• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Специальная дисциплина "Предметное поле современного искусства и стратегии его осмысления в контексте развития гуманитарного зна

Статус: Курс обязательный
Направление: 50.06.01. Искусствоведение
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Специальная дисциплина «Предметное поле современного искусства и стратегии его осмысления в контексте развития гуманитарного знания» нацелена на развитие у аспирантов соответствующих компетенций, направленных на формирование ясного представления о логике развития общемирового художественного процесса в контексте современной глобальной культуры. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: историко-художественные процессы в их художественных, культурных, социокультурных, формально-стилевых, семиотических измерениях и их отражение в произведениях искусства, теории и методологии искусствоведения, эстетических концепциях; способы создания и презентации произведений искусства; окружающая культурно-пространственная среда; система образования в области искусств; институты и институционализация в мире искусства; общественные объединения и профессиональные организации в области искусств.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • углубленное изучение теоретических и методологических основ искусствоведения;
  • формирование способности ориентироваться в специальной литературе в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • ознакомление с основной проблематикой критического дискурса (российского и международного) в области искусства;
  • формирование готовности и способности научно-педагогических кадров к представлению результатов собственной научно-исследовательской деятельности в международном контексте;
  • развитие навыков научно-исследовательской деятельности в области искусства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Получение опыта формулирования своих мыслей (письменно и устно) с использованием соответствующей искусствоведческой лексики в контексте актуальной проблематики дискурса (относительно концепций модернизма, постмодернизма, постпостмодернизма).
  • Получение опыта концептуализации и структурирования своих научно-исследовательских разработок с учетом контекста современного дискурса (концепции "перформативного поворота", практик перформанса и акционизма).
  • Получение опыта концептуализации и структурирования своих научно-исследовательских разработок с учетом контекста современного дискурса (проблематики критического дискурса в области массового и элитарного искусства).
  • Получение опыта анализа новейших искусствоведческих проблем, теорий, идей; компартивистского анализа, с этой целью - получение представления о проблематике теорий искусства сер.-2 пол. 20 в.: антиэссенциализме, перцептуализме, институциональной теории искусства.
  • Получение опыта подготовки и презентации (в т.ч. на английском языке) своих научно-исследовательских разработок.
  • Получение опыта аналитической и экспертной работы, логикой аргументации и навыками критического мышления.
  • Получение опыта формулирования своих мыслей (письменно и устно) с использованием соответствующей искусствоведческой лексики в контексте актуальной проблематики дискурса (относительно особенностей ситуации постмедиальности в искусстве вт.пол. 20 - 21 вв.).
  • Умение демонстрировать понимание контекста возникновения искусствоведческих концепций и идей, оформившихся в конце 19-нач. 21 вв., а также ранних периодов, с этой целью - получение представления о феминизме, гендерной теории, квир-теории, их истории, проблематике, произведениях феминистского искусства, квир-исскусства.
  • Умение сопоставлять искусствоведческие теории с практиками искусства и с научным знанием из других сфер науки, с этой целью - получение ясного представления об учениях К. Маркса и З. Фрейда, а также о дальнейшем развитии идей фрейдизма и марксизма.
  • Умение ориентироваться в предметном поле искусствоведческой науки на современном этапе ее развития: знание основных искусствоведческиих теорий, основных подходов к интерпретации искусствоведческих проблем; специфики новейших подходов в искусствоведческом исследовании.
  • Умение рассматривать искусствоведение как особую область научной деятельности, связанную с развитием искусства.
  • Умение демонстрировать понимание контекста возникновения искусствоведческих концепций и идей, оформившихся в конце 19-нач. 21 вв., а также ранних периодов.
  • Умение оформлять результаты научной деятельности (исследовательский результат) в соответствии с требованиями международного научного сообщества с учетом выбранного формата и целевой аудитории (концептуализация), соотнося их с актуальной искусствоведческой проблематикой.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства античности и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства Средневековья и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства Возрождения и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства барокко и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства классицизма и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства XVIII века и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства эпохи романтизма и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства 2-й пол. XIX века и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение знаний о ключевых моментах истории искусства импрессионизма и постимпрессионизма и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение важных стилистических направлений в мировом искусстве XIX века и основных особенностей художественной культуры.
