Аспирантура
2019/2020
Теории и методы
Статус:
Курс обязательный
Направление:
50.06.01. Искусствоведение
Кто читает:
Школа дизайна
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Гусарова Ксения Олеговна,
Дашкова Татьяна Юрьевна,
Сироткина Ирина Евгеньевна,
Смолянская Наталья Владимировна,
Фадеева Татьяна Евгеньевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре имеет своей целью формирование у аспирантов ясно представления о существующей ситуации в мире искусства, взятом в его развитии и в различных проявлениях с тем, чтобы выявить общие закономерности логики его эволюции.В рамках этого нового трансдисциплинарного направления аспиранты познакомятся с различными методологическими подходами, от классических до системно-кибернетических, с современными концептами и понятиями, будут работать с самым разнообразным визуальным материалом и разными контекстами его бытования с тем, чтобы усвоить общую логику художественного процесса. Аспиранты получат возможность включиться в живой художественный дискурс, в диалог с современными художниками, кураторами, дизайнерами и т.д. Целью изучения дисциплины «Теории и методы» является обучение аспирантов применению междисциплинарного подхода к изучению методологических основ искусствоведения как науки. Современное искусствоведение находится на границе многих гуманитарных знаний, и эти точки пересечения порождают интегративный тезаурус современных гуманитарных наук и новые теоретические подходы к изучению искусства. Основные планируемые результаты: по итогам прохождения курса аспиранты получат четкое представление о современных методологиях исследования в области искусства и культуры и научатся применять их в своей исследовательской деятельности.Одной из задач курса является развитие у учащихся большей свободы мышления и способности аргументировать свои мысли, понимать стратегии современных художественных и дизайнерских практик. Данная программа является необходимой для научного деятеля, профессионала, работающего с современной визуальной культурой. Курс был разработан для того, чтобы аспирант овладел необходимыми навыками, позволяющими ему ответить на многочисленные общие и частные вопросы, которые возникают перед теоретиком и экспертом искусства, проводящим анализ культурной значимости произведений искусства и их «места» в современных дискурсивных полях.
Цель освоения дисциплины
- -Формирование представления о закономерностях развития художественного процесса в России и за рубежом в контексте как существующих так и новых теоретических подходов к изучению искусства.
- -Формирование представления о современных теоретических и инструментально-методических подходах к искусству.
- -Знакомство с широкими котнтекстами дискурсивных полей современных гуманитарных наук, к которым аппелирует современный методологический искусствоведческий аппарат.
- -Развитие навыков анализа стратегий современных художественных и дизайнерских практик в сфере креативных индустрий.
Планируемые результаты обучения
- Умение ставить исследовательские вопросы в области современного искусства (отечественного и зарубежного) и смежных дисциплинарных областях.
- Освоение научной методологии искусствоведения.
- Умение использовать академическую искусствоведческую лексику для описания и анализа произведений искусства.
- Получение представления о теоретических установках Cultural Studies, исследовательских подходах и аналитических техниках в рамках Cultural Studies, концептуальных установках Media Studies, а также о дискурс-анализе и современных подходах к исследованию различных типов медиа.
- Формирование представления о культурной истории видения.
- Умение применять в исследовательской работе теоретические знания об различных направлениях искусства конца 19-нач. 21 вв., знать основные искусствоведческие понятия, разработанные практиками и теоретиками современного искусства.
- Умение свободно использовать концептуально-понятийный аппарат и терминологию искусствоведческого дискурса.
- Умение ставить исследовательские вопросы в области современного искусства (отечественного и зарубежного) и смежных дисциплинарных областях, с этой целью - получение основных подходов к изучению тела и телесности.
- Умение ставить исследовательские вопросы в области современного искусства (отечественного и зарубежного) и смежных дисциплинарных областях, и с этой целью - получение представления о процессе производства культурных смыслов (на примере советской культуры).
- Умение ставить исследовательские вопросы в области современного искусства (отечественного и зарубежного) и смежных дисциплинарных областях, и с этой целью - получение представления о моде как феномене современной культуры, теории моды и моделей взаимодействия "модного" и искусствоведческого дискурсов.
- Знание содержания классических и современных категорий и концепций искусствоведческой науки.
