• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Актуальные проблемы развития систем образования

Статус: Курс по выбору
Направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 1
Контактные часы: 10

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на формирование у обучающихся представлений об историческом развитии и современном состоянии развития российской системы образования в глобальном контексте. Тематически курс структурирован вокруг разных уровней системы образования: дошкольного образования, школьного образования, среднего профессионального образования, высшего и постдипломного образования (аспирантура), образования взрослых. В рамках каждого из уровней обсуждаются нормативные рамки функционирования в исторической ретроспективе, особенности и общие черты российской и зарубежных моделей, наиболее актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Отдельно обсуждаются ключевые источники данных по уровням системы образования в России и за рубежом. Рассматриваются особенности проведения и ключевые результаты международных сопоставительных исследований. По результатам прохождения курса аспиранты готовят рецензию на расширенный план-проект одного из своих коллег с обсуждением актуальности темы исследования, анализом релевантности планируемых для использования источников данных, анализом возможностей практического использования результатов для реформирования системы образования. Курс имеет принципиально междисциплинарную направленность, обсуждаются возможности применения теоретического и методологического потенциала разных научных областей – экономики, психологии, социологии и др. – для изучения и решения практических и теоретических проблем развития систем образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений об истории, современном состоянии и тенденциях развития системы образования в России
  • Знакомство с ключевыми российскими и международными исследованиями систем образования и отдельных их уровней
  • Формирование представлений о наиболее актуальных направлениях исследований систем образования и отдельных их уровней
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет особенности исторического развития российской системы образования на разных уровнях
  • Определяет особенности российской системы образования в сравнении с международным контекстом
  • Выявляет тренды развития исследований систем образования на разных уровнях
  • Называет национальные и международные сопоставительные исследования систем образования на разных уровнях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История развития российской системы образования и ее текущее состояние
    Структура системы образования в России. Законодательные основы образовательной деятельности. Оценка российского образования в международном контексте: международные сравнительные исследования качества образования, рейтинги университетов.
  • Дошкольное образование
    Методологические основания исследований дошкольного образования: культурно-историческая концепция, представление о дошкольном психологическом возрасте, теория игры, внутренняя позиция школьника, готовность к школе. Стандарты качества дошкольного образования. Мониторинг экономики образования. Роль раннего образовательного опыта в жизни ребенка. Содержание дошкольного образования: вариативность и способы анализа. Дошкольное образование как способ поддержки женщин, стремящихся вернуться на рынок труда. Виды качества дошкольного образования: процессуальные и структурные компоненты. Представления и практики педагогов ДО. Запросы семьи к дошкольному образованию. Связь условий, созданных в организации дошкольного образования с благополучием и уровнем развития ребенка. Представление детей о детском саде. Международные проекты Сети ОЭСР по раннему образованию.
  • Современная российская школа и дополнительное образование детей
    Источники данных для анализа системы общего («школьного») образования в России. Структура системы общего образования. Основные показатели, характеризующие систему общего образования. Основные тенденции развития системы общего образования. Сравнение систем общего образования в России и за рубежом. Основные направления государственной образовательной политики в сфере общего образования. Актуальные направления исследований в сфере общего образования. Источники данных для анализа системы дополнительного («внешкольного») образования в России. Структура системы дополнительного образования. Основные показатели, характеризующие систему дополнительного образования. Основные тенденции развития системы общего образования. Сравнение систем дополнительного образования в России и за рубежом. Основные направления государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования. Актуальные направления исследований в сфере дополнительного образования.
  • Среднее профессиональное образование в России
    Место СПО в системе образования в России. Функции СПО. Источники данных для анализа СПО в России и в сопоставлении с другими странами. Основные тенденции в развитии СПО в России и за рубежом. Основные направления государственной образовательной политики в сфере СПО. Актуальные направления исследований в сфере СПО.
  • Система высшего образования
    Миссии университетов (исторический экскурс): университеты до революции, разговор о немецкой и французской модели применительно к современным университетам в России. Специфика советской и постсоветской модели высшего образования. Оценка деятельности университетов: экономический подход. Роль высшего образования в развитии общества и индивидов: ключевые направления исследований.
  • Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре
    История развития аспирантуры в России. Законодательные рамки подготовки научно-педагогических кадров в российских университетах и научных институтах. Модели организации аспирантской подготовки: структурированные и неструктурированные аспирантские программы. Особенности организации аспирантской подготовки в страновой и региональной перспективе. Глобальные вызовы развития аспирантуры в современном мире: массовизация и интернационализация. Мировые тренды в развитии аспирантских программ: ориентация на широкие рынки труда, курс в сторону увеличения образовательной нагрузки, ориентация на развитие «мягких» навыков и компетенций, распределенные модели научного руководства. Ключевые проблемы развития аспирантуры в России. Тренды в исследовании аспирантуры в России и за рубежом.
  • Образование взрослых
    Значение непрерывного образования. Состав и функции непрерывного образования. Статистические данные и обзор международных практик обучения взрослых. Почему важно знать уровень навыков населения, как этому помогают международные программы. Непрерывное образование в России, его становление от преодоления безграмотности и политической пропаганды к экономическому росту. Основные показатели системы непрерывного образования взрослых в Российской Федерации. Куда пойти учиться: образовательные организации для взрослых. Обучение в университетах и колледжах. Корпоративное обучение – новые рынки образования. Результаты обучения и независимая оценка квалификации персонала. Самообразование. Связь образования взрослых с экономическим благополучием и социальной устойчивостью. Образовательные программы для повышения предпринимательской активности. Популяризация знаний, распространение «новой грамотности» и «навыков 21 века» среди взрослого населения и молодежи для комфортной жизни.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Подготовка рецензии на план-проспект диссертации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.4 * Активность на семинаре + 0.6 * Подготовка рецензии на план-проспект диссертации
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cyranoski, D., Gilbert, N., Ledford, H., Nayar, A., & Yahia, M. (2011). Education: The PhD factory. Nature, 472(7343), 276–279. https://doi.org/10.1038/472276a
  • E. A. Terentiev, S. K. Bekova, & N. G. Maloshonok. (n.d.). The Crisis Of Postgraduate Studies In Russia: What Bears Problems And How To Overcome Them. University Management: Practice and Analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.adf.journl.yid195
  • Klyachko, T. (Клячко, Т., Avraamova, E. (Авраамова, Е., Loginov, D. (Логинов, Д., Polushkina, E. (Полушкина, Е., Semionova, E. (Семенова, Е., & Tokareva, G. (Токарева, Г. (2019). Monitoring of efficiency of school education. Pre-school education: accessibility and quality[Мониторинг Эффективности Школы. Дошкольное Образование: Доступность И Качество]. Published Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.rnp.ppaper.031913
  • Modern Doctoral Education in Russia: Current Directions of Development ; Современная российская аспирантура: актуальные направления развития. (2019). https://doi.org/10.20339/AM.10-17.004
  • Детская психология : учебник для вузов, Смирнова, Е. О., 2009
  • Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., & Травкин П. В. (2019). Трудоустройство Выпускников Системы Среднего Профессионального Образования: Все Еще Омут Или Уже Брод. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 109. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2019i1p109.136
  • Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., & Шабалин А. И. (2018). Дуальное Обучение В Российских Регионах: Модели, Лучшие Практики, Возможности Распространения. Вопросы Образования // Educational Studies, (2), 117. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i2p117.138
  • Коршунов И. А., & Гапонова О. С. (2017). Непрерывное Образование Взрослых В Контексте Экономического Развития И Качества Государственного Управления. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 36. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2017i4p36.59
  • Косарецкий Сергей Геннадьевич, Груничева Ирина Геннадьевна, & Гошин Михаил Евгеньевич. (2016). Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании. Мир России. Социология. Этнология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906427
  • Косарецкий Сергей Геннадьевич, Куприянов Борис Викторович, & Филиппова Дарья Сергеевна. (2016). Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92B5C45C
