• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Навыки составления юридических текстов

Статус: Курс по выбору
Направление: 40.06.01. Юриспруденция
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Аспиранты изучают правила работы с информационными источниками, содержащими научную информацию. Учатся искать и обрабатывать информационные источники с целью обнаружения необходимой информации для научно-исследовательской работы. Приобретают навыки формулирования и решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности. Узнают о приемах поиска, систематизации и обобщения академических текстов, эмпирических материалов, необходимых для научного исследования. Отрабатывают навыки поиска юридических аргументов и их представления в тексте в зависимости от его цели и задачи. Усваивают методики написания и оформления статей в зарубежные рецензируемые юридические журналы. Работа на занятиях ведется в интерактивном режиме и включает в себя мастер-классы, деловые игры, презентации, разбор практических заданий и кейсов, том числе основанных на реальной юридической практике аспирантов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Навыки составления юридических текстов» являются: 1) выработка навыков по составлению и редактированию юридических текстов различных жанров в соответствии со стилистическими правилами и процессуальными требованиями; 2) отработка навыков поиска юридических аргументов и их представления в тексте в зависимости от его цели и задачи; 3) формирование навыков по написанию и оформлению статей в зарубежные рецензируемые юридические журналы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует готовность к участию в коллективных научных исследованиях
  • Владеет навыком постановки задачи исследования и ее формулирования при подаче заявки на финансирование
  • Имеет навык написания своей части отчета по исследованию в соответствии с общей стилистикой итогового документа
  • Демонстрирует способность аргументировать свою позицию сжато и убедительно в письменной форме
  • Владеет навыками поиска необходимой для аргументации своей позиции правовой информации
  • Интерпретируют найденную информацию с разных процессуальных и (или) научных позиций
  • Оценивает аргументы противника и использует слабые аргументы для построения своей контр-аргументации
  • Правильно оформляет результаты своего труда в виде содержательного и убеди-тельного документа
  • Владеет навыками законодательной техники
  • Владеет навыком анализа нормативных правовых актов, видит дефекты законодательной техники и предлагает возможные способы их устранения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Роды, виды и жанры юридических текстов
    Роды, виды и жанры юридических текстов в классической традиции российской словесно-сти. Роль языка и слова в профессиональной деятельности юриста. Владение письменной речью как профессиональная компетенция. Письменные юридические тексты: нормативные акты, доку-менты, письма, научная литература, учебная литература. Различие юридических текстов по обязы-вающей и аргументативной силе. Виды письменных текстов, составляемых юристом, и особенно-сти их составления в зависимости от адресата и цели текста. Юрист как автор и как адресат текста. Составление и толкование документа как две составляющие в процессе работы юриста над пись-менным текстом.
  • Тема 2. Язык и стиль юридических текстов различных жанров
    Культура письменной речи юриста. Язык и стиль документов и статей. Нормативность (пра-вильность), точность, логичность, уместность, чистота. Грамматическая и стилистическая правиль-ность юридического текста. Понятие «читабельности» текста. Функциональное значение знаков препинания. Использование скобок. Деление текста на абзацы. Общеупотребительная и профессиональная юридическая лексика. Термины в составе юри-дических текстов. Уместность и правила использования юридических терминов при общении с клиентами и заявителями. Эмоциональная окрашенность документов и иных письменных текстов. Иноязычная лексика в речи юриста.
  • Тема 3. Стилистические ошибки в научных и процессуальных текстах юриста
    Наиболее распространенные ошибки в словоупотреблении и синтаксическом построении текста. Основные правила редактирования текста с точки зрения повышения его ясности, точно-сти, полноты и доступности для восприятия. Анализ написанных аспирантами отрывков научных работ и юридических документов с точки зрения «читабельности», расположения частей, логической стройности аргументов, модаль-ности, эмоциональной окрашенности. Выявление наиболее удачного варианта с точки зрения яс-ности и убедительности. Обсуждение сложностей и проблем, которые возникли при подготовке текста.
  • Тема 4. Подготовка научной статьи для российского и для зарубежного рецензируемого журнала: требования к содержанию и стилю
    Написание научной статьи для российского и для зарубежного рецензируемого журнала. Генерализация и расплывчатость формулировок как самые распространенные ошибки в научных статьях. Стиль конкретного издания как совокупность требований к оформлению текста, цитат, сносок и библиографии. Правила работы с редактором журнала. Редакторская правка научных текстов. Практическая часть: выполнение заданий на редактирование научных статей и переводов.
  • Тема 5. Подготовка научной статьи в зарубежные журналы: тематический поиск журна-ла, оценка возможностей, знакомство с руководством по оформлению и цитированию
    Знакомство с ведущими зарубежными юридическими журналами. Поиск квартиля журнала. Поиск руководств по оформлению статей в издательствах. Знакомство с политикой журнала и правилами подачи статей. Анализ отрицательных рецензий на статьи в зарубежных рецензируемых журналах. Изучение основных ошибок. Практическая часть: подобрать журнал по своей тематике, предложить название статьи, напи-сать аннотацию, ключевые слова и вступительный абзац. Подготовить групповую презентацию с планом-проспектом статьи коллектива соавторов.
