• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Качественные методы исследования в образовании

Статус: Факультатив
Направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Запорожец Оксана Николаевна
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Цель дисциплины «Качественные методы исследования в образовании» – познакомить аспирантов с методологическими подходами к анализу качественных данных. В рамках данной программы будут рассмотрены такие подходы к анализу качественных данных как обоснованная теория и дискурс-анализ. Будет затронута тема анализа визуальных материалов, а также использования программного обеспечения для анализа качественных данных. В завершении, будет рассмотрена специфика написания академических текстов, описывающих качественные данные.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с качественными методами исследования в образовании.
  • Формирование умения критически оценивать и выбирать аналитические процедуры, релевантные целям и задачам исследования.
  • Формирования навыка планирования исследования с использованием качественных методов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Отличает основные методологические принципы и процедуры качественного исследования в образовании.
  • Объясняет возможности и ограничения метода.
  • Оценивает и выбирает аналитические процедуры, релевантные целям и задачам исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обоснованная теория как аналитическая стратегия: методология и основные процедуры исследования
    Создание обоснованной теории как аналитической стратегии качественного исследования (Б. Глейзер, А. Стросс): аналитические предпосылки, обстоятельства создания, первые работы с использованием обоснованной теории. Версии обоснованной теории – базовые посылки и основные аналитические процедуры: Б. Глейзер и А. Стросс, А. Стросс и Дж. Корбин, Б. Глейзер, К. Чармаз, А. Кларк. ОТ в версии К. Чармаз: виды кодирования, написание мемо, теоретическая выборка и сатурация, создание теории. Виды теоретизации в обоснованной теории. Открытое кодирование, написание первичного мемо, осевое кодирование, написание аналитического мемо. Создание теоретической выборки, формулировка гипотез, постановка новых исследовательских вопросов, новый этап полевой работы. Разработка теоретической модели и ее представление. Возможности и ограничения метода.
  • Дискурс-анализ
    Предпосылки создания дискурс-анализа. Базовые идеи (критического) дискурс-анализа: власть в языке и дискурсе, институциональные условия производства дискурса, борьба дискурсов. Основные разновидности дискурс-анализа (Э. Лакло и Ш. Муфф; Н. Фэркло и др.). Возможности и ограничения аналитических процедур дискурс-анализа.
  • Анализ визуальных материалов
    Основные виды визуальных источников: фотографии, видео, изображения, пространство (М. Эммисон, Ф. Смит). Логики культурного производства и циркуляции визуального: материальность и дигитальность. Аналитическое производство визуального: социологическая фотография (Д. Харпер). Методы анализа визуального: семиотический, жанровый, дискурс-анализ, анализ цифровых изображений. Представление результатов исследования – визуализация (фото-эссе, выставка, фильм). Создание и анализ фотографий студентами для иллюстрации базовых идей своего исследовательского проекта. Использование процедур семиотического и дискурсивного анализа.
  • Использование программного обеспечения для анализа качественных данных
    Дискуссия о допустимости и необходимости CAQDAS. Аналитические процедуры, лежащие в основе программы обработки данных NVivo. Основные аналитические операции: кодирование и операции с кодами, логические операции. Построение аналитических диаграмм.
  • Специфика написания академических текстов
    Стили написания научных статей с использованием качественной методологии. Проблематизация позиции автора, эксплицирование аналитических инструментов, стиль письма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.4 * Домашнее задание + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Taylor, S. J., DeVault, M. L., & Bogdan, R. (2016). Introduction to Qualitative Research Methods : A Guidebook and Resource (Vol. 4th edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1061324
  • Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс, А., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • M. Alammar, F., Intezari, A., Cardow, A., & J. Pauleen, D. (2019). Grounded Theory in Practice: Novice Researchers’ Choice Between Straussian and Glaserian. Journal of Management Inquiry, 28(2), 228–245. https://doi.org/10.1177/1056492618770743
  • Prigol, E. L., & Behrens, M. A. (2019). Grounded Theory: methodology applied in education research. Educação e Realidade, 44(3), 1–20. https://doi.org/10.1590/2175-623684611
  • Schiffrin, D., Hamilton, H. E., & Tannen, D. (2015). The Handbook of Discourse Analysis (Vol. Second edition). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=985110
  • Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998