  • Знание основных этапов истории искусства, с этой целью - усвоение базисных знаний о ключевых моментах истории мирового искусства 2-й пол. ХХ века и теоретических моделях его интерпретации, нацеленное на системное овладение техническим инструментарием самостоятельного анализа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие модернизма и постмодернизма в искусстве. Основные понятия постмодернизма
    Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Мировоззренческое основание модернистского искусства. Идеология и характерные черты модернизма. Искусство эпохи модернизма. От модернизма к постмодернизму. Актуализация искусства постмодернизма непосредственно связана с процессом глобализации, распространением ценностей и приоритетов массовой культуры. Идеологи посткультуры обращаются к новой эстетической терминологии, которой модернистское сознание чуждо. Слова- сигналы: деконструкция, симулякр, ризома, первописьмо, интертекст, концепт, «шизоанализ». Терминологический лексикон теории искусства обогатился такими терминами, как цитатное мышление, интертекст, компиляция, имитация чужого слова и т. д. Труды Беньямина. Хайдеггер и Деррида как наследники Ницше. Деконструкция в искусстве. Понятие разработано Ж. Деррида, однако восходит к понятию деструкции М. Хайдеггера как отрицания традиции истолкования с целью выявления сокрытий смысла. Деконструкция как аналитическая процедура. Отказ от истины во фрейме метафизической философии. Фрейминг. Деконструкция на практике (напр., деконструкция образа супергероя в «Хранителях»). Термины studium и punctum Р. Барта. Понятие «ауры» В. Беньямина и его дальнейшая интерпретация у искусствоведов и философов. Понятие «автор» и его критика. «Смерть автора». «Смерть автора»  – эссе 1967 года, одно из самых известных произведений французского философа, литературного критика и теоретика Ролана Барта, ключевое для постструктурализма. Активизация роли зрителя/читателя/реципиента. По Барту, после рождения текста его автор «умирает», а текст начинает жить своей жизнью в сознании каждого отдельного читателя. То есть в рамках триады автор-текст-читатель главенствующая роль отводится читателю, так как именно благодаря ему текст «оживляется».Постмодернизм в философии культуры Фредерика Джеймисона (ключевые категории – «шизофения» (представление о децентрированном субъекте без темпорального представления о прошлом, настоящем и будущем) и «пастиш»). Термин «метамодернизм» Тимотеуса Вермюлена и Робина ванн дер Аккера. «Постпостмодернизм» как «зонтичный» термин. Под «постпостмодернизмом» сегодня принято обозначать концепций и теорий, которые пытаются упразднить постмодерн и предложить язык описания нашей эпохи, «темпорального режима» (А. Павлов).
  • Перформанс. Акционизм
    «Перформативный поворот» 1960-х гг. Перформанс как феномен современного искусства. Понятие «перформатива» Джона Остина. Понятие акционизма. Художественная акция. История советского и постсоветского арт-акционизма. Екатерина Деготь считает, что «адекватной классификацией по отношению к искусству 90-х было бы деление на образы, пространства и жесты», а не на живопись, скульптуру, графику, перформанс и реди-мейд и т.д. Группа «Война». Группа «Бомбилы». «Автопробег несогласных» (в апреле 2007 года). «Синий всадник» (О. Басов и И. Думицкая). «Pussy Riot». П. Павленский. «Монстрации» и «оккупаи». Когда уличная культура переходит в уличную политику. Акционизм и гражданский активизм – где проходит грань. Понятие и философия художественного жеста/поступка. Одно из значений слова «жест» – «поступок, рассчитанный на внешний эффект». Политика самопрезентации. Жест как элемент знаковой системы. Поступок как философско-этическое понятие. Поступок по Х. Арендт.
  • Массовое и элитарное искусство (историческая перспектива)
    Понятие «элитарного» в противовес «массовому» вводится в оборот в конце XVIII в., хотя само по себе разделение искусства на массовое и элитарное и соответствующая дифференциация публики произошли значительно раньше. ХХ век: колоссальный взрыв в росте народонаселения. Большой ряд выдающихся философско-социологических трудов ХХ столетия, устремленных к осознанию произошедших в мировой истории перемен, сфокусирован на проблеме «человек — масса».  «Восстание масс» X. Ортеги- и-Гассета (1930), «Духовная ситуация эпохи» К. Ясперса (1931), «Конец нового времени» Р. Гвардини (1950). «Массовое общество». «Массовая культура». Осмысление этих феноменов философами Франкфуртской школы. Франкфуртская школа сложилась к концу 1920-х гг. на базе Института социальных исследований при университете во Франк-фурте-на-Майне. Основатели школы и главные теоретики - М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Л. Левенталь, Г. Маркузе, Э. Фромм. Активно сотрудничал с ними В. Беньямин (эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936), утрата «ауры»). Среди наиболее видных представителей второго поколения - Ю. Хабермас. Типизация индивида, уплощение культуры. Поп-арт и неодадизм. Совместная работа Адорно и Хоркхаймера «Диалектика Просвещения» (отмечаются характерные черты культуры XX в.: она превращается в рекламу, в товар). Понятие культурной индустрии. Человек внутри позднего капиталистического общества продается и покупается на рынке, составляет себя из набора видов потребления. Основные идеи «Диалектики Просвещения» принимаются Г. Маркузе (1898-1979), который предлагает вместе с тем собственный вариант понимания культурно-исторического развития. Его позиция отражена в книгах «Эрос и цивилизация» (1955), «Одномерный человек» (1964), «Эссе об освобождении» (1969) и др. Отчуждение и как способ преодоления его – идея «новой чувственности» (пробуждает эстетическое измерение человеческого существования). Массовое и элитарное в эпоху постмодернизма. Просьюмеризм и культура потребления. «Третья волна» Тоффлера. Логика «Do it yourself». Produsage Акселя Бранса. Партиципация Генри Дженкинса.
