• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Дизайн и планирование диссертационного исследования

Статус: Курс по выбору
Направление: 37.06.01. Психологические науки
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Осин Евгений Николаевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса обсуждаются основные требования к диссертационному исследованию, стратегии поиска литературы, принципы написания и критерии качества теоретических обзоров. Аспиранты знакомятся с этическими требованиями к научным исследованиям, стандартами подготовки научных публикаций Американской психологической ассоциации, а также с процессом рецензирования и стратегиями ответа на замечания рецензентов. В рамках эмпирической части курса даётся обзор сильных и слабых сторон количественных, качественных и смешанных исследований, рассматриваются основные дизайны исследований и стратегии создания выборок, а также принципы их выбора в ходе планирования исследования. Рассматриваются современные подходы к проверке статистических гипотез (виды размеров эффекта, понятие доверительных интервалов, статистической мощности и способы её оценки). Дается обзор современных подходов к измерению и валидизации психологических конструктов, обсуждаются принципы выбора между методами анализа данных и стратегии борьбы с основными проблемами, возникающими на этом этапе. Темы рассматриваются на материале анализа собственных исследовательских кейсов. Слушатели интегрируют полученные знания в ходе подготовки отчётного задания – проекта диссертационного исследования с акцентом на обоснование методологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – обзор основных методов и этапов психологического исследования и соответствующих критериев, применяемых при оценке научных исследований; структурирование работы над собственным диссертационным исследованием и научными публикациями аспирантов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных требований к диссертационному исследованию, умение планировать его основные этапы.
  • Знание критериев качества теоретических обзоров, и стратегий систематического поиска литературы, умение формулировать исследовательские вопросы.
  • Знакомство с процессом публикации в научных журналах, знание стандартов оформления научных статей и этических требований к исследованиям и публикациям.
  • Знание критериев качества выборки, умение выбирать стратегии их построения и рассчитывать оптимальный объем выборки с учётом ожидаемого размера эффекта и требований к статистической мощности.
  • Знание основных видов валидности измерений и подходов к их обоснованию. Умение планировать исследование по разработке (адаптации) психометрического инструмента.
  • Знание возможностей и ограничений основных дизайнов исследований и умение выбирать дизайн в свете исследовательского вопроса.
  • Умение выбирать метод анализа данных в зависимости от типа исследовательского вопроса и представлять полученные результаты в соответствии со стандартами APA.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Требования к диссертационному исследованию
    • Исследование уровня кандидатской диссертации (PhD): какие диссертационные исследования считаются «хорошими» и почему? • Количественные, качественные и смешанные исследования: основные особенности и соответствие исследовательским вопросам. • Ожидания аспиранта от аспирантуры и научного руководителя и ожидания аспирантуры и руководителя от аспиранта: где они пересекаются? Как построить работу с научным руководителем психологически и организационно? • Этапы подготовки диссертационного исследования и их временные рамки: как выбрать актуальный исследовательский вопрос, который реалистично изучить за 3 года?
  • 2. Теоретическое обоснование исследования
    • Выбор исследовательского вопроса и его развитие по мере знакомства с теорией. Соотношение исследовательского вопроса и гипотез, критерии их качества. • Стратегии систематического поиска литературы. Аналитические и мета-аналитические обзоры. • Написание теоретических обзоров: чем обзор отличается от реферата? Структурирование, критерии качества обзоров. Критерии качества теоретических работ: как отличить полноценную теорию от имитации («воды»)?
  • 3. Подготовка научных публикаций
    • Виды научных публикаций. Уровни научных журналов и их отличия. Цикл работы над научной публикацией. Процесс рецензирования: чего ожидать и как отвечать рецензентам? • Требования к публикациям аспиранта. Разработка реалистичной индивидуальной публикационной стратегии. • Знакомство со стандартами Американской психологической ассоциации: виды научных статей, структура научной статьи, оформление данных, оформление ссылок. • Этические требования к научным исследованиям и научным публикациям: защита прав участников исследования, авторских прав других учёных и достоверности научных знаний.
  • 4. Сбор данных: источники и выборки
    • Основные источники психологических данных, связанные с ними проблемы и процедуры обеспечения валидности. • Основные стратегии построения выборок и критерии их качества. Соответствие стратегии выборки характеру исследовательского вопроса. • Понятия размера эффекта и статистической мощности. Мощность как критерий объёма выборки. • Типичные требования к выборкам в различных областях психологии.
  • 5. Измерение психологических конструктов
    • Теории измерений в психологии и критерии качества измерений: надёжность, валидность, достоверность. Принципы выбора измерительных инструментов. • Виды валидности измерения (содержательная, структурная, внешняя) и способы их обоснования. • Психометрические подходы: классическая тестовая теория и её ограничения, современные альтернативы. • Этапы разработки и кросс-культурной адаптации психометрического инструмента: планирование исследования.
  • 6. Выбор дизайна исследования
    • Виды исследовательских дизайнов в психологии, их возможности и ограничения. Соответствие дизайна исследовательскому вопросу. • Типичные дизайны количественных исследований: эксперименты, квазиэксперименты, корреляционные исследования. Качественные и смешанные дизайны. Какие исследования ценятся в психологии и почему? • Ограничения различных дизайнов исследований: угрозы валидности и типичные альтернативные объяснения.
  • 7. Анализ данных и оформление результатов
    • Анализ количественных, качественных и смешанных данных. Основные шаги и отличия, критерии хорошего анализа, способы обоснования достоверности полученных результатов. • Оценка качества данных и нормальности распределений, чистка данных, корректные и некорректные стратегии работы с пропущенными данными. • Основные шаги анализа и принципы выбора методов математического анализа. Соответствие различных методов математического анализа исследовательским вопросам. • Презентация результатов количественного исследования. Размеры эффекта и доверительные интервалы для разных методов. Общепринятые форматы таблиц. • Презентация результатов качественного исследования. Результаты и обсуждение: чем они отличаются.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание (Краткое описание проекта диссертационного исследования)
    Краткое описание проекта диссертационного исследования (ориентировочно 3-5 страниц): краткая характеристика теоретических оснований исследования, исследовательский вопрос (проблема), по каждому исследованию: цель, дизайн, планируемая выборка, предполагаемые инструменты (операционализация переменных) и процедура, планируемые шаги и методы анализа данных, ожидаемые результаты, ограничения исследования (альтернативные объяснения).
  • неблокирующий Оценка активности на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.7 * Домашнее задание (Краткое описание проекта диссертационного исследования) + 0.3 * Оценка активности на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Graziano, A. M. (2014). Research Methods: Pearson New International Edition : A Process of Inquiry (Vol. 8th, Pearson New International edition). Harlow [England]: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418948
  • Tabachnick, B. G., & Fidell, L. S. (2014). Using Multivariate Statistics: Pearson New International Edition (Vol. 6th ed). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1418064

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Mehmet Ali Akkaya. (2016). Manual of References, Creating Tables and Figures in Scholarly Publications: APA 6 Rules. Türk Kütüphaneciliği, (4), 795. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.07f854fb2c134450b302fc7385a76c27
  • Review of Publication Manual of the American Psychological Association, Sixth Edition by American Psychological Association. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1DAB4A13