• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный
Направление: 46.06.01. Исторические науки и археология
Когда читается: 1-й курс, 2 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Савельева Ирина Максимовна
Язык: русский
Кредиты: 1
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа научно-исследовательского семинара устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология», для подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 46.06.01 «Исторические науки и археология», профилям «Отечественная история», «Всеобщая история», «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов направления 46.06.01 «Исторические науки и археология», профилей «Отечественная история», «Всеобщая история», «Историография, источниковедение и методы исторического исследования». Программа разработана в соответствии c: • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология»; • Образовательной программой 46.06.01 Исторические науки и археология подготовки аспиранта. • Учебным планом подготовки аспирантов по направлению 46.06.01 «Исторические науки и археология» подготовки аспиранта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью научно-исследовательского семинара является совершенствование навыков применения научных теорий в работе над кандидатскими диссертациями.Для этого аспирант должен: • Рационально организовывать исследовательскую работу с научной литературой и источниками; • Понимать содержание, возможности и ограничения применения различных социальных и гуманитарных теорий; • Овладеть методами междисциплинарных исследований; • Уметь работать с конкретными методами в рамках определенной теории; • Совершенствовать умения работы с текстами: критика, анализ, обсуждение; • Совершенствовать навыки научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований; • Приобрести навыки публичной защиты тезисов кандидатской диссертации;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
  • Способность генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Способность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Современное состояние научных исторических журналов
    Изучение состояния различных научных исторических журналов по различным параметрам: редакционная политика, тематика, рубрикация, соответствие современному состоянию исторической науки, состав авторов и редколлегии, рецензионная политика и др.
  • Тема 2. Автобиография историка XX века как источник по истории исторической науки
    Жанр автобиографии ученого. Автобиографические стили. Эволюция жанра. Автобиография историка как источник по интеллектуальной истории. Автобиография как теоретический манифест историка. Автобиография в контексте истории университета, истории научной корпорации, политической истории, культурной истории. Зарубежные и российские историки сквозь автобиографические линзы.
  • Тема 3. Проблемы исторического времени
    Образы времени в философии и истории. Историческое прошлое в разные эпохи. Прошлое: реальность и относительность. Отделение прошлого от настоящего и будущего, конструирование отношений времен и переходных периодов. «Будущее» в картине мира современного человека.
  • Тема 4. Интеллектуальная история и социология знания – перспективы синтеза
    Как возможно применение концептуального аппарата классической и новейшей социологии для изучения исторического материала. Перспективы применения и «настройки» методов интеллектуальной истории к истории социальных дисциплин.
  • Тема 5. Публичная история: трансформация историка и профессионального исторического знания в публичном пространстве
    Открытие Академии для публики и утрата университетами монополии на производство знания в последней четверти ХХ в. Функционирование символического капитала академической науки в публичном дискурсе. Осмысление феномена публичной истории и границы между наукой и ее популярными версиями, между ученым и популяризатором. Возможна ли публичная история без профессионального знания.
  • Тема 6. История университета и рождение мифа об университете
    Академическое сообщество и его самоописания. Рождение классического университета и мифа о Гумбольтовском университете. Институциональная история университетов. Конструирование мифов о европейский университетах через коммеморативные практики. Рецепция мифов об университете в российской среде. Роль исследований истории университетов в конструировании и деконструкции мифов об университетах.
  • Тема 7. Академическая экспертиза и саморегуляция научного сообщества
    Устройство и работа механизмов саморегуляции научного сообщества. Академическая экспертиза как важнейший элемент саморегуляции научного сообщества. Формирование экспертной среды. Конвенции экспертизы в различных контекстах. Разновидности экспертизы: дисциплинарные аттестации, практика рецензирования, критерии для финансовой поддержки, нормы профессиональных отношений. Возможность междисциплинарного анализа особенностей устройства организующих механизмов современных академических сообществ, экспертной среды, в разных научных культурах.
  • Тема 8. Сетевой анализ и его возможности в исследованиях интеллектуальной истории
    Реконструкция сетевой структуры отношений между представителями разных областей знания, дисциплин, сообществ. Применение методов Social Network Analysis для исследования процесса формирования и развития сообществ, организаций и групп, а также для выявления географии этих отношений.
