• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Качественный анализ социологических данных

Статус: Курс по выбору
Направление: 39.06.01. Социологические науки
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Качественный анализ социологических данных» направлена на выработку навыков анализа качественных данных. Цель курса достигается посредством знакомства с основными аналитическими техниками качественной социологии (обоснованная теория, дискурс-анализ, методы визуального анализа) и их апробации в ходе семинарских занятий и домашних заданий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка навыков анализа качественных данных, включая: выбор аналитического инструмента, релевантного целям исследования, знание основных принципов и процедур его использования, умение адаптировать инструмент к специфике поля и получаемых материалов, способность создавать теоретические обобщения на основе анализа материалов, умение представлять полученные результаты в виде научной статьи.
  • Знакомство с основными аналитическими техниками качественной социологии (обоснованная теория, дискурс-анализ, методы визуального анализа) и их апробация в ходе семинарских занятий и домашних заданий. Апробация подразумевает применение рассматриваемых аналитических инструментов к коллекции качественных данных и создание теоретических обобщений, которые представляются в форме синопсиса научной статьи. Таким образом, в рамках курса последовательно проходятся несколько стадий научного анализа: обобщение, теоретизация, представление итоговых данных.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Владеет знанием о специфике качественного анализа социальных данных. Ориентируется в современных направлениях исследования выбранного предметного поля, самостоятельно осваивает новые подходы, соотносит тенденции развития социологических исследований с интеллектуальным и социокультурным контекстом производства научного знания
  • Знает и использует сильные стороны качественного анализа данных для восполнения и производства недостающей информации в выбранной области предметного поля
  • Формулирует и конкретизирует цели и задачи исследования, с применением качественных методов анализа данных; применяет современных технологии качественного анализа данных; формулирует выводы исследования, опираясь на теоретические и прикладные знания в выбранном предметном поле
  • Готовит реализацию проекта в соответствии с требованиями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Обоснованная теория как аналитическая стратегия: методология и основные процедуры исследования
    Создание обоснованной теории как аналитической стратегии качественного исследования (Б. Глейзер, А. Стросс): аналитические предпосылки, обстоятельства создания, первые работы с использованием ОТ. Версии ОТ – базовые посылки и основные аналитические процедуры: Б. Глейзер и А. Стросс, А. Стросс и Дж. Корбин, Б. Глейзер, К. Чармаз, А. Кларк. ОТ в версии К. Чармаз: виды кодирования, написание мемо, теоретическая выборка и сатурация, создание теории. Виды теоретизации в ОТ. Работа с аналитическими материалами (текстами интервью), собранными аспирантами в результате предшествующей полевой работы (групповые или индивидуальные проекты). Открытое кодирование, написание первичного мемо, осевое кодирование, написание аналитического мемо. Создание теоретической выборки, формулировка гипотез, постановка новых исследовательских вопросов, новый этап полевой работы. Разработка теоретической модели и ее представление. Возможности и ограничения метода.
  • Тема 2. Дискурс-анализ
    Предпосылки создания дискурс-анализа. Базовые идеи (критического) дискурс-анализа: власть в языке и дискурсе, институциональные условия производства дискурса, борьба дискурсов. Основные разновидности дискурс-анализа (Э. Лакло и Ш. Муфф; Н. Фэркло и др.). Возможности и ограничения аналитических процедур дискурс-анализа. Анализ текста с использованием процедур критического дискурс-анализа.
  • Тема 3. Анализ визуальных материалов
    Основные виды визуальных источников: фотографии, видео, изображения, пространство (М. Эммисон, Ф. Смит). Логики культурного производства и циркуляции визуального: материальность и дигитальность. Аналитическое производство визуального: социологическая фотография (Д. Харпер). Методы анализа визуального: семиотический, жанровый, дискурс-анализ, анализ цифровых изображений. Представление результатов исследования – визуализация (фото-эссе, выставка, фильм). Создание и анализ фотографий аспирантами для иллюстрации базовых идей своего исследовательского проекта. Использование процедур семиотического и дискурсивного анализа.
  • Тема 4. Специфика написания академических текстов в различных традициях качественной социологии
    Стили написания научных статей в рамках качественной социологии: «перевернутая воронка» (Б. Глейзер), классический стиль. Проблематизация позиции автора, эксплицирование аналитических инструментов, стиль письма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный, 60 минут
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    Накопленная оценка по дисциплине рассчитывается с помощью взвешенной суммы оценок за отдельные формы текущего контроля знаний следующим образом: Онакопленная= 0,5 Отекущий1 + 0,5· Отекущий 2 где Отекущий1 – средняя оценка за выполнение домашних заданий 1-4 Отекущий2 – средняя оценка за представление и обсуждение в аудитории домашних заданий 1-4 Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу аспиранта. Орезульт = 0,7·Онакопл + 0,3·Оэкз , где Онакопл – накопленная оценка по дисциплине Оэкз – оценка за экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кучко, Е. Е. (2010). Качественные и количественные методы в социологии № УД-3402/баз. ; Учебная программа для специальности: 1-23 01 05 Социология. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D449A421
  • Прошкова, З., & Еременко, Е. (2015). Сравнительный Анализ Первичных Данных В Социологии: «Смещенность» Информации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A18DA828

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Harreveld, B., Danaher, M., Lawson, C., Knight, B. A., & Busch, G. (2016). Constructing Methodology for Qualitative Research : Researching Education and Social Practices. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1334554
  • Järviluoma, H., Moisala, P., & Vilkko, A. (2003). Gender and Qualitative Methods. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=352665
  • Woodside, A. G. (2010). Case Study Research : Theory, Methods and Practice (Vol. 1st ed). Bingley: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=329086