• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Специальная дисциплина

Статус: Курс обязательный
Направление: 47.06.01. Философия, этика и религиоведение
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспирантов, обучающихся в аспирантуре Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее - НИУ ВШЭ), и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и аспирантов. Программа разработана в соответствии c: • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ подготовки научно-педагогических кадров по направлению 47.06.01 Философия, этика и религиоведение • Образовательной программой «Философия» • Учебным планом образовательной программы «Философия» • Паспортом специальностей диссертационного совета НИУ ВШЭ по философским наукам. Настоящая дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части образовательной программы и осваивается на 2-м году обучения в аспирантуре. Специальной дисциплине предшествует освоение следующих дисциплин: - Философия и методология науки - Методология философского исследования Программа «Специальная дисциплина» дифференцирована по областям знания научных специальностей образовательной программы. Аспирант осваивает один из трех блоков и сдает кандидатский экзамен по одному из этих блоков в соответствии с научной специальностью его научно-квалификационной работы (диссертации): • 09.00.01 Онтология и теория познания • 09.00.03 История философии • 09.00.13 Философская антропология, философия культуры Научная специальность диссертации утверждается Академическим советом аспирантской школы на первом году обучения. Для каждого блока предусмотрены тематический план, перечень вопросов к кандидатскому экзамену и учебно-методическое и информационное обеспечение.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка к сдаче и сдача кандидатского экзамена по специальности в соответствии с научной специальностью подготавливаемой научно-квалификационной работы (диссертации).
  • Дать представление об основных темах и проблемах философии, а также о персоналиях и ключевых текстах, знание и понимание которых необходимо для успешной сдачи кандидатского экзамена.
  • Дать представление о требованиях, предъявляемых к выпускнику образовательной программы «Философия» в части профессиональных знаний и компетенций, оценка которых будет проведена на кандидатском экзамене.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание способов постановки и решения онтологических и научно-методологических проблем и вопросов, предлагаемых влиятельными мыслителями от античности до современности.
  • Умение применять концептуально-понятийный аппарат гносеологии; ставить философские вопросы и решать философские проблемы и задачи с опорой на знание интеллектуальных традиций и тенденций в онтологии; ясно, логически корректно, системно транслировать имеющиеся знания, критически оценивать полученные знания и уметь их применять в ходе самостоятельных научно-исследовательских поисков.
  • Иметь опыт системного анализа, корректной интерпретации научных текстов, проведения исторических параллелей и самостоятельной постановки исследовательских задач.
  • Знание истории философии.
  • Умение ставить философские вопросы и решать философские проблемы и задачи с опорой на знание интеллектуальных традиций и тенденций в истории философии; ясно, логически корректно, системно транслировать имеющиеся знания, критически оценивать полученные знания и уметь их применять в ходе самостоятельных научно-исследовательских поисков.
  • Опыт системного анализа, интерпретации научных текстов, проведения исторических параллелей и самостоятельной постановки исследовательских задач.
  • Знание основоположений философской антропологии и философии культуры.
  • Умение применять концептуально-понятийный аппарат философской антропологии и философии культуры; ставить философские вопросы и решать философские проблемы и задачи с опорой на знание интеллектуальных традиций философии культуры и философской антропологии; ясно, логически корректно, системно транслировать имеющиеся знания, критически оценивать полученные знания и уметь их применять в ходе самостоятельных научно-исследовательских поисков.
  • Навыки системного анализа, корректной интерпретации научных текстов, проведения исторических параллелей и самостоятельной постановки исследовательских задач.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Онтология и теория познания
    Раздел I. Природа и предмет философии Раздел II. Цели и функции философии Раздел III. Философия как объект рациональной рефлексии Раздел IV. Структура и особенности проблемного поля философии Раздел V. Методология философского познания Раздел VI. Онтология Раздел VII. Гносеология Раздел VIII. Проблема сознания Раздел IX. Мышление и язык Раздел X. Познание, практика и творчество
  • История философии
    Раздел I. Философия Античности Раздел II. Средневековая философия Раздел III. Философия эпохи Возрождения и Реформация Раздел IV. Философия Нового времени Раздел V. Философия эпохи Просвещения Раздел VI. Немецкая классическая философия Раздел VII. История русской философии Раздел VIII. Современная западная философия
  • Философская антропология, философия культуры
    Раздел I. Философская антропология Раздел II. Философия культуры
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Кандидатский экзамен
    Устный экзамен по билетам (в каждом билете по два вопроса)
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    Дисциплина базируется на самостоятельной внеаудиторной работе аспирантов. Результирующая оценка совпадает с оценкой за кандидатский экзамен.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии второй половины XIX – начала ХХ века. Избранные главы: Учебное пособие / Е.В. Фалев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 217 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-006533-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/395840
  • Под ред. Колесникова А.С. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 282с. - ISBN: 978-5-534-05563-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofii-v-2-t-tom-1-438091
  • Радлов Э.Л. - Философский словарь: Логика. Психология. Этика. Эстетика и история философии - Издательство "Лань" - 2013 - 350с. - ISBN: 978-5-507-37297-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/43984
  • Философия: Введение в метафизику и онтология: Учебник / В.В. Миронов, А.В. Иванов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 310 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-009447-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/442968
  • Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 519 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-003566-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/397769
  • Философия: Учебник / Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 519 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/541980

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум [Электронный ресурс] / П. П. Гайденко. - М. : Прогресс-Традиция, 2017. - 529 с. - ISBN 978-5-89826-517-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018097
  • Гриненко Г. В. - ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 145с. - ISBN: 978-5-534-10156-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-drevnego-mira-antichnaya-filosofiya-429449
  • Гриненко Г. В. - ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 141с. - ISBN: 978-5-534-10157-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-novogo-vremeni-429450
  • Гриненко Г. В. - ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 152с. - ISBN: 978-5-534-02415-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-srednih-vekov-i-epohi-vozrozhdeniya-433748
  • Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - 557с. - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100169
  • МАСЛИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, МЕДЕНИЦА ВЛАДИМИР, СЕРБИНЕНКО ВЯЧЕСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ, & СИНЕОКАЯ ЮЛИЯ ВАДИМОВНА. (2016). Русская Философия В России И За Рубежом. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A73A166A
  • Меркулов И.П. Когнитивные способности. — М., 2005. — 183 с. ISBN 5-9540-0021-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346425
  • ПОРУС В.Н. (2015). От Методологического Плюрализма К Дисциплинарному Организму: Случай Психологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C4B045D5
  • Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.- 275 с. ISBN 5-201-01853-Х - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347529
  • Фейерабенд, П. (2009). Прогресс в философии, науке и в искусстве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF71A9E0
  • ХЮБНЕР К. Критика научного разума/ Пер. с пем. - М., 1994. - 325 с. ISBN 5-201-01864-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348759