• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Педагогика высшей школы

Статус: Курс обязательный
Направление: 37.06.01. Психологические науки
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Педагогика высшей школы» нацелен на развитие универсальных навыков, которые необходимы как выпускникам аспирантуры, которые преподают или планируют педагогическую деятельность, так и тем выпускникам, которые планируют реализовать себя в других сферах (научной, консалтинговой, управленческой). К таким навыкам относятся: умение представить результаты своей работы, умение держать внимание аудитории, умение структурировать материал, умение грамотно дать обратную связь коллегам или студентам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у аспирантов представления об основных трендах развития образовательной среды университетов
  • сформировать навыки разработки образовательных продуктов на основе основных моделей и инструментов педагогического дизайна
  • научить разрабатывать валидные инструменты оценки знаний и грамотно выстраивать обратную связь со студентами
  • сформировать навыки организации и сопровождения групповой исследовательской или проектной работы
  • сформировать навыки наставничества и эффективной обратной связи в ходе совместной работы
  • подготовить участников курса к эффективным публичным выступлениям, презентациям результатов научных исследований на лекциях или конференциях; преподаванию на программах высшего образования; представлению экспертной оценки (интервью)
  • развить навыки графического представления информации и умения создавать базовые ин-фографические продукты
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • способность формулировать основные тенденции и изменения в организации образовательного процесса, содержании образования, в том числе – связанных с появлением информационно-коммуникационных технологий
  • готовность проектировать учебную программу как элемент образовательной программы
  • умение выбирать инструменты для диагностики состояния преподавания своей дисциплины (образовательной области)
  • умение выбирать и предлагать к реализации методические модели, методики и приемы обучения, повышающие эффективность (качество) образовательного процесса
  • способность подбирать инструменты для диагностики состояния преподавания своей дисциплины (образовательной области)
  • навыки публичных выступлений, презентаций результатов научных исследований на лекциях или конференциях
  • навыки графического представления информации и умения создавать базовые инфографические продукты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обучение и образовательные результаты
    В ходе освоения темы аспиранты знакомятся с различными теориями обучения, их особенностями и ключевыми понятиями. Целью изучения тематического блока является формирование у аспирантов базовых преставлений об основных вехах развития мировой образовательной системы и подготовка к применению полученных знаний в их профес-сиональной деятельности, в том числе, для повышения эффективности (качества) образо-вательного процесса.
  • Проектирование курса
    В ходе освоения темы аспиранты знакомятся с ключевыми понятиями и принци-пами организации образовательной среды, проектирования образовательных программ, основами педагогического дизайна, моделями и инструментами для формирования среды обучения. Целью изучения данной темы является освоение базовых инструментов профессионального развития для проектирования учебных курсов и эффективного преподавания, а также получение/совершенствование новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.
  • Командная и групповая работа, управление конфликтами
    Содержание программы охватывает такие темы, как организация командной работы, особенности поведения и эффективность деятельности студента в группе, конструктивное общение и управление межличностными конфликтами, а также включает в себя знакомство с понятием групповой креативности. Целью освоения данного блока является формирование у аспирантов понимания принципов организации командной и групповой работы, а также навыков конструктивного общения и управления межличностными конфликтами.
  • Оценивание и обратная связь
    В ходе освоения данной темы аспиранты формируют представление о целях и роли оценивания в высшем образовании, его формах, видах и уровнях. Целью освоения данной темы является формирования у аспирантов умения правильно подбирать инструменты оценивания, исходя из их возможностей и ограничений, и способность согласовывать разные формы и виды оценивания с конкретными учебными целями.
  • Искусство инфографики
    В ходе освоения данной темы аспиранты знакомятся с культурой представления информации и данных, формируют практические компетенции в области визуализации данных и создания презентаций в прикладном ПО и онлайн-сервисах. Содержание про-граммы охватывает основные аспекты и особенности использования в работе визуализации данных и создания презентаций как в качестве учебных материалов, так и для самостоятельного использования.
  • Современные образовательные технологии. Подходы к проектированию курса в формате blended learning.
    В ходе освоения тематического блока аспиранты знакомятся с одной из самых востребованных современных методик обучения «blended learning» и формируют представление об основных принципах проектирования курса в смешенном формате. Целью освоения данного тематического блока является умение выбирать, сбалансированно комбинировать и эффективно применять элементы смешанного обучения для реализации профессиональных, в частности, педагогических и научно-практических задач.
  • Искусство публичных выступлений
    Данный тематический блок фокусируется на развитии у аспирантов навыков публичного выступления – борьба со страхом выступления, следование структуре, подача материала и работа с аудиторией, умение реагировать на непредвиденные обстоятельства, а также знакомит с техниками и методами искусства сценической импровизации. Целью изучения данного блока является подготовка аспирантов к эффективным публичным выступлениям, презентациям результатов научных исследований на лекциях или конференциях, преподаванию на программах высшего образования, представлению экспертной оценки (интервью).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • блокирующий Презентация проекта образовательного курса/ презентация научного доклада
    Выступление в рамках круглого стола с презентацией проекта образовательного курса/ презентации научного доклада, практического занятия или мастер-класса.
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • блокирующий Презентация проекта образовательного курса/ презентация научного доклада
    Выступление в рамках круглого стола с презентацией проекта образовательного курса/ презентации научного доклада, практического занятия или мастер-класса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.4 * Активность на занятиях + 0.6 * Презентация проекта образовательного курса/ презентация научного доклада
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гаранин, С.Н. Выступления, презентации и доклады на английском языке [Электронный ресурс] / С.Н Гаранин. - М.: МГАВТ, 2015. - 36 с. - Режим доступа: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=522529
  • Живое обучение. Что такое e-learning и как заставить его работать / Тихомирова Е. - М.:АЛЬПИНА, 2016. - 238 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5841-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/760869
  • Обучение самопрезентации : учеб. пособие, Михайлова, Е. В., 2006
  • Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 389 с.: 60x90 1/16. - (Менеджмент в высшей школе). (переплет) ISBN 978-5-16-003687-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/171199
  • Психология и педагогика : учебник, Кравченко, А. И., 2019
  • Родченко И. - Хозяин слова. Мастерство публичного выступления - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 192с. - ISBN: 978–5–91657–861–4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62361
  • Тихомирова, Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды : монография / Т.Н. Тихомирова. - Москва : Институт психологии РАН, 2010. - 230 с. - ISBN 978-5-9270-0200-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059492
  • Фарходжонова Н.Ф. - Role of the using innovative teaching methods to improve the efficiency of education (collection of international scientific articles) volume 1 - Русайнс - 2017 - 244с. - ISBN: 978-5-4365-1876-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/926323
  • Щавелева Е.Н. - HOW TO MAKE A SCIENTIFIC SPEECH. Практикум по развитию умений публичного выступления на английском языке - КноРус - 2018 - 92с. - ISBN: 978-5-406-06126-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919133

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гурьев С.В. - Современное дистанционное обучение. Монография - Русайнс - 2018 - 117с. - ISBN: 978-5-4365-2573-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930103
  • Дадалко В.А. - Современные инновационные технологии и модели обучения в образовании - Русайнс - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-4365-3795-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933883
  • Каптерев А. - Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 336с. - ISBN: 978-5-00057-089-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62183
  • Ораторское искусство : учеб. пособие для вузов, Каверин, Б. И., 2004
  • Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: Монография / А.В. Пашкевич. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 166 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (обложка) ISBN 978-5-369-01097-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/361932