  • Сущность искусства. Эссенциализм и антиэссенциализм
    Эссенциалисты полагали главной задачей эстетики вскрытие абсолютной сущности искусства, единой природы всех его произведений.  Эссенциали́зм (от лат. essentia «сущность») — теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств, «концепция, предполагающая, что у вещей есть некая глубинная реальность, истинная природа, которую нельзя узреть напрямую, и что для нас важна именно эта скрытая сущность». В философии Нового и Новейшего времени эссенциалистская установка подверглась значительной критике. Антиэссенциализм — направление в эстетике, развивавшееся в пятидесятых и шестидесятых годах XX века в рамках англо- американской аналитической философии. Основное положение антиэссенциализма говорит о невозможности создания удовлетворительной теории искусства. Главный тезис подкрепляется доводами из областей традиционной эстетики, аналитической философии и художественного авангарда. Работы, заложившие основы антиэссенциализма — это статья Поля Зиффа «Задача определения произведения искусства» и антология В. Элтона «Эстетика и язык». Моррис Вейц – «Роль теории в эстетике». Вильям Кенник – «Основывается ли традиционная эстетика на ошибке?» Институционализм. Институциональная теория искусства возникла в конце шестидесятых и начале семидесятых годов в США. Главным теоретиком считается Джордж Дики, профессор Иллинойского университета, который в 1969 году изложил принципы данной теории в статье «Определяя искусство». Институционализм отходит как от эссенциалистского, так и от антиэссенциалисткого, утверждая, что отличительные черты искусства следует искать не в нем самом, но в том контексте, в котором оно появляется и функционирует. Этот контекст — система различных художественных институтов. Поэтому произведением искусствам является то, что помещается в данную систему и за такое произведение признается. «Эффект фрейминга». Роль эффекта фрейминга в процессе принятия решений первоначально была изучена Амосом Тверски и Даниелом Канеманом в 1981 году.
  • Методология и (избранные) методы искусствоведческого анализа
    Понятие научного метода. Избранные методы искусствоведческих исследований. Ключевыми методами искусствоведческой работы можно назвать историческое исследование искусства и формальный анализ. Они значительно различаются между собой, так как изучают совершенно разные стороны истории искусства и ее памятников. Взаимодействие двух этих методов создают элементарную методологическую базу исследования. Предметом исторического исследования может быть любое событие и любой аспект истории искусства. Этот подход важен при изучении духовных и художественных тенденций, персоналий, теории искусства, образования и организации профессиональной деятельности художников, истории изобразительных техник и технологий получения материалов, явлений из области зрительской практики и научного исследования. Отдельное произведение с исторических позиций рассматривается, главным образом, через контекст. Формальный анализ является принципиальным для искусствоведения методом, направленным на изучение аспекта формы в отдельных произведениях и стилистических явлениях истории искусства (стилях, направлениях, тенденциях, индивидуальных манерах). Семиотический метод исследования появляется в искусствоведении как результат переноса готового подхода, детально разработанного в семиотике. Специфика этого метода заключается в том, что он трактует изобразительное искусство и архитектуру как сферу коммуникации. Социологический метод рождается в искусствоведении в 1920-е годы как перенос готовой методологической концепции, выработанной собственно социологией, на все те явления, за изучение которых отвечает наша наука. Социологический метод интерпретирует творчество, произведения, художественную жизнь как явления социально-экономической реальности. Художник рассматривается, в основном, как участник социальной жизни. Современные теории и подходы к искусствоведческим исследованиям. Гендерная теория, феминизм, фрейдизм, неомарксизм.
  • Состояние постмедиальности в искусстве вт.пол. 20 - 21 вв.
    Понятие «медиум» и изменение его значений. Краусс Р. «Путешествие по Северному морю». Искусство в эпоху постмедиальности». Полемика с К. Гринбергом. Л. Манович. Все виды искусства и технологий утратили свои постоянные характеристики и свободно обмениваются необходимыми чертами с другими медиумами. Культурные объекты организуют данные и структурируют опыт взаимодействия пользователя с этими данными. Художники разрабатывают новые техники кодирования информации, в то время как зрители создают собственные когнитивные методы её извлечения. Антитеза: Несмотря на стирание границ между определенными медиа и объединение их в единое целое, медиум не исчезает, но перерождается в новые формы.
  • Феминизм и гендерная теория
    История феминизма. Три волны феминизма. Множество разных феминизмов: либеральный, марксистский, радикальный и т.д. Арт-феминизм (или феминистское искусство, англ. feminist art) — искусство, созданное сознательно в контексте феминистской теории искусства. Как движение арт-феминизм возник в конце 1960-х — начале 1970-х. В 1971 искусствовед Линда Нохлин (Linda Nochlin) опубликовала в «Арт Ньюз» и в каталоге к выставке «25 современных художниц» новаторское эссе «Почему нет великих художников- женщин?» («Why Have There Been No Great Women Artists?»), в котором исследовала социальные и экономические факторы, которые помешали талантливым женщинам достичь того же статуса, что и их коллеги-мужчины. Язык истории искусства с его гендерными терминами, критика центрального места обнаженной женской натуры в западном каноне. К. Дункан «Мужской диктат в авангардистской живописи начала XX века». Произведения феминстского искусства. Понятие «киберфеминизма». Дж. Батлер. «Гендерная тревога: феминизм и ниспровержение идентичности». Пол и гендер. Гендерная идентичность. Поведение мужчины и женщины как политически обусловленный конструкт. Канон гендерных отношений. Квир-теория. Труды М. Фуко о природе власти.
