• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Кураторский проект

Статус: Курс по выбору
Направление: 50.06.01. Искусствоведение
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Кураторский проект» нацелен на концептуальное моделирование выставочного проекта, соответствующего по своей тематике заявленной аспирантом теме исследования. В работе над проектом выставки каждый участник курса имеет возможность проанализировать материал своего исследования, исходя из задачи его визуализации и активирования в выставочном / музейном пространстве. Курс ориентирован как на исследователей, имеющих опыт работы и анализа современного искусства, так и на тех, кто пришел в область современного искусства из других областей знания. Новизна данного курса состоит в том, что выставочная деятельность в нем рассматривается в связи с теорией и практикой современного искусства и социо-культурных исследований. Курс включает в себя встречи с кураторами, экскурсии по выставкам, посещение лекций по проблематике кураторства и обсуждение выставок. В рамках этого раздела курса предлагается рассмотреть основные актуальные тенденции кураторства: социально-партиципативные проекты, критические выставки, посвященные актуализации основных проблем современного общества, художественные исследовательские проекты, индивидуальные тематические проекты, проекты, предусмотренные для организации ярмарок и аукционов современного искусства, музейные стратегии организации тематических выставок и т.д. Аспирант в каждом модуле выбирает новую вариативную дисциплину.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • рассмотрение структуры формально-образной организации выставок в рамках выделенной типологии, выявление специфики художественного языка выставок в контексте теоретических концепций искусства ХХ века;
  • формирование у аспирантов целостного представления об основных тенденциях концептуализации искусства в ХХ веке;
  • формирование представления о выставочной деятельности в контексте исследовательских социо-культурных, научных и других музейных проектах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Аспиранты получают ясное понимание специфики художественного языка выставок в контексте теоретических концепций искусства ХХ века.
  • Аспиранты получают знания об актуальных тенденциях кураторства.
  • Аспиранты получают теоретические знания о специфике художественного языка выставок в контексте теоретических концепций искусства ХХ века.
  • Аспиранты обладают знаниями относительно основных аспектов формально-образной организации выставок в рамках выделенной типологии.
  • Аспиранты умеют оценивать потенциал художественного контента.
  • Аспиранты овладевают базовыми теоретическими знаниями о том, как выбирать оптимальный алгоритм структурирования художественного контента.
  • Аспиранты имеют навыки анализа композиционного устройства объекта.
  • Аспиранты овладевают базовыми теоретическими знаниями о работе с выставочным пространством.
  • Аспиранты имеют навыки работы с визуальным контентом (подбор материала, структурирование).
  • Аспиранты приобретают опыт воплощения своих замыслов в конкретное решение выставочного проекта.
  • Аспиранты имеют опыт работы в группе с разными видами организации рабочих отношений и иерархических связей.
  • Аспиранты имеют навыки сочетания разнопланового материала на разных уровнях.
  • Аспиранты имеют навыки представления и защиты результатов своей работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие кураторского проекта
    Понятие кураторского проекта рассматривается в контексте истории современного искусства и возрастающей роли выставок в искусстве 20 и 21 века.История современного искусства как история становления искусства, перформативный подход. Выставка как процесс становления искусства. История выставок и история музеев: общее и различие. История кураторства в свете истории выставок: общий обзор.Концепция «диспозитива» Мишеля Фуко как возможность рассмотреть основы кураторской деятельности.Примеры современных выставок в нехудожественных и художественных музеях, в городском пространстве, в галерее. Понятие «белого куба» как типа пространства 20 века.Понятие «выставки-зрелища» и «выставки-исследования». Задание к семинарскому занятию: подготовить презентацию по своему диссертационному исследованию, постараться выделить основные линии в связи с понятием М. Фуко «диспозитив».
  • Типология выставок: выставка-зрелище и выставка-исследование
    Две тенденции показа –выставка как зрелище и выставка как исследование. Модус может изменяться в ту или иную сторону, потому что выставка как зрелище, кроме чисто маркетинговой основы, может подразумевать еще выставку как произведение. Концептуальное основание выставки является и основой для создания произведения, это произведение свидетельствует о переломном моменте искусства, возвещает о новом направлении.Выставка как зрелище и «детерриториализация» искусства: инсталляции Кристо.Географическая и интеракциональная детерриториализация (Ж. Делез и Р. Гваттари «Тысяча плато»). «Детерриториализация» произведения в выставочной деятельности исторического художественного авангарда: «выставка –манифест» как «выставка –комментарий». Взаимосвязь между выставочной и теоретической деятельностью художника, между выставкой группы художников и теоретическимоснованием для выставки (манифестом). «Последняя футуристическая выставка. 0.10» 1915 г. Выставка и теоретическая деятельность К. Малевича.Выставка-исследование как пример музейной деятельности. Выставка-исследование: пример художественной деятельности.
  • Формы кураторства
