роль CFO в условиях цифровой трансформации бизнеса
    Цели и задачи аналитической трансформации. Создание экосистемы данных, как основной операционной модели. Элементы аналитической трансформации: от стратегии к организационной модели к данным и инфраструктуре. Smart data и технологическая платформа как ключевые элементы трансформации. Стоимость данных и жизненный цикл продвинутой аналитики. Компетенции CFO в контексте цифровой трансформации бизнеса. Примеры-кейсы компаний, успешно реализовавших аналитическую трансформацию. Составление гипотез причин и возможностей решения на базе аналитики кейса. Пример формулирования технического задания BI аналитику. Проверка правильности гипотезы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа студентов на занятиях
    Накопленная оценка за текущий контроль
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * Работа студентов на занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса - М.: Альпина Диджитал, 2019. ISBN: 978-5-9614-2250-4
  • Ситуационный финансовый анализ : схемы, задачи, кейсы: учеб. пособие для вузов, Теплова Т. В., Григорьева Т. И., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Блейк М., Тиль П. От нуля к единице - М.: Альпина Паблишер, 2019. ISBN: 978-5-961456035.
  • Как оценить бизнес по аналогии: Пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов Учебное пособие / Чиркова Е.В., - 4-е изд., исправ. и доп. - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 284 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6584-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002519
  • Корпоративные финансы : рук. к изучению курса: учеб. пособие для вузов, Ивашковская И. В., Львутин П. П., 2007