  • Неомарксизм и фрейдизм
    Понятие неомарксизма. Неомарксизм противопоставляет себя, с одной стороны, марксизму классическому, связанному с именами Маркса и Энгельса, а с другой стороны – советскому марксизму, который превратился в марксизм-ленинизм – официальную доктрину Советского Союза. Тексты раннего Маркса. «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Человек и его освобождение. Неомарксизм как флаг для многих национально-освободительных движений. Постколониализм, деколониализм. Ориентализм в искусстве (работы Э. Делакруа и Д. Энгра н. 19 в., «японизмы» к. 19 в. и др.). «Общество спектакля» Ги Дебора. Понятие «отчуждения». Перри Андерсон – «Размышления о западном марксизме». Пол Готфрид – «Странная смерть марксизма». Славой Жижек – «Размышления в красном цвете». Перри Андерсон – «Истоки постмодерна».  Основные положения учения З. Фрейда. Огромное влияние современной социальной среды на человека. Принцип удовольствия и принцип реальности. Фрейдизм и сюрреализм. Расширение сферы искусства через привлечение бессознательного. Скрытая динамика психического — процессы сопротивления, вытеснения, переноса, которые приводят к неконтролируемому со стороны сознания изменению идентичности психического субъекта. Дальнейшее развитие идей фрейдизма. Лакан и др.
  • Перспективы развития искусства в XXI в.
    Основные тренды современного художественного процесса, влияние технологий на искусство. Понятие «Participatory Culture» Генри Дженкинса. Партиципация как культурная практика. Краудфандинг. Понятие «трансмедиа» Генри Дженкинса. Трансмедийный сторителлинг Постмедиальная эстетика, инфоэстетика, «медиа становится софтом» (Л. Манович). Концепции «mixed reality» (смешанной реальности). Перспективы развития VR (виртуальной реальности) как медиума. Кейс: Augmented reality kit (ARKit). Примеры AR. Проектирование человека- машинных интерфейсов. Game studies. Геймификация. Перспективы развития science art. «Биохакинг». Экологическое мышление, экологический дизайн. Экология и искусство. Sustainable art.
  • Искусство античности
    Первые греческие поселения на Балканском полуострове и прилежащих островах. Возникновение греческих полисов, полисная демократия. Периодизация греческого искусства: гомеровский период (XI – VIII вв. до н.э.), период архаики (VII – VI вв. до н.э.), ранняя классика (490 - 450 гг. до н.э.), высокая классика (450 - 410 гг. до н.э.), поздняя классика (конец V – IV вв. до н.э.), эллинизм (конец IV – I вв. до н.э.). Наследие эгейской и крито-микенской цивилизаций. Мифологическое образное миропонимание. Формирование типа греческого храма, его религиозно-общественное назначение. Основные этапы эволюции храмовой архитектуры: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер. Понятие ордерной архитектуры, разновидности ордера. Структура храма, конструктивное и образное значение его композиции. Соотношение архитектуры и ландшафта.Образ человека в греческой пластике. Роль скульптуры в архитектурном ансамбле. Материалы скульптуры и способы их обработки. Сложение системы пропорционального построения человеческой фигуры и расположения фигуры в пространстве. Канон Поликлета. Греческое искусство как эталон для художников Ренессанса и классицистов XVII века. Наследие этрусков. Специфика религии и культуры Древнего Рима. Периодизация: искусство в доримской Италии (3 тыс. до н.э. – 3 век до н.э.), период республики (3-1 вв. до н.э.), период империи (конец 1 в до н.э. – 5 в. н.э.). Градостроение в Древнем Риме. Периптер, псевдопериптер, ротонда – основные типы римского храмов, заимствованные у греков. Форум – новый тип центральной площади Рима, центр деловой, политической и торговой жизни. Инженерно-технические сооружения: акведуки, мосты, дороги. Конструктивно-художественные особенности римской архитектуры, бетон. Базиликальные и купольные сооружения. Пантеон – впервые образный акцент был перенесен с внешнего вида на внутреннее пространство храма. Триумфальная арка. Типы жилой архитектуры. Структура городского особняка и его внутренняя отделка. Римская монументальная живопись – росписи и мозаика. Помпеянские фрески: первый «инкрустационный» стиль (2-1 вв. до н.э.); второй «архитектурный» стиль (2-1 вв. до н.э.); третий стиль (к. 1 в до н.э. – нач. 1 в. н.э.); четвертый стиль (вт. пол. 1 в. н.э.). Исторический рельеф как типично римский жанр. Особое значение скульптурного портрета в культуре Древнего Рима. Идеализация портретного образа в эпоху империи. Фаюмский портрет.
