• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Экспериментальная лингвистика

Статус: Курс по выбору
Направление: 45.06.01. Языкознание и литературоведение
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В задачи курса «Экспериментальная лингвистика» входит формирование у слушателей теоретических и методологических знаний в области экспериментальных лингвистических исследований. Аспиранты освоят навыки самостоятельного дизайна экспериментальных парадигм для изучения лингвистических феноменов у разных категорий испытуемых и изучат основные современные инструменты психо- и нейролингвистических исследований. Формат курса позволяет разработать собственный эксперимент, результаты которого войдут в диссертационное исследование аспиранта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: формирование у аспирантов-лингвистов теоретических и методологических знаний в области экспериментальных лингвистических исследований; освоение аспирантами навыков самостоятельного дизайна экспериментальных парадигм для изучения лингвистических феноменов у разных категорий испытуемых; изучение аспирантами основных современных инструментальных методов исследования в психо- и нейролингвистике; формирование навыков критического анализа современных психо- и нейролингвистические исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает теоретические основы построения лингвистического эксперимента;
  • Знает базовые методологические принципы построения языкового эксперимента;
  • Знает основные инструментальные методы исследования в современной психо- и нейролингвистике и особенности их применения;
  • Умеет применять основные инструментальные методы исследования в современной психо- и нейролингвистике;
  • Знает основную литературу по современным эмпирическим исследования в области психо- и нейролингвистики;
  • Умеет самостоятельно разработать эффективный экспериментальный дизайн и провести экспериментальное исследование;
  • Знает основные инструментальные методы исследования в современной психо- и нейролингвистике и особенности их применения
  • Знать основную литературу по современным эмпирическим исследования в области психо- и нейролингвистики;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение.
    Обзор современного методологического арсенала психо- и нейролингвистики: поведенческие методики, вызванные потенциалы мозга, функциональная магнитно-резонансная томография, регистрация движений глаз, клинико-патологический метод. Особенности, преимущества и недостатки каждого метода. Целевые популяции испытуемых. Примеры решаемых экспериментальных задач.
  • Основы экспериментального метода.
    Эксперимент в широком и узком смысле слова. Типы научных исследований. Понятие научной гипотезы. Принцип верификация и его ограничения, принцип фальсификации. Поняте валидности и надежности исследования. Зависимая, независимая и побочные переменные. Межгрупповые и внутригрупповые экспериментальные планы: преимущества и недостатки. Квазиэксперимент.
  • Поведенческие методики.
    Общие ограничения экспериментов с использованием поведенческих методик. Связь возможности контроля за переменными с исследуемыми темами: неравномерность исследований по порождению и восприятию речи. Методики и примеры экспериментов: повтор за экспериментатором, выполнение инструкций, лексическое решение, скорость с саморегуляцией чтения, анализ речевых ошибок, называние картинок, изучение референции в диалоге и нарратива. Анализ экспериментальных листов: определение независимых переменных, общего дизайна и цели экспериментов.
  • Регистрация движений глаз.
    Виды движений глаз. Что глаза говорят о высших психических процессах. Исследования А.Л. Ярбуса. Связь движений глаз и мышления (eye-mind hypothesis). Преимущества исследования лингвистических феноменов с помощью движений глаз. Парадигма «визуальный мир» (visual world paradigm). Глазодвигательные исследования чтения. Зависимые переменные при анализе глазодвигательных данных. Основные трудности при проведении глазодвигательных исследований.
  • Вызванные потенциалы мозга.
    Физические основы метода вызванных потенциалов мозга. Особенности проведения экспериментов с применением метода вызванных потенциалов. Обработка сигнала (изменение референциального значения, фильтрация, сегментация, коррекция и удаление артефактов, пересчёт значений относительно базисной линии, усреднение в соответствии с экспериментальными условиями), статистический анализ данных. Вызванные потенциалы, характеризующие различные этапы языковой обработки: ELAN, LAN, N400, P600.
  • Функциональная магнитно-резонансная томография.
    История функционального картирования мозга, возникновение метода функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и его место в ряду других современных методов исследования мозговой организации психических функций. Нейробиологические и физически принципы регистрации данных методом фМРТ, преимущества и ограничения метода. Варианты дизайна фМРТ исследования (блочный, связанный с событием, разреженный дизайн). Экспериментальный план фМРТ исследований: выбор стимуляции, экспериментальные условия, проблема выбора контрольного условия эксперимента. Примеры экспериментов. Особенности обработки полученных результатов.
  • Афазия.
    История изучения афазий. Синдромный подход к изучению афазий. Отечественная классификация афазий: механизм, клиническая картина и мозговая локализация нарушений при разных формах афазий. Нарушения языковых уровней при разных формах афазии. Когнитивная модель строения речи. Синдромы афазий при поражении различных компонентов когнитивной модели.
  • Диагностика и терапия речи.
    Диагностические задачи и виды диагностики речевых нарушений. Цели проведения разных видов диагностики. Принципы создания диагностических тестов. Особенности проведения и подбора тестовых методик. Западные тестовые методы для диагностики разных уровней речевых расстройств. Российский подход к тестированию. Методики проведения терапии при афазии. Различные подходы к терапии. Характеристика отечественного подхода к терапии. Когнитивно-нейропсихологический подход. Критерии эффективности терапии. Понятие генерализации. Особенности построения эксперимента по оценке эффективности терапии. Различные виды экспериментального дизайна. Примеры экспериментальной оценки эффективности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.3 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Strauss, E., Sherman, E. M. S., & Spreen, O. (2006). A Compendium of Neuropsychological Tests : Administration, Norms, and Commentary (Vol. 3rd ed). Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=176903
  • Traxler, M. J. (2012). Introduction to Psycholinguistics : Understanding Language Science. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398618

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Faust, M. (2012). The Handbook of the Neuropsychology of Language. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=411858
  • Rudkilde, E. S., & Holmgren, E. (2013). Aphasia : Classification, Management Practices, and Prognosis. Hauppauge, N.Y.: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=535193