  • Тема 9. Чем Мишель Фуко может быть полезен для историков?
    Рецепция историками творчества Мишеля Фуко. Фуко и междисциплинарная «парадигма» в исторических исследованиях. Рецепцию концептов Фуко в исследованиях последней четверти XX в. Возможные области применения интеллектуального наследия французского мыслителя в интеллектуальной истории.
  • Тема 10. Наследие советской гуманитаристики – подходы к исследованию и попытки реактулализации. Проекты культурной социологии и культурный поворот в медиевистике
    Интеллектуальные поиски советских медиевистов в международном контексте. «Новая историческая наука» and beyond. Неофициальная медиевистика в контексте советской историографии: поиски возможностей самореализации или «игра на чужом поле». «Несоветская медиевистика», ее соратники и соперники в интеллектуальном пространстве застоя и перестройки: советский «культурный поворот» avant la lettre. Рецепция творчества неофициальных советских гуманитариев в современном гуманитарном знании.
  • Тема 11. Визуальный поворот и новая перспектива исторических и культурных исследований
    Изображение как принципиально иная, не дискурсивная форма знания. Как «действуют» изображения – функционирование визуальных образов в публичном пространстве. Взаимодействие визуального с публичным дискурсом и активностью, памятью о прошлом. Анализ визуальных презентаций в пространстве города. Использование изобразительных источников в качестве исторических свидетельств. Особенности интерпретации изображения. Как переводить визуальное в вербальное? Язык описания и интерпретации изображения в искусствоведении и в источниковедении.
  • Тема 12. Стала ли история социальной наукой?
    История дисциплинарной принадлежности исторического знания. История и искусство. История и гуманитаристика. Появление социальных наук. Поворот истории к социальным наукам в начале ХХ в. Двойственная позиция истории среди других дисциплин. Может ли история стать «настоящей» социальной наукой? «Гуманитарное» и «социальное» в современных исторических исследованиях.
  • Тема 13. Исследования символических репрезентаций власти в культурах прошлого
    Представления о власти в средневековой Европе. "Политическая теология" Средневековья в работе Эрнста Канторовича «Два тела короля». Символическая репрезентация власти королей в средневековом обществе. Теория языковых стереотипов Е. Бартминьского.
  • Тема 14. Использование подходов истории понятий в практике исследования истории идей
    Проблема этимологии и семантики исторических понятий. Райнхард Козеллек и немецкая школа истории понятий (Begriffsgeschichte). Набор основных европейских понятий Нового времени. Понятия и социально-исторические трансформации. Кембриджская школа истории идей – К. Скинер, Д. Покок.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выступление на семинаре
    Выступление аспиранта по теме исследования с теоретическим докладом, предполагающим привлечение социальной теории для анализа эмпирического материала его диссертации
  • неблокирующий Участие в обсуждениях предложенной преподавателем литературы
    Развернутые реплики – презентации отдельных сюжетов исследовательской литературы (5-10 мин.); короткие комментарии в ходе обсуждения
  • неблокирующий Написание эссе по научным проблемам, которые обсуждались на пропущенном занятии
    Количество эссе определяется преподавателем исходя из числа пропущенных занятий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (II семестр)
    Итоговый контроль знаний осуществляется в форме зачета по результатам работы аспиранта на семинаре в течение всего года и проведенной им исследовательской работы.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Futures past: on the semantics of historical time, Koselleck, R., 2004
  • Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018
  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
  • Исторические альманахи "Одиссей", "Казус", "Диалог со временем" : поиски моделей научной коммуникации, препринт WP6/2008/02, Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 28 с., Свешников, А. В., Степанов, Б. Е., 2008
  • История и время : в поисках утраченного, Савельева, И. М., 1997
  • Распалась связь времен? : взлет и падение темпорального режима Модерна, Ассман, А., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Закат немецких мандаринов : академическое сообщество в Германии, 1890-1933, Рингер, Ф., 2008
  • Историческая наука на рубеже XX - XXI вв. : социальные теории и историографическая практика, Репина, Л. П., 2011
  • Науки о человеке : история дисциплин, Дмитриев, А. Н., 2015
  • Университет и город в России (начало XX века), , 2009