  • Искусство Средневековья
    Искусство Византии: ранневизантийское искусство (4–7 вв.); период иконоборчества (8 в.); македонская династия (9— сер. 11 вв.); династия комнинов (сер. 11–12 вв.), династия палеологов (13–15 вв., до завоевания Константинополя турками в 1453 г.). Типы центрических культовых сооружений, взаимосвязь интерьера и внешнего объема здания. Сложение купольной базилики. Возникновение крестово-купольного храма. Символическое и художественное осмысление пространственных зон. Роль света в интерьере. Мозаика и фреска в монументальной живописи Византии. Роль мозаики, наиболее полно отвечающей религиозно-философским и эстетическим идеалам христианства. Сложение христианской иконографии и системы расположения изображений в храме.Возникновение и развитие христианства в Римской империи. Раннехристианское искусство. Росписи катакомб. Превращение римских базилик в христианские храмы. Раннесредневековое искусство. Полихромный стиль. Абстрактный звериный орнамент. Неоднозначность понятий «каролингский ренессанс» и «оттоновский ренессанс». Религиозно-мистический характер мировосприятия средневекового человека. Лидирующая роль архитектуры в средневековом искусстве. Синтетическое единство архитектуры, скульптуры и живописи. Романское искусство. Пространственно-планировочные особенности романской базилики, «связанная система». Школы романской архитектуры, национальное своеобразие романской архитектуры Франции, Германии, Италии. Монументальные росписи романских храмов. Фресковое и скульптурное убранство храма. Особенности пластической моделировки формы и пропорционирование в скульптуре Германии, Франции. Роль материала и цвета в скульптуре. Жилые постройки. Романская крепость, замок феодала. Готическое искусство. Готический собор - центр духовной, общественной и культурной жизни средневекового города. Конструктивная «каркасная» система готического собора, ее образное, художественное осмысление. Готическая архитектура Франции, Англии, Германии, Италии национальные особенности. Исчезновение плоскости стены, вытеснение фрески витражом. Развитие книжной миниатюры. Понятие «интернациональная готика».
  • Искусство эпохи Возрождения. Культурологические основы искусства Возрождения: гуманизм, обращение к античному наследию
    Гуманизм как определяющее мировоззрение эпохи. Вера в творческие возможности и силу человеческого разума. Светский характер культуры. Смена мифологического сознания научным. Ведущая роль Италии в создании новой культуры. Антропоцентризм архитектуры эпохи ренессанса. Возрождение античной ордерной системы и особенности ее интерпретации. Центрально- купольные сооружения как наиболее яркое и полное воплощение мировоззренческих основ времени. Ренессансное палаццо: структура, приемы оформления фасада, образные характеристики. Сложение типа загородной виллы. Разработка основ "научной" линейной перспективы в живописи, ее философско-мировоззренческий смысл. Новое понимание религиозной темы и разработка светской тематики. Первенствующее значение живописи в системе изобразительных искусств. Появление жанрового разнообразия в живописи. Пристальное изучение художниками анатомии. Эстетический идеал эпохи - героизированный образ человека. Рождение станковой пластики. Разработка художественных принципов круглой скульптуры. Проблема размещения скульптуры в городском пространстве. Искусство Высокого Возрождения как эталон возвышенной гармонии. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти. Венецианское Возрождение. Искусство Тициана. Сложение принципов нового искусства в странах северной Европы на основе тенденций натуроподобного изображения в искусстве поздней готики, влияние итальянского Возрождения. Ведущая роль станковой живописи. Живописная реформа Яна ван Эйка, его роль в становлении нидерландской школы живописи. Символизм художественного мышления при эмпирическом характере освоения действительности. Возникновение масляной живописи, особенности техники. Расцвет жанровой живописи. Использование языка и образов народного искусства. Творчество Питера Брейгеля Старшего. Роль гравюры в распространении идей немецкого Возрождения. Образ человека нового времени и поиски математической модели идеального человеческого тела в искусстве Альбрехта Дюрера. Творчество Дюрера, Грюневальда, Г. Гольбейна – младшего.
  • Искусство эпохи барокко
    17 век – период окончательного формирования национальных государств и возникновения абсолютизма. Сложение ярко выраженных национальных школ в искусстве, их специфика и взаимоотношения. Усиление роли католической церкви в жизни Европы. Формирование стиля барокко. Масштабные архитектурные ансамбли, работы Л. Бернини. Ф. Борромини, его основные сооружения. Роль монументально-декоративной пластики и живописи в архитектуре барокко, синтез искусств. Академия в Болонии – первая академия художеств, творчество и педагогическая деятельность братьев Карраччи. Творчество М.Караваджо, своеобразие его живописного стиля. Ведущая роль Рима в формировании и распространении искусства барокко. Театральность, репрезентативность искусства барокко. Строгая ясность композиции.Испанское барокко. Социальное и национальное в искусстве испанских художников, влияние Караваджо. Творчество Диего Веласкеса.
  • Искусство классицизма
    Французский абсолютизм. Влияние итальянского барокко на придворно-аристократическое искусство Франции. Архитектурно-парковый ансамбль Версаля, его театрально-зрелищный характер, создание "совершенных" форм природы в соответствии с законами разума. Луврский дворец. Рене Декарт и философия рационализма. Разработка строго организованной, математически выверенной композиции в живописи Никола Пуссена: четкое деление пространства на планы, преобладание линейно- пластического начала над колористическим. Утверждение воспитательного значения искусства, выражение глубоких морально-этических проблем. Пуссен и театр классицизма, теория модусов. «Героический» пейзаж в творчестве Пуссена. «Лирический» пейзаж Клода Лоррена. Искусство Никола Пуссена как эталон французской живописи.
