Аспирантура
2019/2020
Профессиональные аспекты языковой деятельности
Статус:
Курс по выбору
Направление:
45.06.01. Языкознание и литературоведение
Кто читает:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Маркова Елена Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Профессиональные аспекты языковой деятельности» направлен на ознакомление студентов с основными научно-теоретическими и практическими исследованиями в области профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка, основными положениями лингвистики и логики, а также приобретение навыков самостоятельной исследовательской деятельности в рамках выбранного направления научной деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с основными научно-теоретическими и практическими исследованиями в области профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка
- Ознакомление студентов с основными положениями лингвистики и логики
- Приобретение студентами навыков самостоятельной исследовательской деятельности в рамках данного направления научной деятельности
Планируемые результаты обучения
- Студент применяет терминологический аппарат языковой деятельности преподавателя иностранного языка
- Студент применяет способы использования лексики в ситуациях профессиональной деятельности и способы анализа и самостоятельного создания профессиональных текстов в рамках междисциплинарных исследований
- Студент анализирует функционально-стилевую разновидность текстов
- Студент осуществляет когнитивный анализ профессиональных текстов
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Профессиональные аспекты деятельности преподавателя иностранного языка.Языковая и речевая деятельность. Языковая профессиональная личность и профессиональная реальность как профессиональная картина мира. Профессиональный дискурс как совокупность текстов и соответствующих им контекстов. Языковая профессиональная личность как совокупность языковых компетенций, обуславливающих восприятие и оперирование профессиональными субдискурсами в различных ситуациях профессионального взаимодействия.
- Раздел 2. Функционально-стилевая разновидность текстов.Проблема функциональной стратификации языка. Жанровая оформленность текста. Теория речевых жанров (В.В. Дементьев), жанроведение (М. М. Бахтин, М. Н. Кожина) Научные тексты и их разновидности. Официально-деловые тексты, их разновидности. Публицистические тексты и их разновидности. Газетные тексты и их разновидности. Общие характеристики нехудожественных текстов: коммуникативно-информационная функция, передача объективной информации и представление логико-понятийной сущности фактов и явлений.
- Раздел 3. Художественный текст как вторичная действительность.Образ автора. Многомерность и многоплановость художественного текста. Индивидуально-авторские особенности текста. Ассоциативные связи и множественность их интерпретации.. Образность как одна из составляющих художественного текста. Образ автора как конструктивный признак текста. Авторская модальность.
- Раздел 4. Феномен литературного произведения: проекция созданного автором мира. Антропоцентризм текста: роль автора и персонажа как основных репрезентантов категории персональности.Человек в тексте и текстовые категории «время» и «пространство». Пространственно-временная организация художественного текста и система образов персонажей как способ отображения авторской позиции и авторской картины мира. Способы характеристики персонажей.
Элементы контроля
- Контрольная работаПри выполнении контрольной работы студент должен продемонстрировать знание теоретического и практического материала по темам, изучение которых предусмотрено в рамках освоения данной дисциплины. Контрольная работа включает 5 вопросов.
- Схемы-конспекты
- ПортфолиоПри оценке портфолио учитывается наличие всех письменных заданий, за модуль, а также планов-конспектов источников теоретического материала. Кроме того, учитывается надлежащее оформление всех письменных заданий.
- круглый стол с презентацией подготовленного проекта с последующим обсуждением
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (I семестр)Формула расчета оценки: О = 0,25*ОКР + 0,25*ОСК + 0,25*ОПОРТФЛ + 0,25*ОЭКЗ Максимальная оценка: КР (контрольная работа) = 10 баллов СК (схемы-конспекты) = 10 баллов ПОРТФЛ (индивидуальный портфолио ) = 10 баллов ЭКЗ (экзамен) = 10 баллов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Zhao, W. (2016). Academic English Teaching for Postgraduates Based on Self-Regulated Learning Environment: A Case Study of Academic Reading Course. English Language Teaching, 9(5), 214–224. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1099634
Рекомендуемая дополнительная литература
- Jingzi, D., Wenzhong, Z., & Dimond, E. E. (2016). The Integration of Intercultural Business Communication Training and Business English Teaching. English Language Teaching, 9(2), 77–83. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1087126