• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Визуальное исследование

Статус: Курс по выбору
Направление: 50.06.01. Искусствоведение
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Визуальное исследование» нацелен на формирование у аспиранта творческих и технологических навыков работы с визуальным контентом в контексте проблематики современных культурных исследований. Данный курс предназначен в первую очередь для аспирантов, еще не знакомых с форматом «визуального исследования». В результате освоения данной дисциплины аспирант научится сознательно воспринимать визуальный опыт, уметь его обобщать и комментировать, а также использовать полученные навыки для «перевода» на современный визуальный язык основных положений диссертационного исследования. Основная задача курса – формирование у аспиранта представления об устройстве визуализации данных, выработка навыков структурирования визуального материала. Визуальное исследование (далее – «визуальное исследование» или «ВИ») – это систематическое рассмотрение выбранного предмета, которое предполагает анализ в первую очередь визуальной составляющей. Образно говоря, визуальный ряд является «доказательством» «тезиса» или «теоремы» – положений диссертационного исследования, однако важно подчеркнуть, что визуальное исследование является самостоятельным авторским высказыванием, обладающим теоретической и практической значимостью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение представления об устройстве визуализации данных;
  • формирование навыков оценки потенциала визуального контента, выстраивания логики структуры визуального исследования; поиска и обработки визуального материала;
  • превращение данных в высказывание;
  • формирование навыков взаимодействия с контрагентами.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Аспиранты получают представление об основных подходах, применяемых при анализе визуальных сред.
  • Аспиранты осваивают навыки анализа визуального контента и оценки его потенциала.
  • Аспиранты имеют ясное представление о методах структурирования и обобщения данных, полученных в результате аналитической работы.
  • Аспиранты умеют выбирать оптимальный алгоритм структурирования визуального контента.
  • Аспиранты приобретают опыт работы с визуальным контентом (подбор материала, анализ, структурирование).
  • Аспиранты приобретают опыт сочетания разнопланового материала на разных уровнях.
  • Аспиранты получают опыт работы в группе с разными видами организации рабочих отношений и иерархических связей.
  • Аспиранты воплощают свои замыслы в конкретное решение визуального исследования.
  • Аспиранты получают опыт представления и защиты результатов своей работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие визуального исследования
    Визуальное исследование в контексте визуальной культуры. «Визуальный поворот». Вербальное и визуальное. Понятие креолизованного текста. Роль визуальной информации в культуре. Современный визуальный язык и его специфика. Взаимоотношения визуальности и Академии. Специфика визуального исследования. Структура визуального исследования. Логика визуального ряда. Нарратив и высказывание. Задание к семинарским занятиям: подготовить презентацию по своему диссертационному исследованию, постараться выделить положение исследования, наиболее подходящее для визуализации. Объяснить, почему.
  • Визуальное мышление
    Оперирование наглядными образами. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Возможность увидеть результат мышления в предметно-чувственной форме, выведя его за рамки абстракции.Дискуссионный тезис: «Операционное качество наглядного образа превращает продукт визуально-познавательных операций в полученный алгоритм действия субъекта по отношению к сущности, схваченной в визуальной модели» (М.В. Тарасова). Увеличение спроса на опыт иммерсивного восприятия. Вовлечение зрителя внутрь изображения.Журналистика погружения (разновидность журналистики, при которой с помощью 3D-технологийи технологий виртуальной реальностисоздается эффект присутствия в конкретном месте, описываемом в новостных статьях, репортажах с места событий и документальных фильмах).Анализ кейсов: проекты Нонни Де Ла Пенья (платформа Ted).
  • Визуальная культура в медиа-среде
    История визуальной культуры в ее взаимосвязи со зрелищной и повседневной культурой. Смысловое поле визуальности в контексте развития современных медиа. «Информационное общество». Труды Энтони Гидденса. Труды П.Ю. Черносвитова, основная теза: вся история человечества пропитана процессами восприятия, обработки, трансляции и хранения информации. От кино к компьютеру. Язык новых медиа. Кино и фото.Экранная культура и технологии массмедиа как способ фиксации «ускользающего» настоящего. Сегодняшний расцвет экранной культуры и визуальных форм. Взаимоотношения человека с современной техникой массмедиа: освоение, присвоение, интеграция.Публичная сфера Юргена Хабермаса. Популярное искусство и повседневная городская среда. «Фрейминг» современного городского пространства.«Реальное» и «виртуальное» и их рекурсии. Ситуация модернистской постиронии. «Идеология технологизма»: современность как заложница технического прогресса (тезис для дискуссии). «Саморефлексия» медиа.