  • Художественно-эстетические принципы и направления искусства XVIII века
    Философия Просвещения. Деятельность энциклопедистов. Сентиментализм в литературе и драматургии. Мода на чувствительность. Морализаторство в искусстве. Своеобразие композиций Ватто, их декоративность и условность, романтическая мечтательность и развитие пасторальных сюжетов. Отражение жизни и этических идеалов третьего сословия в произведениях Шардена. Промышленный переворот в Англии 18 века, новые технологии и материалы и расцвет национальной школы живописи. Острая выразительность типов и характеров в произведениях Хогарта. Парадный и камерный портреты Рейнольдса. Реалистическая трактовка образа природы в пейзажах Гейнсборо. Стиль рококо и русская живопись XVIII века. Эпоха Великой французской революции. Усиление интереса к наследию античного Рима, возрождение героического идеала. Значение раскопок в Помпеях и Геркулануме. Революционный классицизм в живописи Жака-Луи Давида. Наполеоновская империя и стиль ампир. Творчество Огюста-Доменика Энгра. Стиль ампир в архитектуре и прикладном искусстве. Значение итальянской кампании и египетского похода дляформирования стиля ампир. Градостроительные ансамбли ампира. Этика неоклассицизма: высокий гражданский пафос, идеи патриотизма, долга перед отечеством. Неоклассицизм в архитектуре России XIX века. Академизм XIX века в борьбе с романтизмом, реализмом и импрессионизмом.
  • Романтизм как художественное направление, реакция на рационализм эстетики классицизма
    Новые эстетические установки романтизма: отказ от традиционных схем и сюжетов, субъективизм и творческая фантазия, стремление ко всему экзотическому, волнующему, возвышенному. Главенствующая роль станковой живописи в искусстве. Национальные модели романтизма. Творчество Франсиско Гойи, открытие им новых путей развития европейского искусства, его живописные произведения и графические серии. Немецкая романтическая философия. Мистически-аллегорические композиции Каспара Давида Фридриха. Формирование живописной системы романтизма в творчестве Жерико. Новаторство Делакруа, его колористическая реформа. Сложение школ национального пейзажа: Констебль, Коро. Романтизм в английской литературе и живописи, творчество Генри Фюсли и Уильяма Блейка. Интерес к средневековой культуре.
  • Искусство второй половины XIX века
    Усиление критических тенденций в искусстве Франции. Французские революции 1830 и 1848 годов и их влияние на развитие критического реализма. Сатира Оноре Домье. Крестьянские образы в живописи Франсуа Милле. Развитие реалистической пейзажной живописи, «барбизонская школа». Пленэр. Разнообразие тем в творчестве Гюстава Курбэ, социальная и политическая заостренность проблематики. Принцип «современности» искусства, провозглашенный Курбе. Падение Парижской коммуны, усиление реакции, отказ от социально-идейной направленности искусства, увлечение теорией «чистого искусства». Расширение тематики реалистической живописи. Изображение жизни современного города, острая наблюдательность и поиски новой выразительности. Критический реализм в русском искусстве XIX века. Новаторство живописного языка Эдуарда Мане как открытие новых перспектив изобразительного искусства, «банда Мане». Отказ от академического восприятия живописи. Импрессионизм: свежесть и непосредственность восприятия жизни, мимолетность впечатлений, передача изменчивых состояний природы, освещения, цвета. Импрессионизм и ранняя фотография. Импрессионистическая «кадрировка». «Салон отверженных» и история импрессионистов (1874 – 1886). Пейзаж Клода Моне, Альфреда Сислея и Камилля Писсаро. Женские образы в живописи Огюста Ренуара. Тема современного города в творчестве импрессионистов. Пастели Эдгара Дега. Импрессионизм и символизм в скульптуре, творчество Огюста Родена. Импрессионизм в русской живописи XIX века. Приход в 1880-х годах нового поколения художников, начинавших свой путь в рамках импрессионистического подхода, но затем переключившихся на поиск индивидуального стиля. Дивизионизм как предельная точка развития импрессионизма и противоположность ему. Творческий путь Винсента ван Гога, повышенная экспрессия линии и цвета. Живопись Поля Гогена, развитие тематики народного и примитивного искусства. Клуазонизм как предтеча символизма. Творчество Тулуза- Лотрека: мир кафе-шантанов и публичных домов, эстетизация неприглядных сторон жизни общества. Искусство Поля Сезанна: работа «параллельно натуре». Метод Поля Сезанна как начальная точка в развитии кубизм.
  • Импрессионизм и постимпрессионизм
    В 1850-60-х годах на Салоне торжествует академизм Энгра, реализм Курбе шёл с боем. Однако прогресс было не остановить. Многие художники хотели уйти от салонной эстетики, от избитых изящных сюжетов и однообразных приемов. Они стремились к современности и искренности, к непосредственности передачи впечатления. Они искали новую красоту, красоту современности, о которой много писал Бодлер. Позже их назовут «импрессионистами». С импрессионистов начинается уход от классической традиции, классических эталонов, бунт против Академии и господствующих вкусов. Для своего времени импрессионизм был очень передовым направлением, однако скоро пути импрессионистов разошлись. Каждый из художников ставил перед собой какие-то свои задачи – и пытался их решить. Так начинается постимпрессионизм – то, что происходит «после» импрессионизма. Постимпрессионизм – это не движение и не характеристика некоей группы художников, это состояние, в котором развитие идёт несколькими путями. Пуантилизм (дивизионизм) Сёра и Синьяка. «Художник андеграунда», изгой и поэт изгоев – Анри де Тулуз-Лотрек. Винсент ван Гог – художник повышенной экспрессии, придавший цвету и линии наиострейшую выразительность. Поль Гоген и клуазонизм. От бретонок к таитянкам.
