• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Современные подходы к исследованию сновидений

Статус: Курс по выбору
Направление: 37.06.01. Психологические науки
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Завершнева Екатерина Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Современные подходы к исследованию сновидений" предполагает обзор ведущих направлений в данной области: когнитивного (К. Холл, Дж. У. Домхофф, Д. Фоулкс, М. Шредль, Дж. Хобсон и др.), феноменологического (Л. Бинсвангер, М. Босс) и психоаналитического (З. Фрейд, Ж. Лакан). Значительная часть курса посвящена когнитивной психологии сновидений, в соответствии с центральным тезисом этого направления сновидение рассматривается как специфический режим работы сознания, открывающий доступ к исследованиям развития сознания и личности. Обсуждаются нейропсихологические механизмы и онтогенез сновидений, а также личностные, гендерные и социокультурные различия в содержании сновидений, странность сновидений и проблема ее измерения, исследования повторяющихся типичных тем сновидений, особенности сновидений при душевных заболеваниях и другие вопросы. В практической части курса предполагается освоение качественных и количественных методов анализа сновидений (контент-анализ, тематический анализ, стандартизированные опросники, дневниковый метод), в том числе системы контент-анализа К. Холла и Р. Ван де Кастла. Полученные знания могут использоваться как в психотерапевтической практике, так и в исследованиях широкого спектра фундаментальных проблем, касающихся не только сновидений, но также сознания, познавательной и мотивационно-эмоциональной сфер личности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными положениями современных подходов к исследованию сновидений (когнитивное, психоаналитическое, феноменологическое направления).
  • Формирование представлений о нейропсихологических механизмах сновидений.
  • Формирование представлений об онтогенезе и филогенезе сновидений.
  • Знакомство с кругом основных вопросов исследования сновидений (гендерные и социокультурные различия в содержании сновидений, типичные темы сновидений, осознанные сновидения и др.).
  • Освоение количественных (опросники, контент-анализ) и качественных методов исследования сновидений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет основные вехи в развитии науки о сновидениях. Описывает современные подходы к исследованию сновидений.
  • Проводит различение между сном и сновидением как процессами с различными уровнями детерминации. Перечисляет основные положениях подходов Дж. Хобсона и М. Солмса и объяснять их суть. Называет основные нейронные подсистемы и указывает на их специфические функции, необходимые для развертки сновидений. Воспроизводит типологию REM и NREM сновидений.
  • Воспроизводит основные положения подхода Д. Фоулкса, Сопоставляет результаты срезовых и лонгитюдных исследований научной группы Д. Фоулкса. Описывает стадии и предикторы развития сновидений в разных возрастных группах от 3 до 15 лет. Описывает и комментирует проблематику исследований онтогенеза сновидений у слепых. Анализирует проблему филогенеза сновидений и исследования сновидений у животных.
  • Воспроизводит основные положения подходов Дж. У. Домхоффа и К. Холла. Дает характеристику основным количественным методам анализа сновидений. Сопоставляет различные формы сбора отчетов о сновидениях. Владеет методом контент-анализа К. Холла и Р. Ван де Кастла. Интерпретирует данные "норм" ХВдК. Дает характеристику качественным методам анализа сновидений, владеет методом тематического анализа. Подкрепляет изложение вышеназванных методов примерами из работ Дж.У. Домхоффа, К. Холла.
  • Анализирует гендерные и социокультурные различия в содержании сновидений, проблему функций сновидений. Определяет основные характеристики сенсорных модальностей, эмоций и мышления в сновидениях. Определяет странность сновидений и описывает способы ее измерения. Излагает результаты исследований типичных тем сновидений. Описывает основные результаты исследований осознанных сновидений, кошмаров и сновидений при душевных заболеваниях и расстройствах сна.
  • Излагает и комментирует основные положения классического психоанализа З. Фрейда применительно к исследованию сновидений. Иллюстрирует изложение методов З. Фрейда примерами из его работ и его практики. Излагает основные положения подхода Ж. Лакана к интерпретации сновидений.
  • Излагает и комментирует основные положения экзистенциального анализа сновидений (Л. Бинсвангер) и Dasein-аналитического подхода к сновидениям (М. Босс, М. Хайдеггер), иллюстрирует их изложение примерами из практики вышеназванных авторов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и современное состояние исследований сновидений в психологии
    Краткая предыстория изучения сновидений и появление основных исследовательских парадигм в XX в. Очерк современного состояния науки о сновидениях: ведущие направления и методы исследований (когнитивный, психоаналитический, феноменологический подходы).
