• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Моделирование в социологическом исследовании

Статус: Курс по выбору
Направление: 39.06.01. Социологические науки
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспирантов, обучающихся в аспирантуре Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и аспирантов. Программа разработана в соответствии c: • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ подготовки научно-педагогических кадров по направлению 39.06.01 «Социологические науки». • Образовательной программой 39.06.01 «Социологические науки». • Учебным планом образовательной программы 39.06.01 «Социологические науки».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать аспиранту представление об измерении как о процессе моделирования эмпирической системы (ЭС) в математическую (МС); проиллюстрировать примерами то, что формирование ЭС по сути является результатом формализации априорных содержательных предположения социолога о сути измеряемых объектов; что этот процесс включает в себя этап отнесения к ценности (Вебер) и операционализацию понятий; вводится понятии признака как результата такой операционализации;
  • Способствовать осознанию того, что измерение требуется для использования при получении нового социального знания известных свойств той МС, с помощью которой моделируется ЭС; в связи с этим аспиранту дается представление об основных научных задачах, решаемых каждой наукой (описание, объяснение и предсказание) и приводятся примеры их решения в простейших случаях (описание - с помощью построения частотных таблиц и вычисление простейших мер средней тенденции и разброса; объяснение – с помощью изучения статистических связей на основе измерения коэффициентов связи для 4-х клеточных частотных таблиц);
  • Показать слушателям, что результатом измерения в социальных науках часто является не числовая система, а система каких-то других математических объектов (граф, частично-упорядоченное множество, совокупности ранжировок, парных сравнений, близостей между объектами) и что природа носителей МС определяется содержательным характером решаемой задачи и априорным мнением исследователя о том, какие способы опроса респондентов являются адекватными и как надо интерпретировать полученные от респондентов данные;
  • Показать, что желание использования чисел в качестве результатов измерения приводит в сложным математическим конструкциям, связанным с возникающей в силу содержательных соображений «неполноценностью» этих чисел (шкалы низких типов, их допустимые преобразования);
  • Показать, что при измерении латентных переменных часто возникает потребность введения понятия модели восприятия (связывающей представления исследователя об интерпретации значений наблюдаемых и четкой ее формулировки для каждого конкретного случая;
  • Дать представление об отдельных способах построения шкал при использовании МС разной природы: шкалы Лайкерта (использование «неполноценных» чисел). одномерного развертывания (анализ ранжировок), метода парных сравнений, многомерного шкалирования (анализ близостей, идеи МШ дают в очень упрощенном и сокращенном виде).
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Умеет определять перспективные направления развития и решать актуальные задачи исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии
  • Умеет разрабатывать и реализовывать методы социологического исследования
  • Умеет разрабатывать комплексное методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин
  • Умеет осуществлять мониторинг социальной сферы и разработку управленческого воздействия на нее
  • Умеет оценивать эффект управленческого воздействия на социальную сферу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблема измерения человеческих мнений (критика традиционных анкетных опросов). Понятие признака.
    Аспиранты коротко знакомятся с понятием анкеты. Вводится понятие признака: каждому вопросу анкеты ставится в соответствие свой признак (переменная, характеристика). Рассматриваются числовая прямая, ее роль в гуманитарных науках, многомерное пространство, таблица «объект-признак». Показывается, что традиционная трактовка чисел далеко не всегда отвечает той реальности, которую исследователь намеревается отразить в этих числах. Дается интуитивное представление о номинальной, порядковой, интервальной шкалах. На простейших примерах демонстрируется проблема анализа результатов такого измерения. Показывается, что использованием этих шкал не покрывается специфика информации, получаемой с помощью анкеты.
  • Определение измерения в гуманитарных науках как моделирования эмпирической системы (ЭС) в математической (МС). Понятие признака как основа для числового измерения.