- Формирование ясного представления об истории становления и развития искусствоведения как науки (в парадигме системного подхода в понимании связей двух сфер деятельности восприятия человека: обыденного восприятия предметного мира и изобразительной творческой деятельности).
- Получение опыта ориентирования в проблемном дискурсе современного искусства.
- Получение опыта выявления методологические универсалий и структурных элементов в разнообразных практиках современного искусства.
- Получение опыта работы в исследовательской группе, организовать и вести профессиональную коммуникацию.
Содержание учебной дисциплины
- Искусствоведение и смежные наукиСмежные науки: история искусства, археология искусства, теория культуры, антропологи культуры, социология культуры, философия культуры, эстетика и поэтика, культурология и Cultural Studies, медиаисследования, экономика культуры, культурные и креативные индустрии, Digital Humanities и т.д.
- Методы современного искусствоведенияСовременные методологии искусства апеллируют к нескольким актуальным дискурсам. Семиотический метод в искусствоведении определяет знаковый характер искусства, философские основы языка искусства и структуралистский подход к исследованию искусства. Социология искусства – метод, с помощью которого искусство и художественная практика рассматриваются в контексте социально-исторических реалий и социальных репрезентаций в искусстве. Формалистический метод в искусствознании делает акцент на анализе формы произведения и идиостиля художника, исследуются формальные открытия и достижения художника. Психология искусства изучает перцептивные практики искусства, психологические особенности личности художника и его картину мира.
- Язык описания в искусствоведении и смежных сферахКак складывались языки описания в различных областях искусствознания. Язык эстетики. Язык социологии, язык литературоведения, язык арт-бизнеса и искусствоведения. Национальные традиции искусствоведческих описаний. Проблема «перевода» с языка одного искусства на другой. Надо ли описывать произведения современного искусства в научной работе. Иллюстрирование и комментирование в искусствознании. Международный арт-английский или национальные традиции в языке описания искусства? Язык психологии и язык искусства. Язык цифровой культуры, программистов и геймеров и язык искусствоведения.
- Современное искусство и Cultural Studies«Cultural Studies» – междисциплинарная сфера исследований культуры эпохи постфордизма. Это направление исследований вовлекло в свою орбиту множество ранее не изученных объектов и феноменов, не получивших академического признания. В рамках «Cultural Studies» изучаются культурные объекты и система их функционирования в обществе, в том числе различные аспекты массовой культуры, а также осмысляется и корректируется дихотомия высокое/ низкое в культуре и искусстве. В рамках этой темы изучаются: Теоретические установки Cultural Studies. Исследовательские подходы и аналитические техники в рамках Cultural Studies. Дискурс-анализ: теория и метод. Концептуальные установки Media Studies. Современные подходы к исследованию различных типов медиа.
- Культурная история виденияВизуальное исследование и культурная история видения. Долгое время визуальный образ в европейской культуре наделялся тремя основными характеристиками: «вторичность, тупость, обманчивость» (Дэвид Джослит). По отношению к Слову он играл второстепенную роль. Великая «революция изображений», начавшаяся еще в XIX веке и продолжающаяся до сих пор, заставила пересмотреть настороженное отношение к образу и сфере визуального в целом. Иконический / пикториальный / визуальный поворот в гуманитарных науках (и прежде всего в исторических исследованиях) вывел образ из «тюрьмы языка», сделав предметом всестороннего исследования.
- Актуальные теории современного искусства и их критикаИскусствоведение и эстетика – консервативные дисциплины, чей категориальный аппарат не позволяет осмыслить практики современного искусства. Смысловая фрагментарность подрывает традиционную целостность произведения, ориентация на выразительные средства смещается плюрализацией художественного языка, а искусство прямого действия позволяет прорваться в саму ткань жизни. Примерные темы для проблемных семинаров: Современное искусство: критика критики. Возможна ли теория современного искусства?