  • Основные особенности художественной культуры 1-й пол. ХХ века (проблема стиля, направлений, течений и групп)
    Поль Сезанн: художник, который начинает писать сущность вещей. Сезанновский широкий и мощный мазок, его установку на гармонию цветовых плоскостей вне зависимости от верности натуре перенимают фовисты. Фовисты и Анри Матисс. Фовисты начали с того, на чем закончили дивизионисты (с ярких картин в технике раздельного мазка), однако интенция у них была другая – передать ощущение радости жизни. «Дивизионисткое» дробление цвета, которое приводило к дроблению формы и контура, этому не способствовало, поскольку рождало чувство беспокойства. Фовисты отказываются от этого в пользу широких свободных мазков, больших плоскостей и ассоциативного применения тёплых и холодных тонов. В картинах ощущается их «дикий» темперамент, не признающий никаких авторитетов и стереотипов в искусстве. Андре Дерен. Морис де Вламинк. Между фовистами и экспрессионистами много общего: они были близки в своём стремлении к освобождению от натуроподобия во имя колористического напряжения энергии формы, но в содержании они различны. У экспрессионистов деформация материи становится синонимом душевного спазма. Немецкий экспрессионизм: «Мост» и «Синий всадник». Первый манифест в современном искусстве. После того как фовизм признал цвет условным и зависящим не от реальности, а от тех художественных задач, которые ставит перед собой художник, пришло время сделать нечто похожее с пространством. «Модернистская редукция». Картина П. Пикассо «Авиньонские девицы» как водораздел между «старым» и «новым» искусством. Кубизм как конструктивное упрощение предметов и форм реального мира, универсальный язык живописи. П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис. Дадаизм: порождение Первой Мировой войны. Кабаре «Вольтер» в Цюрихе. Протест, абсурд и гротескная ирония. Р. Хаусманн, Х. Хёх, К. Швиттерс, М. Дюшан, М. Рэй. Метафизическая живопись и сюрреализм. Совмещение сна и реальности. Искусство как основной инструмент освобождения сознания. Идеолог – Андре Бретон. М. Эрнст, Р. Магритт, С. Дали. Все «революции» в изобразительном искусстве нач. 20 в. были предопределены импрессионизмом и постимпрессионизмом. Русское искусство пережило две волны сезаннизма, далее произошло знакомство отечественных художников с творчеством фовистов и кубистов. Возникает идея преображения всех сторон жизни посредством искусства. «Заакадемизировавшееся» искусство нужно радикально обновлять – но и жизнь нужно радикально обновлять тоже (новый человек для нового искусства; искусство способно преобразить человека). От экспериментов ранних авангардистов к искусству как жизнестроению и «производственному искусству». Париж начала ХХ века – центр современного искусства, центр «силы», здесь собираются все, кто позже будет называться «мэтрами». Возникает особое понятие – «Парижская школа». Это ни в коем случае никакой не «–изм» и даже не группа единомышленников. Скорее, это лаборатория, где сплавляются многие интересные реагенты и дают жгучую смесь на выходе, непредсказуемую химическую реакцию. «Улей». А. Модильяни, К. Сутин, К. Бранкузи и др. В это время в Италии появляется «футуризм»; искусство как культ будущего. Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти. Именно он публикует «Манифест футуризма» для молодых итальянских художников. Воспеваются войны и революции – не только в искусстве, но и в действительности. Мариннети и сам – участник войны. Маринетти писал: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и невыбросит нас в корзину для мусора…». Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и «Манифеста Коммунистической партии» и провести параллели с ситуацией, имевшей место в России. В Голландии П. Мондриан, отталкиваясь от аналитического кубизма, сводит его к выражению «чистой пластики», так возникает «неопластицизм». Группа «Де Стиль».