    Говорится, что в основу курса положена идея теории измерений, в соответствии с которой измерение есть отображение (моделирование) эмпирической системы (ЭС) в математическую (МС). Показывается, что построение ЭС – это творческая работа ученого-гуманитария, сводящаяся к четкой формулировке его априорных представлений об изучаемом фрагменте реальности. Оговаривается цель измерения: получение возможности использовать ту МС, в которой моделируется ЭС, для получения нового социологического знания. Коротко упоминается возможность использования нечисловых МС (например, сетей; частично-упорядоченных множеств). Построение шкалы рассматривается как частный случай измерения (когда МС – числовая). Основное внимание уделяется возможности измерения нужных исследователю аспектов реальности с помощью числовых признаков, с учетом того, что числа могут быть «неполноценными», отвечать шкалам низких типов. МС превращается при этом в числовую (ЧС). Типы шкал определяются через то, какие отношения между реальными объектами (точнее, объектами ЭС) отображаются при построении модели системы этих объектов с помощью системы чисел (тем самым уточняются представления о шкалах, сформированные при работе над темой 1). Более глубоко (по сравнению с темой 1) обсуждается понятие признака. Признак определяется как результат интерпретации и операционализации более абстрактного понятия. Процесс операционализации связывается в этом случае с процессом формирования ЭС.
  • Основные задачи науки (описание, объяснение, предсказание).
    Общее представление и науке как процессе познания. Выделение основных задач науки: описания, объяснения, предсказания. Их связь с процессом установления социальных фактов. Связь объяснения с обобщением выделенных событий. Роль математики (анализа данных) при решении выделенных задач в социологии.
  • Наблюдаемые и латентные признаки, проблемы их соотнесения при решении научных задач. Сложности интерпретации их значений.
    Дается определение наблюдаемых и латентных признаков. Поиск латентных переменных (т.е. их измерение) связывается с задачей описания а рассматривается как одна из основных задач социологического измерения. Показывается, что наблюдаемые признаки, как правило, служат «признаками-приборами», т.е. отражают латентные качества измеряемых объектов, и для более адекватного отражения этих качеств часто требуется переделка исходных значений признаков (разбиение диапазона изменения значений признака на интервалы, заполнение пропусков, оцифровка). Констатируется, что при разной переделке дальнейший анализ полученных значений может привести к разным содержательным результатам. Пример – получение качественно разных распределений значений признака при разном разбиении диапазона его изменения на интервалы. Вводится понятие модели, стоящей за каждым математическим методом. Рассматриваются соотношения наблюдаемых и латентных признаков как выбора определенной модели реальности. Указывается на то, что поиск латентных переменных может быть очень сложным, включать в себя сложные методы анализа данных.
  • Допустимые преобразования шкал. Адекватность (формальная и содержательная) математического метода анализа данных.
    Рассматривается строгое определение номинальной, порядковой, интервальной шкалы через их допустимые преобразования. Определяется понятие упорядоченности типов шкал. Вводится понятие метода, формально адекватного относительно типа используемых шкал; сравнивается с представлением о содержательной адекватности метода (иллюстрации со средними и методами классификации). Даются соответствующие формальные определения. Приводятся примеры адекватных и неадекватных методов для шкал разных типов. Объясняется, почему методы, адекватные для шкал какого-либо типа, всегда адекватны для шкал более высокого типа. Анализируется роль формализма в определении измерения, плюсы и минусы формализма в науке вообще.
  • Оценочные и установочные шкалы. Проблемы, возникающие при построении индексов. Модель восприятия.
    Дается определение оценочных и установочных шкал. Обсуждается общее представление о социологических индексах и проблемах, возникающих при их вычислении. Определяется и обсуждается понятие модели восприятия. Приводятся примеры моделей восприятия при построении оценочных и установочных шкал. Дается общее представление о тестовом подходе, о факторном анализе, о его рождении в работе Спирмена в 1904 году. Основная идея факторного анализа рассматривается как сложный метод поиска латентной переменной, анализируется соответствующая модель восприятия.
  • Установочная шкала Лайкерта.
    Обсуждение модели восприятия, заложенной в шкале Лайкерта (1903-1981): равновесность суждений (примеры равновесных и неравновесных), предположение о том, что латентная переменная определяет связи между наблюдаемыми, аксиома локальной независимости. Кратко: Лайкерт как психолог. Кратко – биография Лазарсфельда (1901-1976), первым давшего четкую формулировку аксиомы локальной независимости. Подчеркивание того, что Лазарсфельд шел от задачи, а не от метода. Описание алгоритма построения шкалы Лайкерта. Измерение связи между переменными с помощью коэффициентов Q и Ф для 4-х-клеточной таблицы сопряженности (разбиение диапазона изменения каждого признака на два интервала). Демонстрация того, что при разном разбиении признаков на интервалы можно получить разные выводы о существовании связи между признаками и, следовательно, о включении того или иного суждения в итоговую шкалу. Обсуждение содержательного смысла этого факта.