  • Опыт визуального мышления: критический подход. Визуальная коммуникация
    Типовые профили мыслительной компетентности: от интуиции до схемы.Понятие гештальта. Макс. Вертгеймер. Понятие схемоида. Визуальная коммуникация.(Не)достоверность визуальной информации: проблема интерпретации. Проблема недостаточности (вопрос фактологии). Проблема переизбытка (визуальных стимулов).Анализ образа по Мартину Лестеру: 1) индивидуальная точка зрения; 2) критическая точка зрения; 3) историческая точка зрения; 4) техническая точка зрения; 5) этическая точка зрения; 6) культурная точка зрения.Дискуссионый тезис Л. Мановича (http://manovich.net/) для семинарского занятия: «... Я спрашивал, что такое Instagram: это окно в другую реальность, сообщение или медиа? Я бы сказал, что медиа не просто передают сообщение, а влияют на содержание. Ссылаясь на Маклюэна, я хотел задать вопрос: если Instagram—это визуальное окно в реальность, и миллионы людей фотографируют свою жизнь, позируя, подбирая фильтры, показывая какую-то версию своей жизни, насколько мы можем использовать это как инструмент визуальной антропологии? Насколько Instagram подходит для изучения культурной, экономической, социальной жизни в разных странах?» Задание к семинарскому занятию: Продолжение разбора презентаций. Задания по формированию и структуризации материала. Коллаж из разных видов материала с использованием стрелок и других маркеров, выявляющих влияния и взаимодействия.
  • Визуальные медиа и Общество Спектакля
    «Общество спектакля Ги Дебора». Потреблении зрелища (иллюзий) взамен или наряду с материальными благами. Понятие репрезентации у Ги Дебора. Визуальный характер поздней капиталистической экономики. «Общество спектакля» как завуалированная критика «окуляцентризма» европейской философии. Как с помощью понятия «спектакль» Ги Дебор объясняет целый ряд современных культурных и идеологических феноменов: специфику современных индустриальных обществ развитых стран, проблему глобализации, порочность репрезентации, доминанту визуальности в современной культуре? Тезис для дискуссии: «Общество спектакля превратило восстание против себя в спектакль» (Ги Дебор).Понятие «постправды». Стив Фуллер: «Концепция постправды привносит в общественную жизнь идею, что наши обсуждения политики и мира в целом не касаются вопросов истины и лжи —они сводятся к тому, при каких условиях человек решает, что истинно, а что ложно» (https://postnauka.ru/longreads/84059). Какую роль в «обществе постправды» играет визуальная коммуникация? Труд Ж. Бодрийяра «Войны в Заливе не было».Эссе Д. Джослита «Фейк-ньюс, искусство и когнитивная справедливость». Темы семинарских занятий: Общие вопросы по представленным проектам, внесение замечаний, обсуждение, принятие решений по зачетной презентации проектов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Работа в группе
  • неблокирующий Активность на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.2 * Активность на занятиях + 0.2 * Работа в группе + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Кватрани Т. — Rational Rose 2000 и UML. Визуальное моделирование - Издательство "ДМК Пресс" - 2009 - ISBN: 5-94074-131-2 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/1237
  • - Роэм Д. — Практика визуального мышления. Оригинальный метод решения сложных проблем - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - ISBN: 978-5-91657-828-7 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/62191
  • Mirzoeff, N. (2012). Watching Babylon : The War in Iraq and Global Visual Culture. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=494940
  • Визуальный образ (Междисциплинарные исследования) [Электронный ресурс] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред. И.А. Герасимова. - М.: ИФРАН, 2008.- 248 с.- ISBN 978-5-9540-0095-5. - Режим доступа: http://znanium.com/
  • ГАБРИЕЛЯН ТИГРАН ОЛЕГОВИЧ. (2016). Роль Архетипа В Визуально-Графической Типологии Бренда. Вестник Кемеровского Государственного Университета Культуры и Искусств, (34). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16532038
  • Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: Учебник для вузов / Под ред. Г.П. Иванова, П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 719 с. - ISBN 978-5-238-00479-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028600
  • Продюсер и авторы визуального ряда фильма : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство» / под ред. В.И. Сидоренко. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 271 с. - (Продюсерство). - ISBN 978-5-238-03147-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1027195 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1027195

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Банзель Т. — Визуальный курс. Создание CD и DVD - Издательство "ДМК Пресс" - 2009 - ISBN: 5-94074-214-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/1212
  • - Давыдова О.С. — Человек в искусстве. Антропология визуальности - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2015 - ISBN: 978-5-89826-422-2 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/77233
  • - Льюис Н.Д. — Визуальный курс. Microsoft Office 2003 - Издательство "ДМК Пресс" - 2008 - ISBN: 5-94074-022-7 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/1207
  • - Райс Л. — Визуальный молоток. Как образы побеждают тысячи слов - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - ISBN: 978-5-91657-980-2 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/62299
  • Corinne HÉLIN. (2011). The visual culture reader. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A6F0B04
  • Dawkins, M. A. (2009). Lisa Nakamura: Digitizing Race: Visual Cultures of the Internet. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.74E9EA20
  • Images of Dutchness: Popular Visual Culture, Early Cinema and the Emergence of a National Cliché. (2018). Netherlands, Europe: Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.79C8644C
  • Smith, K. (2005). Handbook of Visual Communication : Theory, Methods, and Media. Mahwah, N.J.: Taylor & Francis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=530336
  • Внутри картины. Статьи и диалоги о современном искусстве / Бакштейн И.; Ред. серии Ельшевская Г. - М.:НЛО, 2015. - 464 с.: 60x90 1/16. - (Очерки визуальности) (Обложка) ISBN 978-5-4448-0241-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541317