  • Красильникова М. Д., & Бондаренко Н. В. (2009). Профессиональная Подготовка Персонала: Кадровые Стратегии Работодателей. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 218. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2009i4p218.234
  • Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И., & Волков А. Е. (2008). Российское Образование — 2020: Модель Образования Для Инновационной Экономики. Материал Для Обсуждения. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 32. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i1p32.64
  • Кузьминов, Я., Семенов, Д., & Фрумин, И. (2013). Структура Вузовской Сети: От Советского К Российскому «Мастер-Плану». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.82FEC865
  • Миссия университета, Ортега-и-Гассет, Х., 2010
  • Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Косарецкий С. Г., Звягинцев Р. С., Михайлова А. М., & Чиркина Т. А. (2018). Поверх Барьеров: Исследуем Резильентные Школы. Вопросы Образования // Educational Studies, (2), 198. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i2p198.227
  • Подросток : нормы, риски, девиации, Собкин, В. С., 2005
  • Поливанова К. Н., Сазонова Е. В., & Шакарова М. А. (2013). Что Могут Рассказать О Современных Детях Их Чтение И Игры. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 283. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2013i4p283.299

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bao, Y., Kehm, B. M., & Ma, Y. (2018). From product to process. The reform of doctoral education in Europe and China. Studies in Higher Education, 43(3), 524–541. https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1182481
  • Barbara M. Kehm. (n.d.). Doctoral education in Europe and North America: a comparative. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D9BBFF65
  • Evans, B. K., Nerad, M., Boston College, & Center for Innovation and Research in Graduate Education. (2014). Globalization and Its Impacts on the Quality of PhD Education. Rotterdam, the Netherlands: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=799492
  • Globalisation and Higher Education. (2007). OED/CERI. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.research.vu.nl.publications.2f4cb770.a349.4e38.a10a.846a4d1f9853
  • Jeroen Huisman, Anna Smolentseva, & Isak Froumin. (2018). 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8736F319
  • JOHNES, G. (1992). Performance Indicators in Higher Education: A Survey of Recent Work. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B4C98638
  • Marginson, S. (2016). The worldwide trend to high participation higher education: dynamics of social stratification in inclusive systems. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD4175ED
  • Terentevnatalia Maloshonok, & Evgeniy Terentev. (n.d.). Towards the New Model of Doctoral Education: The Experience of Enhancing Doctoral Programs in Russian Universities. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ftowards-the-new-model-of-doctoral-education-the-experience-of-enhancing-doctoral-programs-in-russian-universities
  • Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А., Михайлова А. М., & Пинская М. А. (2018). Креативность Для Каждого: Внедрение Развития Навыков Xxi Века В Практику Российских Школ. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 282. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i4p282.304
  • Бондаренко Н. В., & Красильникова М. Д. (2005). Удовлетворенность Работодателей Качеством Образования. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 264. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2005i1p264.275
  • Дудырев Фёдор Феликсович, & Романова Ольга Анатольевна. (n.d.). Вклад Системы Спо В Развитие Человеческого Капитала: Опыт Стран Европейского Союза. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fvklad-sistemy-spo-v-razvitie-chelovecheskogo-kapitala-opyt-stran-evropeyskogo-soyuza
  • Корешникова Ю. Н., Захаров А. Б., & Дудырев Ф. Ф. (2018). Различия В Общем Образовании В Колледжах И Старших Классах Школ: Характеристики Педагогов И Практики Преподавания. На Примере Математики. Вопросы Образования // Educational Studies, (2), 228. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i2p228.253
  • Коршунов, И. А., Гапонова, О. С., & Гапонова, Н. С. (2019). Обучение И Образование Взрослых В Контексте Экономического Развития Регионов. Economy of Region / Ekonomika Regiona, 15(1), 107–120. https://doi.org/10.17059/2019-1-9
  • Муршед, М. M., Чийоке, Ч., & Барбер, М. (2013). How the worlds most improved school systems keep getting better ; Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться (пер. с англ. Н. Микшиной, Е. Шадриной). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.31BF5657