  • Тема 6. Правовое рассуждение при анализе кейсов в российской правовой традиции и странах с прецедентной системой права
    Правовое рассуждение при анализе кейсов в российской правовой традиции и странах с прецедентной системой права. Влияние особенностей правового рассуждения и представления дел в суде на подготовку юристов в странах с континентальной системой и системой общего права. Иллюстрация различия в подходах на примере судебных решений. Работа с решениями Европей-ского Суда по правам человека в контексте двух типов правового рассуждения. Нахождение частей судебного решения и выделение смыслового содержания, имеющего существенное значение для разрешения дела. Подготовка конспекта судебного решения по модели, используемой при подго-товке юристов в США и Англии: 1) факты, 2) подлежащие разрешению вопросы правового спора, 3) решение (вывод), 4) рассуждение (аргументы «за» и «против»), 5) факультативно: проводимая в решении суда социальная или политическая стратегия, отражение ценностей либо преследование общественно значимых целей (policy). Анализ примеров.
  • Тема 7. Рассуждение по аналогии: проведение и разведение аналогии как прием правового мышления
    Использование частей судебного решения для понимания кейса. Рассуждение по аналогии: проведение и разведение аналогии как основной прием рассуждения в странах с прецедентной си-стемой права. Использование сведение и разведение аналогии как приема при толковании норм права при анализе дела в работе российского юриста. Как определить, применим ли прецедент в настоящем деле? Аналогичны ли факты дел? Аналогичны ли вопросы правового спора, подлежа-щие разрешению в деле? «Наращение смысла» в процессе судебного толкования одной и той же нормы в ряде последующих дел: конкретизация или изменение нормы? Как работать с несколькими прецедентами сразу? Анализ примеров из решений США и ЕСПЧ.
  • Тема 8. Повествование и описание. Изложение фактов
    Изложение фактов дела. Повествование и описание. Изложение фактов в приговоре и в жа-лобе. Изложение фактов как стори-теллинг и нарратив. Ошибки в изложении фактов. Отбор юри-дически значимых фактов. Изложение фактов как story-telling: представление фактов обвинителем, адвокатом, судом. Выполнение упражнений на изложение фактов.
  • Тема 9. Правовая аргументация. Изложение аргументов
    Использование судебных решений в качестве аргументов для обоснования своей позиции и правила их цитирования. Выведение позиции суда из текста решения. Какие части решения можно использовать для цитирования в качестве аргумента при подготовке жалоб и исковых заявлений в других делах или в научной статье? Рассуждение суда (dictum) и решение суда (holding). Выделе-ние в прецедентах частей судебного решения, содержащих норму, и формулирование данной нор-мы своими словами. Как цитировать решения ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ в поддержку своего рассуждения? Отражение в процессуальных документах юриста аргументов «за» и «про-тив». Порядок изложения аргументов. Отражение логики рассуждения в структуре текста. Выбор варианта изложения: 1) формулирование основного вопроса правового спора, норма права, рас-суждение, вывод; 2) предлагаемое решение (вывод), норма права, рассуждение, подтверждение вы-вода. Ошибки в аргументации. Ошибки в структуре текста. Отсутствие убедительности. Учет мо-дальности текста. Использование вводных слов и союзов для связи частей текста в соответствии с логикой изложения.
  • Тема 10. Толкование нормативного текста как вид правовой аргументации и его использование в процессуальных документах, научных комментариях и статьях
    Толкование нормативного текста как вид правовой аргументации. Правила толкования и их применение на практике. Каноны толкования. Выбор варианта толкования. Обычное значение слова, терминологическое значение слова, намерение законодателя, цель закона, прецедент либо ранее принятые судами решения по схожим или аналогичным делам, социально-исторические условия, политика, общественные ценности, правовые и политические доктрины, результаты сравнительных правовых исследований как виды аргументов, их значение в судах различных стран, в обычных судах РФ и КС РФ, в ЕСПЧ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
    При выполнении домашнего задания (изложение фактов дела) аспирант должен продемонстрировать умение излагать суть правового спора или формулировать тезис научной статьи (либо писать аннотацию к научной статье) кратко, понятно и содержательно. Представленный на проверку текст должен быть грамматически и стилистически правилен, а также корректен с юридической точки зрения. В своем ответе аспирант должен продемонстрировать способность аргументировать свою позицию сжато и убедительно в письменной форме.
  • неблокирующий Групповая презентация
  • неблокирующий Итоговая работа (зачёт)
    Итоговый зачет представляет собой письменную работу, которая выполняется разделами в течение всего курса обучения (пишется дома и корректируется в аудитории) и представляется на предпоследнем занятии в форме законченного, оформленного по всем изученным стилистическим, риторическим и юридическим правилам текста.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Групповая презентация + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Итоговая работа (зачёт)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Юридическая техника : учеб. пособие, Лызлов, Д. Н., Картухин, В. Ю., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fruehwald, E. S. (2014). Legal Writing Exercises : A Practical Guide to Clear and Persuasive Writing for Lawyers. Chicago, Illinois: American Bar Association. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1357277
  • Техника юридического письма : учеб.-практ. пособие, Шугрина, Е. С., 2000