    Кураторский проект: диспозитив по Фуко и структура выставки. Возможна ли выставка без структуры, если она является результатом научного исследования? Насколько возможно сравнение визуального ряда с вербальным? Формы кураторства: кураторство в сфере культурного проектирования, образования, музейной деятельности, издательской, в сфере современного искусства.История выставок: Новая ситуация в искусстве в 60-е годы ХХ века: возникновение концептуального искусства, Ленд Арта, хэппенинга. Перемещение акцента на процесс творчества. «Постисторическая» перспектива развития искусства по А. Данто.Новая ситуация: кризис основных категорий. «Дематериализация» искусства по Л. Липпард. Концептуальное искусство. Д. Кошут «Искусство после философии». Текст, тело, пейзаж –новый материал для изобразительного искусства.
  • Формы экспозиции: концептуальные возможности и возможности сценографии
    Выставки и их сценографии: внутри и снаружи. «Дизайн» и «архитектура». Организация пространства в соответствии с социо-культурными задачами. Пропедевтика и воображение. Язык и контекст.Различные системы видения и передачи изображения: Лисицкий, Арнхейм. «Демонстративное пространство» в выставочной деятельности, в искусстве и в работе с книгой у Эля Лисицкого.Задание, статьи и книги по теориям восприятия и передачи реальности –Лисицкий, Байер, Фаворский, Гомбрих. Психология восприятияи ее роль в развитии концепций и практик авангарда. Книга и пространство выставки: роль В. Фаворского в теории книги и монументального искусства в России.
  • Работа с пространством
    Работа с пространством: ленд-арт и его значение для работы с пространством, арте повера, минимализм. Для понимания и освоения пространства во второй половине двадцатого века особенно важны практики, появившиеся в середине шестидесятых годов, практики, которые так и остались не пройденными советскими и российскими художниками. Не случайно происходит «перечитывание» истории искусства на новом этапе молодыми российскими художниками, возможно, через их опыт выставочной деятельности аспиранты смогут понять, осмыслить значение этих практик для выставочной деятельности.Возвращаемся к тексту о «Белом кубе». Задание на две недели: эссе с собственным примером к одной из характеристик «Белого куба» у Брайана O’Догерти.
  • Концептуальные основы и стратегии реализации
    Как представить себе в выставочном пространстве экспозицию философских идей и политических размышлений? Концепций экологов и научныесистемы? Со всеми этими темами работает музей, и в последнее время современное искусство все активнее интегрируется в эту работу.Философские идеи и их презентация. Презентация публичной истории. Архивы. Непрофильные музеи и современное искусство. Исследование истории искусства. Научная революция и достижения современности. Мир как экосистема (проблема устойчивости), и т.д.Художественные тенденции и стратегия выставки: проекты выставочной «реконструкции»: «за» и «против». Стратегии выставки, исследующей страницы истории современного искусства и «языков искусства». Выставки, посвященные анализу генезиса абстракции: Музей Орсэ и МОМА. «Языки искусства» в выставочных стратегиях. Музейные тематические выставки: стратегия обновления музея с помощью изменения экспозиции и организации тематической выставки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Работа в группе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.2 * Активность на занятиях + 0.2 * Работа в группе + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Balzer, D. (2015). Curationism : How Curating Took Over the Art World and Everything Else. London [England]: Pluto Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=975414
  • O’Neill, P. (2007). The culture of curating and the curating of culture(s) : the development of contemporary curatorial discourse in Europe and North America since 1987. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.bl.uk.oai.ethos.bl.uk.568395
  • Obrist, H.-U., Bovier, L., & Ebooks Corporation. (2008). A Brief History of Curating : By Hans Ulrich Obrist. Zurich: JRP | Ringier. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=945579
  • Комарова Л. К. ; Отв. ред. Нехорошков В. П. - ОСНОВЫ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 194с. - ISBN: 978-5-534-06841-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-vystavochnoy-deyatelnosti-437472
  • Фомичев В. И. - ВЫСТАВОЧНОЕ ДЕЛО 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 134с. - ISBN: 978-5-534-08095-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vystavochnoe-delo-441292

Рекомендуемая дополнительная литература

  • England, D., Schiphorst, T., & Bryan-Kinns, N. (2016). Curating the Digital : Space for Art and Interaction. Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1181882
  • Rugg, J. (2007). Issues in curating contemporary art and performance. United Kingdom, Europe: Intellect Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D91EC57A
  • Sedgwick, M., & Rugg, J. (2008). Issues in Curating Contemporary Art and Performance. Bristol, UK: Intellect. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=219503
  • Выставочные павильоны Искусства, Культуры, Образования, Спорта (И.К.О.С.): Учебное пособие / Орлов В.И., Орлов Н.А. - М.:Московский архитектурный институт (государственная академия), 2017. - 48 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/990708
  • Курумчина А. Э. - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ И ВСЕМИРНЫЕ ВЫСТАВКИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 119с. - ISBN: 978-5-534-10770-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociokulturnye-kommunikacii-proekty-socialnyh-transformaciy-i-vsemirnye-vystavki-431503
  • Петелин, В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000), специальностям «Коммерция» (351300) и «Реклама» (350400) / В.Г. Петелин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 447 с. - ISBN 978-5-238-00935-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028738