  • Нейропсихологические механизмы сновидений
    Сон и сновидение как физиологический и психологический феномены. Фазовая структура сна. Нейропсихологические механизмы сновидений с точки зрения теории активации–синтеза (АС) и теории активации-ввода-модуляции (AIM) Дж.А. Хобсона. Специфическая конфигурация нейронных сетей, задействованных в процессе сновидений, с точки зрения подхода М. Солмса. Полемика по вопросу о роли стволовых структур в процессе сновидений. REM и NREM сновидения и континуум сон–бодрствование.
  • Развитие сновидений в онтогенезе и филогенезе
    3А. Методологические и методические проблемы исследования онтогенеза сновидений. Специфика сбора данных у детей в лаборатории и в домашних условиях. Лонгитюдные и срезовые исследования Д. Фоулкса и его научной группы. Основные закономерности развития сновидений в различных возрастных группах в интервале от 3 до 16 лет. Значимые корреляции с развитием когнитивных и речевых навыков, навыков самоосознания и личностными особенностями детей. ЗБ. Сновидения у слепых: онтогенетические особенности формирования сновидений в зависимости от возраста потери зрения (К. Хуровиц и др.). 3В. Развитие фазовой структуры сна в филогенезе. Проблема исследования сновидений у животных: видят ли животные сны?
  • Когнитивный подход к исследованию сновидений
    4А. Основы нейрокогнитивной теории сновидений Дж.У. Домхоффа. Подходы К. Холла, Э. Хартманна. Принцип непрерывности, принцип повторения и их эмпирическое подкрепление. Постоянство паттернов содержания сновидений. Критика когнитивного подхода к сновидениям. 4Б. Методы исследования сновидений в когнитивной психологии. Методологические и методические проблемы сбора отчетов о сновидениях у взрослых испытуемых. Формы сбора данных: «most recent dream», ведение дневника сновидений, интервью и метод лабораторных пробуждений. Количественные методы анализа сновидений. Проблема построения шкал (номинативные vs. порядковые), валидности и межэкспертной надежности шкал. Контент-анализ по системе К. Холла, Р. ван де Кастла: основные категории и процедура кодирования, нормы, приемы статистического анализа. «Нормы» Холла и Ван де Кастла. Качественные методы анализа сновидений. Метод тематического анализа К. Холла. Методы поиска по ключевым словам и шаблонам К. Балкели, А. Шнайдера. Дж.У. Домхоффа.
  • Основные вопросы исследования сновидений
    5А. Режим нормального функционирования сновидений. Проблема функций сновидений и существующие подходы к ее решению. Гендерные и социокультурные различия в содержании сновидений. Личность и сновидения. Сенсорные модальности, эмоции и мышление в сновидениях. Персонажи и окружение. Исследования прайминг-эффекта и инкорпорации внешних стимулов в содержание сновидений. Эффект лага сновидений. Странность (bizarreness) сновидений и проблема ее измерения. Повторяющиеся сновидения и опросники типичных сюжетов сновидений TDQ и DMS. 5Б. Режим аномального функционирования сновидений. Кошмарные сновидения, кошмарное расстройство и терапия кошмаров. Расстройства сна и сновидения. Осознанные сновидения (lucid dreams) и их экспериментальные исследования. Душевная болезнь и сновидения. Влияние приема психотропных препаратов на сновидения.
  • Психоаналитический подход к исследованию сновидений
    Исследования сновидений в психоанализе: классическая версия. Основные функции и механизмы работы сновидения в подходе З. Фрейда; сновидение как реализация желания и via regia к бессознательному. Соотношение скрытого и явного содержания сновидения, проблема символики сновидений. Метод истолкования и методика свободных ассоциаций в трактовке сновидений на примерах из практики З. Фрейда. Структурно-семиотическая версия интерпретации сновидений Ж. Лакана. Критика и современное состояние психоаналитического подхода к сновидениям.
  • Феноменологический подход к исследованию сновидений
    7А. Природа сновидений с точки зрения экзистенциального анализа Л. Бинсвангера: простая самотождественность индивида в сновидении («функция жизни») vs. свобода личности в бодрствовании («история жизни»). Сновидение как отражение миропроекта человека, метафорический язык сновидений. Выявление априорной смысловой структуры сновидения на примерах историй болезни и отчетах о сновидениях из работ Л. Бинсвангера. 7Б. Dasein-аналитический подход к сновидениям. Сновидение как специфический модус бытия человека в мире: отличия способов бытия в сновидении и в бодрствовании по М. Хайдеггеру и М. Боссу. Работа со сновидениями как метод экзистенциального пробуждения. Отказ от психоаналитической техники реинтерпретации сновидений, полемика с подходами З. Фрейда и К.-Г. Юнга, примеры конкурирующих Dasein-аналитических истолкований известных случаев из психоаналитической практики, примеры из практики М. Босса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    По усмотрению преподавателя доклад может быть заменен или дополнен составлением конспекта первоисточников с последующей краткой беседой на темы, заявленные в конспекте.
