Аспирантура
2019/2020
Качественные методы исследования в образовании
Статус:
Факультатив
Направление:
44.06.01. Образование и педагогические науки
Кто читает:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Запорожец Оксана Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Цель дисциплины «Качественные методы исследования в образовании» – познакомить аспирантов с методологическими подходами к анализу качественных данных. В рамках данной программы будут рассмотрены такие подходы к анализу качественных данных как обоснованная теория и дискурс-анализ. Будет затронута тема анализа визуальных материалов, а также использования программного обеспечения для анализа качественных данных. В завершении, будет рассмотрена специфика написания академических текстов, описывающих качественные данные.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с качественными методами исследования в образовании.
- Формирование умения критически оценивать и выбирать аналитические процедуры, релевантные целям и задачам исследования.
- Формирования навыка планирования исследования с использованием качественных методов.
Планируемые результаты обучения
- Отличает основные методологические принципы и процедуры качественного исследования в образовании.
- Объясняет возможности и ограничения метода.
- Оценивает и выбирает аналитические процедуры, релевантные целям и задачам исследования.
Содержание учебной дисциплины
- Обоснованная теория как аналитическая стратегия: методология и основные процедуры исследованияСоздание обоснованной теории как аналитической стратегии качественного исследования (Б. Глейзер, А. Стросс): аналитические предпосылки, обстоятельства создания, первые работы с использованием обоснованной теории. Версии обоснованной теории – базовые посылки и основные аналитические процедуры: Б. Глейзер и А. Стросс, А. Стросс и Дж. Корбин, Б. Глейзер, К. Чармаз, А. Кларк. ОТ в версии К. Чармаз: виды кодирования, написание мемо, теоретическая выборка и сатурация, создание теории. Виды теоретизации в обоснованной теории. Открытое кодирование, написание первичного мемо, осевое кодирование, написание аналитического мемо. Создание теоретической выборки, формулировка гипотез, постановка новых исследовательских вопросов, новый этап полевой работы. Разработка теоретической модели и ее представление. Возможности и ограничения метода.
- Дискурс-анализПредпосылки создания дискурс-анализа. Базовые идеи (критического) дискурс-анализа: власть в языке и дискурсе, институциональные условия производства дискурса, борьба дискурсов. Основные разновидности дискурс-анализа (Э. Лакло и Ш. Муфф; Н. Фэркло и др.). Возможности и ограничения аналитических процедур дискурс-анализа.
- Анализ визуальных материаловОсновные виды визуальных источников: фотографии, видео, изображения, пространство (М. Эммисон, Ф. Смит). Логики культурного производства и циркуляции визуального: материальность и дигитальность. Аналитическое производство визуального: социологическая фотография (Д. Харпер). Методы анализа визуального: семиотический, жанровый, дискурс-анализ, анализ цифровых изображений. Представление результатов исследования – визуализация (фото-эссе, выставка, фильм). Создание и анализ фотографий студентами для иллюстрации базовых идей своего исследовательского проекта. Использование процедур семиотического и дискурсивного анализа.
- Использование программного обеспечения для анализа качественных данныхДискуссия о допустимости и необходимости CAQDAS. Аналитические процедуры, лежащие в основе программы обработки данных NVivo. Основные аналитические операции: кодирование и операции с кодами, логические операции. Построение аналитических диаграмм.
- Специфика написания академических текстовСтили написания научных статей с использованием качественной методологии. Проблематизация позиции автора, эксплицирование аналитических инструментов, стиль письма.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Taylor, S. J., DeVault, M. L., & Bogdan, R. (2016). Introduction to Qualitative Research Methods : A Guidebook and Resource (Vol. 4th edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1061324
- Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс, А., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- M. Alammar, F., Intezari, A., Cardow, A., & J. Pauleen, D. (2019). Grounded Theory in Practice: Novice Researchers’ Choice Between Straussian and Glaserian. Journal of Management Inquiry, 28(2), 228–245. https://doi.org/10.1177/1056492618770743
- Prigol, E. L., & Behrens, M. A. (2019). Grounded Theory: methodology applied in education research. Educação e Realidade, 44(3), 1–20. https://doi.org/10.1590/2175-623684611
- Schiffrin, D., Hamilton, H. E., & Tannen, D. (2015). The Handbook of Discourse Analysis (Vol. Second edition). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=985110
- Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998