  • Общая характеристика искусства после Второй Мировой войны
    Вторая мировая война стала сильнейшим потрясением и катализатором для визуального искусства. Изобразительное искусство переживает кризис репрезентации, происходит отказ как от отображения видимого мира, так и от передачи субъективных переживаний. Художники стремятся не столько к изображению реальности, сколько к ее присваиванию, документированию и описанию посредством языка и реальных предметов. Поп-арт. Неодадаизм. Концептуализм. Минимализм. Инсталляция. В 1950-60-е годы в Европе и Америке многие художники отказываются от станковой живописи. Художники ищут новые инструменты и языки. Главным инструментом нового направления – перформанса – становится само тело художника. Художники послевоенного времени заново открывают практики дадаизма, исследуют возможности акционизма, позиционируют язык действия как базовый язык культуры. В 1960-е годы в мире появляются первые переносные видеокамеры, что повлекло за собой возникновение такого феномена как видео-арт. Наследуя традициям живописи, фотографии, кино, видео-арт сохраняет некоторые черты и свойства предшествующих ему жанров. Развитие новых технологий и прогресс в науке также приводит к использованию новейших технических средств в создании произведений искусства. Синтез науки и искусства, этические проблемы science art. Эпоха капитализма и зависимости художника от художественных институций спровоцировала появление в 1970-х годах ряда художественных практик, порывающих с музейным давлением, апеллирующих к массовому зрителю напрямую. Российское искусство, благодаря своей изоляции, вступило в новую, послевоенную эпоху с соцреализмом как главным и единственным изобразительным методом. За период второй половины 20 века российским художникам предстояло совершить небывалый рывок, освоить все модернистские, антимодернистские и постмодернистские концепции, имевшие место быть в Европе и Америке, и изобрести собственный язык.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Работа в группе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    О_накоп=О_эссе+О_посещаемость+О_активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Williams, G. (2014). “Art writing in the Second Machine Age: from Andy Warhol to Kenneth Goldsmith” —— How to Write about Contemporary Art, talks and workshops. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45F9BA9C
  • Вальковский, А. (2010). Американская Антиэссенциалистская Философия Искусства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E459550E
  • Гнедич П.П. - История искусств в 3 томах. Зодчество, живопись, ваяние. Том 1 - От древности до эпохи Возрождения - Издательство "Лань" - 2013 - 321с. - ISBN: 978-5-507-31030-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/32034
  • Гнедич П.П. - История искусств. Зодчество, живопись, ваяние. В 3 томах. Том 3 - От Эпохи Возрождения до наших дней - Издательство "Лань" - 2013 - 870с. - ISBN: 978-5-507-31130-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/32133
  • Гнедич П.П. - История искусств.Зодчество, живопись, ваяние. В 3 томах. Том 2. Эпоха Возрождения - Издательство "Лань" - 2013 - 691с. - ISBN: 978-5-507-31031-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/32035
  • Гредескул Н.А. - Марксизм и идеализм - Издательство "Лань" - 2013 - 41с. - ISBN: 978-5-507-34598-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/35338
  • Гуменюк А. Н., Чуйко Л. В. - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. МОРФОЛОГИЯ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 133с. - ISBN: 978-5-534-11740-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/iskusstvovedenie-morfologiya-plasticheskih-iskusstv-446047
  • Ильин, Е.П. Пол и гендер : практическое руководство / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. — 688 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-02340-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055297 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055297
  • Ильина Т. В., Фомина М. С. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 346с. - ISBN: 978-5-534-03311-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-zapadnoy-evropy-ot-antichnosti-do-nashih-dney-431152
  • Истоки постмодерна / Андерсон П., Апполонов А.; Под ред. Маяцкий М. - Москва :ИД Тер. будущего, 2011. - 208 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-066-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/359876
  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
  • Краусс Р. - Холостяки - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2004 - 144с. - ISBN: 5-89826-224-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77105
  • Рендл М.В. - Трансформация современности: модерн и постмодерн как социокультурные феномены - Русайнс - 2016 - 213с. - ISBN: 978-5-4365-1332-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/921982
  • Северюхин, Д. (2011). Художественный Рынок: Как Это Следует Понимать В Искусствоведении. Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14039926

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Catherine Portuges. (2018). Kékesi, Zoltán. 2015. Agents of Liberation – Holocaust Memory in Contemporary Art and Documentary Film. Trans. Reuben Fowlkes. Budapest and New York: Central European University Press; Saint Helena, CA: Helena History Press. 221 pages. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CFF1AF43
  • Cook, R. (2001). The mediated manufacture of an “avant-garde”: a Bourdieusian analysis of the field of contemporary art in London, 1997-9. Sociological Review, 49(1), 164–185. https://doi.org/10.1111/j.1467-954X.2001.tb03540.x
  • Philipsen, L. (2010). Globalizing Contemporary Art : The Art World’s New Internationalism. Aarhus: Aarhus University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=515709
  • Rugg, J. (2007). Issues in curating contemporary art and performance. United Kingdom, Europe: Intellect Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D91EC57A
  • THATCHER, J. (2015). How to Write About Contemporary Art. Art Monthly, (383), 35. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=101103218
  • Velthuis, O. (2003). Symbolic meanings of prices: Constructing the value of contemporary art in Amsterdam and New York galleries. Theory & Society, 32(2), 181. https://doi.org/10.1023/A:1023995520369
  • АФАНАСЬЕВ АНТОН СЕРГЕЕВИЧ. (2016). Теория текста в работах Ролана Барта и Жака Деррида: гендерный аспект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA5F6DA
  • Дворжак Макс - История искусства как история духа - Издательство "Лань" - 2014 - 369с. - ISBN: 978-5-507-40730-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51636
  • МАНЬКОВСКАЯ Н.Б. 'Париж со змеями' (Введение в эстетику постмодернизма). - М., 1995. - 222 с. ISBN 5-201-01869-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347324
  • Оболенский Л.Е - Изложение и критика идей неомарксизма - Издательство "Лань" - 2013 - 142с. - ISBN: 978-5-507-37280-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/43967
  • Рябцева, В.А. Искусство Древнего Востока (Древний Египет) : учеб. пособие для обучающихся по направлению подготовки 50.03.04 «Теория и история искусств», профиль «Искусствоведение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / В.А. Рябцева. - Кемерово : КемГИК, 2018. - 138 с. - ISBN 978-5-8154-0461-8. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041212