Аспирантура
2019/2020
Филология в системе гуманитарного знания
Статус:
Курс по выбору
Направление:
45.06.01. Языкознание и литературоведение
Кто читает:
Департамент истории и теории литературы
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Харитонов Дмитрий Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Программа дисциплины охватывает основные историко-культурные и филологические понятия, научную терминологию основных методов современного гуманитарного знания и развитие теории сравнительного метода в России и Европе в контексте эволюции гуманитарных наук в XX в. Дисциплина направлена на формирование навыков филологического анализа источников по истории русской литературы в сравнительной перспективе и в рамках других филологических методологий.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Филология в системе гуманитарного знания» является знакомство аспирантов с ключевыми отечественными и западными филологическими теориями XX в. в междисциплинарной перспективе.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные историко-культурные и филологические понятия;
- Знает развитие теории сравнительного метода в России и Европе в контексте эволюции гуманитарных наук в XX в.;
- Умеет анализировать тексты, применяя методы междисциплинарного анализа;
- Знает научную терминологию основных методов современного гуманитарного знания (в частности, компаративистики);
- Владеет методами, использовавшихся при сравнительно-исторических исследования европейских литератур;
- Владеет навыками филологического анализа источников по истории русской литературы в сравнительной перспективе и в рамках других филологических методологий;
- Умеет интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы и культуры в междисциплинарной перспективе;
- Умеет интерпретировать основные понятия филологической науки в междисциплинарном контексте;
- Владеет навыками исследовательской работы, использование возможностей методологии современных гуманитарных наук;
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. История понятий и история политических языковПочему мы изучаем «политические языки» и «понятия»? Две парадигмы в «истории понятий»: Кембриджская школа и немецкая Begriffsgeschichte. Концепция истории общественной мысли в трудах Кв. Скиннера. Понятие «контекста» и «интенции» у Скиннера. Концепция «политических языков» в работах Дж. Покока. Понятие «идиомы» и теория двух уровней языка у Покока. Социальная история и история понятий в работах Р. Козеллека. Сопоставление двух подходов: сходства и различия в методе.
- Тема 2. Компаративные методы в исторической наукеМетоды сравнения в историографии: история и практика. Основание парадигмы: работы М. Блока по компаративной истории. Немецкая школа «Sonderweg». Ю. Кокка и концепция «ассиметричного сравнения». Компаративная история во Франции: М. Эспань и теория «культурного трансфера». Transnational history, entangled history, histoire croisée: работы М. Вернера и Б. Циммерман.
- Тема 3. Французский постструктурализмФилология Р. Барта. Смерть автора. Текстовый анализ. Проблема читателя у Барта. М. Фуко. Эпистема в понимании Фуко. Историко-социологическая концепция Фуко. Становление пенитенциарной системы, рождение тюрьмы. «Надзирать и наказывать» как критика современной политической системы.
- Тема 4. Социология литературыП. Бурдье «Поле литературы»: основные понятия (поле, символический капитал, габитус). Применение теории Бурдье к русской литературе: XIX век. Проблема социологического подхода к русскому авангарду. Акторная теория Б. Латура. Сильные и слабые стороны понятия «актор». Применение акторной теории к литературы: перспективы и проблемы.
- Тема 5. Интертекстуальность. Проблема литературного канонаИнтертекстуальность Ю. Кристевой. Интертекстуальность в «узком» смысле: поэтика русского модернизма. Основные положения работ К.Ф. Тарановского о Мандельштаме. «Тотальный» подтекст О. Ронена. Проблема интертекстуальности в контексте социологического подхода: текст и структура аудитории (по Ю.М. Лотману). Научный дискурс об интертекстуальности как проблема науки (социологический аспект). Связь феномена цитации с литературным каноном. История и формирование канона. Художественный текст как механизм репликации. Школьный канон и его трансформации. Литературный канон в ГУЛАГе.
- Тема 6. Историческая память. Trauma studiesСовременные подходы к исторической памяти (обзор А. Ассман). Проблема памяти в ХХ веке. «Память победителей» и «память побежденных». Память и травма. Современные подходы к коллективной травме. Травма Холокоста и травма ГУЛАГа. Репликация травмы в литературе XIX и XX веков.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Mikhail Velizhev. (2017). A Published Answer to Petr Chaadaev’S First “Philosophical Letter”: A Comment on Russian Political Language of the 1830s. HSE Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.hig.wpaper.19.ls.2017
- VELIZHEV, M. (2008). Inventing Russian History: ‘Reflections on Russia’ – an unearthed essay by Yakov Ivanovič Bulgakov (1743-1809). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.640C3ACC
Рекомендуемая дополнительная литература
- Gronas, M. (2009). Just What Word Did Mandel’shtam Forget? A Mnemopoetic Solution to the Problem of Saussure’s Anagrams. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.197585A6
- Gronas, M., & Rumshisky, A. (2013). Mapping the History of Knowledge: Text-Based Tools and Algorithms for Tracking the Development of Concepts. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.703E9AC0