- Актуальные проблемы теории искусстваВиды и жанры в искусстве. Чем отличаются традиции исследования различных видов искусства? Что такое жанр и зачем его изучают? Гибридизация видов и жанров современного искусства. Как она влияет на исследования классических и современных искусств? Коммуникационный аспект в искусствознании. Технологии и их влияние на искусство. Что меняет оцифровка и цифровизация в классических искусствах и их изучении? «Концептуализация», арт-объект, контент и контекст, стратегии апроприации, критерии художественной ценности, проблематика современного художественного процесса, вопросы выработки современной искусствоведческой методологии, «поэтика политики», работа художника с медиа-пространством.
- Тело и телесность в современном искусстве в контексте методологии гуманитарных наукАнализируется содержание таких понятий, как «тело» и «телесность», а также рассматриваются основные подходы к их изучению. Тело человека – давний предмет изучения анатомии, физиологии, гигиены, физической культуры. Телесность же напротив предмет изучения гуманитарных наук – философии, антропологии, социологии, культурологии. Рассматривается проблема корреляции данных понятий в современном социальном знании. Телесность: подходы к изучению. Тело как объект изучения антропологии, социологии, истории, философии. «Тело-объект» и «тело-субъект». Техники тела: тело как артефакт культуры. Тело в социальном поле: габитус. Тело как место производства идентичности.
- Производство смыслов в культуре (на примере советской культуры)Память о советской эпохе сохранила преимущественно канонические изображения советских людей, сформировавшиеся в сталинское время. Но был период, когда еще не сложились представления о том, как должны выглядеть идеальные советские люди. На примере изображений в советских женских журналах 1920-30-х годов (общественнополитических и журналов мод) мы проследим пути формирования визуального канона советской культуре. Кино в сталинскую эпоху утвердилось в качестве главного визуального медиума. Созданные им образы прекрасных советских людей, вписанных в пространства идеальных городов и сел и сейчас создают ощущение цельности и гармонии. Мы рассмотрим, какие средства визуального воздействия на зрителя были изобретены «сталинским кинематографом» – и какая роль в этом киномире отводилась внешности, одежде и жестовому поведению актера. После ХХ съезда партии в советском кинематографе произошли серьезные изменения. Новым и необычным стало появление в советских фильмах проблематики частной жизни (измены, разводы, внебрачные отношения, школьная любовь), показа повседневных практик и неприкрашенного быта. На лекции мы попытаемся понять, как новые сюжеты и новая киноизобразительность повлияли на способы существования актера «в кадре», как изменилось отношение к моде и эротике на «оттепельном» экране. Примерные темы для проблемных семинаров: Визуальный канон в советской культуре; Телесность в «сталинском кинематографе»; Частная жизнь в «оттепельном кино».
- Современные практики искусства и моды: опыт теоретического осмысленияМода как феномен культуры. Интердисциплинарное исследование моды в академическом ключе. Круг тем — история костюма и дизайна, телесные практики, исторические представления о красоте и модной фигуре, мода и городская жизнь (архитектура, уличная мода, кафе, маршруты шопинга), мода и современное искусство, их взаимодействие и взаимовлияние. Знакомство с ключевыми именами, понятиями и подходами в исследованиях моды. Социология моды: Г. Зиммель, П. Бурдье. Семиотика моды: Р. Барт, Ж. Бодрийяр. Дизайнеры как аналитики моды: деконструкция.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (I семестр)0.2 * Активность на занятиях + 0.2 * Работа в группе + 0.6 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Aneas, M. A., & Sandín, M. P. (2012). Intercultural and Cross-Cultural Communication Research: Some Reflections about Culture and Qualitative Methods. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F35BECF0
- Clark, H., & Paulicelli, E. (2009). The Fabric of Cultures : Fashion, Identity, and Globalization. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=279205
- Crowther, P. (1993). Critical Aesthetics and Postmodernism. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=273459
- Davies, M. M., & Mosdell, N. (2006). Practical Research Methods for Media and Cultural Studies : Making People Count. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=165174
- Fernando Resende. (2017). Internationalizing Media and Cultural Studies: Travelling Knowledge and Translocalities. Westminster Papers in Communication and Culture, (1), 23. https://doi.org/10.16997/wpcc.246
- Kilbourn, R. J. A. (2010). Cinema, Memory, Modernity : The Representation of Memory From the Art Film to Transnational Cinema. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=653625
