• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Философия и методология науки

Статус: Курс обязательный
Направление: 37.06.01. Психологические науки
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Преподавание учебной дисциплины «Философия и методология науки» осуществляется в объеме требований образовательного стандарта НИУ ВШЭ. Содержание программы определено общим пониманием современной философии науки как системы научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. В основе курса лежит представление о науке как определенной культурно-исторической воплощенности онтологической укорененности человека в мире. Философия науки представляется открытой системой знания, непрерывно обновляющейся и в отношении конкретных научных дисциплин, и в отношении социальной и культурной практики. Освоение курса подразумевает включение аспирантов в живой в диалог с великими учеными и мыслителями разных эпох, философский разговор о фундаментальных и о современных вопросах развития научного миропонимания. Центральной задачей данного курса является формирование навыков продуктивной рациональности как способности к последовательному аналитическому мышлению и, одновременно, направленности на порождение нового знания в стремительно меняющихся контекстах познавательной и социальной практики. Эта задача решается через ознакомление аспирантов в ходе лекционных и семинарских занятий с ключевыми составляющими истории и философии науки (историей возникновения и эволюции научных программ, структурой научного знания и динамикой его развития, факторами социокультурной детерминации познания, научной этикой, спецификой дисциплинарных, междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований, стратегиями научного поиска и научного исследования на современном этапе развития науки), а так же самостоятельной работой по написанию философского или историко-философского эссе, связанного с темой диссертационного исследования, изучением первоисточников и участием в дискуссиях на семинарах. Каждая тема программы сопровождается списком литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель учебного курса – сформировать у аспирантов систему ключевых представлений об истории и философии науки, а также методологических знаний и навыков, соответствующих современному уровню познавательной практики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представления о науке как культурно-историческом феномене и автономном социальном институте.
  • Обладать навыками критического анализа и оценки современных научных достижений, генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
  • Иметь знания по следующим вопросам: Логико-позитивистская модель развития науки и научного знания. Принцип верификации и критерии демаркации научного и ненаучного знания. Критическое переосмысление программы логического позитивизма. К. Поппер и принцип фальсифицируемости научных теорий. Критерии научности и проблема демаркации: верификация и фальсификация.
  • Иметь знания по следующим вопросам: Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение. Теоретические модели в структуре теории . Эксперимент в структуре научного знания. Метод мысленного эксперимента (Э. Мах). Мысленный эксперимент в истории науки. Мысленный эксперимент vs моделирование. Представление о классической и неклассической науке.
  • Иметь знания по следующим вопросам: Кумулятивистская модель развития научного знания. Постпозитивистские модели динамики научного знания: концепция научных революций Т. Куна, научно-исследовательские программы И. Лакатоса, теоретический и методологический плюрализм П.К. Фейерабенда.
  • Иметь знания по вопросам: Историзм и релятивизм в научном познании. Этос науки. Научная этика и псевдонаука. Методологические характеристики псевдонауки. Особенности социально-эпистемологической интерпретации истины. Принципы и регулятивы академической этики.
  • Обладать способностью осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.
  • Иметь представления по следующим вопросам: Фундаментальные и прикладные исследования. Эпистемологические последствия автономизации прикладной науки. Технологические риски и научная экспертиза. Значение гуманитарной экспертизы для современных научных исследований. Современные тренды развития науки: проект «открытой науки».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наука в системе культуры
    Образы науки: обыденный, науковедческий, философский. Наука как культурно-исторический феномен и автономный социальный институт. Роль современной науки в развитии общества и глобальные проблемы современности. Предмет философии науки. Экзистенциально-культурный смысл научного познания.
  • Тема 2. Становление исторических научных программ и развитие науки.
    Возникновение науки – культурные условия и обстоятельства. Формирование теоретического знания в античности. Культурно-исторический подход (М.К. Петров). Становление научных программ в античности. Наука Нового времени. Движение к науке (философия — теология — опытная наука). Проблема научного метода (Галилей, Бэкон, Декарт). Наука как проект. Формирование языка науки. Понятие закона природы. «Коперниканский переворот» И. Канта. Возникновение научных центров. Коммуникация и распространение знаний. Становление дисциплинарной науки в XIX веке и формирование профессиональных научных институций. Процессы научной саморефлексии в XIX в. Возникновение философии науки (Хьюэлл). Наука как призвание и профессия (М. Вебер).