  • Ранжировки как результаты измерения. Построение на их основе оценочной шкалы (с помощью метода одномерного развертывания).
    Уточнение смысла ЭС при сопоставлении с каждым респондентом результата упорядочения им шкалируемых объектов (носитель МС – совокупность ранжировок). Рассмотрение проблемы построения оценочной шкалы. Доказательство неадекватности (и содержательной, и формальной) часто используемого способа построения оценочной шкалы: усреднения рангов, приписанных каждому ранжируемому объекту разными респондентами. Модель восприятия, заложенная в методе одномерного развертывания (модель идеальной точки). Алгоритм одномерного развертывания. Обсуждение типа получающихся в результате одномерного развертывания шкал. Демонстрация того, что иногда получаемая шкала лежит между порядковой и интервальной. Содержательный смысл этого. Метод одномерного развертывания как шкальный критерий. Переход к многомерному пространству как способ более адекватного моделирования исходных ранжировок (создание больших возможностей для размещения идеальных точек). «Выход» на общее положение: известный формализм, связанный с допустимыми преобразованиями шкал, не «покрывает» все потребности гуманитария.
  • Метод парных сравнений и построение на его основе оценочной шкалы.
    Краткая биография Кондорсе (1743-1794) как политического деятеля, социолога, математика. Кондорсе как первый исследователь, заинтересовавшийся парными сравнениями. Решаемые им содержательные задачи: выработка правил голосования в парламенте. Определение свойств антисимметричности и транзитивности парных сравнений. Обсуждение вопроса о содержательных причинах их частого нарушения в жизни. Парадокс Кондорсе. Вид ЭС и МС при использовании метода парных сравнений. Обоснование Кондорсе возможности изучения человеческих мнений на базе положений теории вероятностей. Развитие идей Кондорсе в творчестве Терстоуна (1887-1955). Коротко - об идее шкалы Терстоуна. Относительность деления шкал на установочные и оценочные. Определение нормального распределения и обсуждение содержательных аспектов предположения Терстоуна о нормальности мнения одного респондента об одном объекте. Понятие однородности совокупности респондентов (тождественность соответствующих распределений). Продолжение разговора о том, что известный формализм теории шкалирования не всегда удовлетворяет потребности социолога, бывают ситуации, когда желание получить шкалу определенного типа заставляет делать непроверяемые предположения, опираясь только на собственную интуицию. Именно таким предположением является сформулированное выше предположение Терстоуна о нормальности распределения мнения респондента об объекте.
  • Оценка респондентами близостей между объектами как основа для построения оценочной шкалы. Основные идеи многомерного шкалирования.
    Возможность и необходимость получать информацию от человека в виде оценки им близостей между шкалируемыми объектами (оценочная шкала). Шюц (1899-1959) о близостях (примеры из его работ по изучению обыденного сознания; по анализу переживания человеком окружающего мира в терминах типов). Дается общее представление о евклидовом признаковом пространстве, о возможности измерять евклидово расстояния между объектами. Очень коротко показывается, что измерение расстояния между объектами-точками признакового пространства нужно для использования одного из основных способов познания – классификации изучаемых объектов. Типология и классификация. Основная идея многомерного шкалирования (МШ): построение такого признакового пространства и такое размещение в нем шкалируемых объектов, чтобы структура исходной матрицы близостей между объектами как можно больше отвечала структуре матрицы расстояний между точками, отвечающими эти объектам в построенном признаковом пространстве. Интерпретация осей пространства как искомых латентных переменных. Роль введения требования небольшой размерности искомого пространства (обсуждение понятия закономерности).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме письменного ответа на два вопроса по темам, пройденным в рамках учебного курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Измерение в социологии : учеб. пособие для вузов, Толстова Ю. Н., 2009
  • Основы многомерного шкалирования : учеб. пособие для вузов, Толстова Ю. Н., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов В. А., 2009