- Pauwels, L., & Margolis, E. (2011). The SAGE Handbook of Visual Research Methods. Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=509324
- THATCHER, J. (2015). How to Write About Contemporary Art. Art Monthly, (383), 35. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=101103218
- Гуревич В.П. - Эстетика. (СПО) - КноРус - 2019 - 182с. - ISBN: 978-5-406-06879-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932746
- Каган М. С. - ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-06172-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/estetika-kak-filosofskaya-nauka-v-2-ch-chast-2-441908
Рекомендуемая дополнительная литература
- Allan, B., & Hopf, T. (2015). Making identity count: Sequencing methods in the study of national identity. https://doi.org/10.5281/zenodo.844075
- Breward, C. (2003). Fashion. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=811690
- Cinema History as Social History : Retrospect and Prospect. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dspace.library.uu.nl.1874.383233
- Davis, F. (1992). Fashion, Culture, and Identity. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2097873
- Dobrokhotov, A. L. (2009). The Austrian Experience: The Mamardashvili Variant. Transcultural Studies: A Series in Interdisciplinary Research, 5(1/2), 65–73. https://doi.org/10.1163/23751606-00501006
- Fischer-Lichte, E. (2008). The Transformative Power of Performance : A New Aesthetics. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=228547
- Geczy, A. (2013). Fashion and Orientalism : Dress, Textiles and Culture From the 17th to the 21st Century. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=611621
- Gray, A. (2003). Research Practice for Cultural Studies : Ethnographic Methods and Lived Cultures. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251407
- Images of Dutchness: Popular Visual Culture, Early Cinema and the Emergence of a National Cliché. (2018). Netherlands, Europe: Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.79C8644C
- Kalar, B. (2006). The Demands of Taste in Kant’s Aesthetics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=226955
- König, A. (2003). Glossy words: an analysis of fashion writing in British Vogue. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.50C320A9
- Lee, H., & Cho, Y. (2012). Introduction: Colonial Modernity and beyond in East Asian Contexts. Cultural Studies, 26(5), 601–616. https://doi.org/10.1080/09502386.2012.697702
- Mamardashvili, M. K. (2009). Thought in Culture. Transcultural Studies: A Series in Interdisciplinary Research, 5(1/2), 17–29. https://doi.org/10.1163/23751606-00501003
- Mayer, V., Banks, M. J., & Caldwell, J. T. (2009). Production Studies : Cultural Studies of Media Industries. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=289618
- Moeran, B. (2010). The Portrayal of Beauty in Women’s Fashion Magazines. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 14(4), 491–510. https://doi.org/10.2752/175174110X12792058833933
- Pateman, T. (2016). Key Concepts : A Guide to Aesthetics, Criticism and the Arts in Education. Abingdon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1233810
- Posman, S., Bru, S., Reverseau, A., Ayers, D., & Hjartarson, B. (2013). The Aesthetics of Matter: Modernism, The Avant-Garde and Material Exchange. Belgium, Europe: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6C35C5A9
- Smith, A. M. (1999). STUART HALL: CRITICAL DIALOGUES IN CULTURAL STUDIES (Book). Ethnic & Racial Studies, 22(1), 206–208. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=1599822
- Stokes, J. C. (2003). How to Do Media and Cultural Studies. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251789
- Turner, G. (2003). British Cultural Studies (Vol. 3rd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=139147
- Turner, P. (2017). A Psychology of User Experience : Involvement, Affect and Aesthetics. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1651402
- Wenzel, C. H. (2005). An Introduction to Kant’s Aesthetics : Core Concepts and Problems. Oxford, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=141264
- Williams, G. (2014). “Art writing in the Second Machine Age: from Andy Warhol to Kenneth Goldsmith” —— How to Write about Contemporary Art, talks and workshops. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45F9BA9C
- Аничков Е.В. - Эстетика - Издательство "Лань" - 2017 - 51с. - ISBN: 978-5-507-43331-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/95901
- Сарычев В.А. - Феномен русского модернизма. Религия. Эстетика. Творчество жизни - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 704с. - ISBN: 978-5-9765-2985-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102567
- составители Н. А. Хренов, А. С. Мигунов - Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2008 - 688с. - ISBN: 5-89826-290-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77142