  • Тема 3. Программа логического позитивизма
    Логический позитивизм: общая характеристика и культурные предпосылки. Анализ языка. Атомарные и протокольные предложения. Логико-позитивистская модель развития науки и научного знания. Принцип верификации и критерии демаркации научного и ненаучного знания. Логический анализ языка и концептуальные каркасы. Контекст открытия и контекст подтверждения. Проблемы и противоречия программы логического позитивизма. Критическое переосмысление программы логического позитивизма. К. Поппер и принцип фальсифицируемости научных теорий. Критерии научности и проблема демаркации: верификация и фальсификация.
  • Тема 4. Логико-методологическая структура науки.
    Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение. Теоретические модели в структуре теории . Эксперимент в структуре научного знания. Метод мысленного эксперимента (Э. Мах). Мысленный эксперимент в истории науки. Мысленный эксперимент vs моделирование. Представление о классической и неклассической науке.
  • Тема 5. Общие модели динамики науки
    Кумулятивистская модель (позитивизм: О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль), развитие через научные революции (постпозитивизм). Модели динамики научного знания: Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Понятие научного сообщества. Понятие научной парадигмы, научной темы. Концепция научных революций Т. Куна. Понятие научно-исследовательской программы И. Лакатоса. Жесткое ядро, защитный пояс, позитивная и негативная эвристика научно-исследовательской программы. Теоретический и методологический плюрализм П.К. Фейерабенда. Анархическая эпистемология, теоретический релятивизм, принцип «Anything goes».
  • Тема 6. Социокультурная детерминация познания
    Историзм и релятивизм в научном познании. Этос науки, наука и ценности. Научная этика и псевдонаука. Методологические характеристики псевдонауки. Специфика псевдонауки в ХХ веке. Сильная программа социологии знания Д. Блура. «Сase studies» и «этнографии науки» Латура и Вулгара. Особенности социально-эпистемологической интерпретации истины.
  • Тема 7. Научные подходы, исследовательские стратегии, методы научного мышления.
    Культурно-исторический подход к решению проблемных ситуации на стыке дисциплин. Методологическая роль системного принципа и холистического мышления в современном научном познании. Понятие сложной системы. Основные свойства сложных систем. Понятие нелинейной эволюции. Методология синергетики. Интегративные тенденции в современной науке. Полидисциплинарность, междисциплинарность и трансдисциплинарность: концептуальные разграничения.
  • Тема 8. Прикладное и фундаментальное в современной науке
    Наука и экономика. Прикладные функции науки. Фундаментальные и прикладные исследования. Эпистемологические последствия автономизации прикладной науки. Наука, техника, технологи. Технологические риски и научная экспертиза. Значение гуманитарной экспертизы для современных научных исследований. Современные тренды развития науки: проект «открытой науки».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выступление и участие в дискуссиях на основе выполненного домашнего задания
  • неблокирующий эссе
    Эссе, которое пишут аспиранты в рамках курса, представляет собой творческую работу по теме, связанной с будущей диссертацией. Оно может иметь вид исторического, методологического, философского исследования предмета или области исследования, проводимого аспирантом. Это может быть анализ парадигмы, метода, методологических установок, гипотез, которые задействованы в диссертационном исследовании. Эссе может стать основой исторического или методологического раздела диссертационного исследования. Тему эссе аспирант выбирает самостоятельно и согласовывает ее с преподавателем, ведущим семинары.
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.3 * Выступление и участие в дискуссиях на основе выполненного домашнего задания + 0.4 * Тест + 0.3 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Горохов, В. Г. Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения) [Электронный ресурс] : монография / В. Г. Горохов. - М.: Логос, 2012. - 512 с. - ISBN 978-5-98704-463-6.