  • неблокирующий Домашнее задание
    В домашнее задание входит сбор отчетов о сновидениях, их кодирование по системе К. Холла и Р. ван де Кастла, использование опросников сновидений, а также анализ собранного материала.
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Письменный экзамен длительностью 1 час проводится с использованием экзаменационных билетов, содержащих один вопрос из программы курса. В случае если накопленная оценка аспиранта превышает 7 баллов до округления, ему может быть выставлена в ведомость оценка без прохождения итогового испытания (экзамена). Оценки выставляются исходя из следующего принципа: накопленная оценка от 7,0 до 7,49 – выставляется оценка 7 («хорошо»), накопленная оценка от 7,5 до 8,49 – выставляется оценка 8 («отлично»), накопленная оценка от 8,5 до 8,99 – выставляется оценка 9 («отлично»), накопленная оценка более 9 – выставляется оценка 10 («отлично»).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Domhoff, G. W. (2017). The Emergence of Dreaming : Mind-Wandering, Embodied Simulation, and the Default Network (Vol. 1 Edition). New York City: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1591156
  • Gendlin E. (2009). The phenomenological concept against a phenomenological method: the Critical analysis of Medard Boss work with dreams. Konsulʹtativnaâ Psihologiâ i Psihoterapiâ, (2), 130. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.8674ad9b32794fbda6bb1dba13ba5f6c
  • Moorcroft, W. H. (2013). Understanding Sleep and Dreaming (Vol. 2nd ed). New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=642591
  • Бытие-в-мире : избр. статьи, Бинсвангер, Л., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Blagrove, M. T., Edwards, C., van Rijn, E., Reid, A., Malinowski, J. E., Bennett, P., … Ruby, P. (2018). Insight from the Consideration of REM dreams, Non-REM Dreams and Daydreams. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B63DDBD8
  • Bulkeley, K. (2017). The future of dream science. Annals of the New York Academy of Sciences, 1406(1), 68–70. https://doi.org/10.1111/nyas.13415
  • Domhoff, G. W. (2011). Dreams Are Embodied Simulations That Dramatize Conception and Concerns: The Continuity Hypothesis in Empirical, Theoretical, and Historical Context. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.79A845CE
  • Eugénie Samson-Daoust, Sarah-Hélène Julien, Dominic Beaulieu-Prévost, & Antonio Zadra. (2019). Predicting the affective tone of everyday dreams: A prospective study of state and trait variables. Scientific Reports, (1), 1. https://doi.org/10.1038/s41598-019-50859-w
  • Gauchat, A., Zadra, A., Tremblay, R. E., Zelazo, P. D., & Séguin, J. R. (2009). Recurrent Dreams and Psychosocial Adjustment in Preteenaged Children. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B9A07B7
  • Gott, J. A., Liley, D. T. J., & Hobson, J. A. (2017). Towards a Functional Understanding of PGO Waves. https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00089
  • Hall, C., & Domhoff, B. (1964). Friendliness in Dreams. Journal of Social Psychology, 62(2), 309–314. https://doi.org/10.1080/00224545.1964.9919528
  • Hobson, J. A. (2009). REM sleep and dreaming: towards a theory of protoconsciousness. Nature Reviews Neuroscience, 10(11), 803–813. https://doi.org/10.1038/nrn2716
  • König, N., Heizmann, L. M., Göritz, A. S., & Schredl, M. (2017). Colors in dreams and the introduction of color TV in Germany: An online study. International Journal of Dream Research, 10(1), 59–64. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=123228497
  • Lacan, J. (2004). The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=369273
  • Samson-Daoust, E., Julien, S.-H., Beaulieu-Prévost, D., & Zadra, A. (2019). Predicting the affective tone of everyday dreams: A prospective study of state and trait variables. Scientific Reports, 9(1), N.PAG. https://doi.org/10.1038/s41598-019-50859-w
  • Schredl, M. (2003). Effects of state and trait factors on nightmare frequency. European Archives Of Psychiatry And Clinical Neuroscience, 253(5), 241–247. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=mdc&AN=14504993
  • Schredl, M. (2016). Dreams and Nightmares in Personality Disorders. Current Psychiatry Reports, 18(2), 15. https://doi.org/10.1007/s11920-015-0653-2
  • Schredl, M., Henley, J., & Blagrove, M. (2016). Lucid dreaming and personality in children/adolescents and adults: The UK library study. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38C4EBAE
  • Weisz, R., & Foulkes, D. (1970). Home and laboratory dreams collected under uniform sampling conditions. Psychophysiology, 6(5), 588–596. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=mdc&AN=4320884
  • Психология сознания, Ревонсуо, А., 2013
  • Семинары. Кн.11: Четыре основные понятия психоанализа (1964), Лакан, Ж., 2004
  • Толкование сновидений : пер. с нем., Фрейд, З., 2000