• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Теории и методы современного исторического познания

Статус: Курс обязательный
Направление: 46.06.01. Исторические науки и археология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Теории и методы современного исторического познания» нацелена на ознакомление аспирантов образовательной программы с современными теориями и методами исторического познания. Главная задача курса состоит в приобретении аспирантами исследовательских навыков в области современных исторических методов. В курсе рассматриваются как классические труды, проблематизирующие методы исторической науки, так и современные вызовы "политики памяти", новой локальной истории и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина «Теории и методы современного исторического познания» нацелена на ознакомление слушателей образовательной программы с современными теориями и методами исторического познания. Главная задача курса состоит в приобретении слушателями исследовательских навыков в области современных исторических методов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
  • Способность генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Способность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования
  • Способность собирать, анализировать, обрабатывать и хранить данные в соответствии с общепринятыми научными и этическими стандартами
  • Способность осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения
  • Способность проводить теоретические и экспериментальные исследования в области исторического познания, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий
  • Способность увидеть (поставить) проблему и обосновать ее актуальность / вписать свое исследование в контекст современного гуманитарного знания
  • Демонстрирует способность проводить исторические сопоставления на материалах различных эпох
  • Способен реализовать научное исследование
  • Способен реализовывать полученные знания в собственной исследовательской деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Классические теории и их развитие.
  • Новые направления и перспективы развития исторического познания
  • Парадигмы исторического познания и их трансформации на протяжении XX – начала XXI в.
    Позитивизм и его трансформации на протяжении XX в. Позитивизм: функции и метод исторического познания. Методологические поиски историков в XIX – начале XX в.: И.Г. Дройзен, Э. Фримен, Э. Бернгейм, Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Кризис позитивизма. Эмпириокритицизм в контексте эпистемологии конца XIX в. Логический позитивизм (неопозитивизм): поиск оснований строго научного знания. Аналитическая философия истории (А. Данто). Постпозитивизм в социокультурном контексте постмодерна. Неокантианство и его влияние на историописание XX – начала XXI в. Марбургская и Баденская школы неокантианства. Науки о природе (номотетические) и науки о культуре (идиографические) в концепции Баденской школы. Логика исторической науки: анализ Г. Риккерта. М. Вебер: анализ неокантианства. В. Дильтей: критика исторического разума. Описательная психология: поиск оснований наук о духе. «Предметные продукты психической жизни» в концепции В. Дильтея. Русская версия неокантианства: А.И. Введенский, В.М. Хвостов, А.С. Лаппо-Данилевский, И.И. Лапшин. Проблема объекта исторического познания. Методы критики и интерпретации исторического источника. Неокантианская логика историописания в социально ориентированной истории начала XXI в.: проблема различения ценности и оценки. Феноменологические подходы в историческом познании. Феноменология Э. Гуссерля: поиск оснований строгой науки. Критика психологизма. Феноменологическая редукция и процедура эпохе. Опыт феноменологической редукции: «Начало геометрии» Э. Гуссерля. Феноменология Э. Гуссерля в интерпретации Ж. Деррида. Феноменологическая составляющая концепции А.С. Лаппо-Данилевского. Движение от понимания исторического источника как культурного феномена к феноменологии культуры. Феноменологическая концепция Ф. Анкерсмита.
  • Исторический синтез и проблема нарратива
    Соотношение исследования и презентации полученного знания. Нарратив как форма интерпретации исторического знания. История и тропология. Концепции П. Рикёра, П. Вена, Х. Уайта, Ф.Р. Анкерсмита. Нарратив как форма интерпретации исторического знания.
  • Прагматический поворот в историческом познании
  • Феноменологические концепции в современном историческом познании
    Феноменологическая социология А. Шюца: структуры жизненного мира. Концеция «исторического опыта» Ф. Анкерсмита.
  • История идей и интеллектуальная история: основные подходы
    История идей: концепция А. Лавджоя. Интеллектуальная история как предметное поле актуального исторического знания.
  • История понятий: Begriffsgeschichte и Кембриджская школа
    История идей и история понятий. История понятий как метод социальной истории. «Словарь» Козеллека. История понятий: Begriffsgeschichte и Кембриджская школа
  • Культурный поворот. Культурная история социального
  • Теория повседневности
    История повседневности как история социального. Теория повседневности в немецкой историографии. Концепция М. де. Серто.
  • Пространственный поворот. Новая локальная история.
    Локализация истории во времени и пространстве. Пространство истории и средства его репрезентации. Пространство истории в линейных и цивилизационных моделях истории. Локальная история и краеведение: соотношение понятий. Новая локальная история: проблема конструирования пространства. Социология пространства. Исторические и социологические подходы к конструированию истории. Историческая география в структуре исторического знания: трансформация предмета и цели субдисциплины исторической науки.
  • Проблематика памяти в историческом познании
    Формирование идентичности как инвариантная функция исторического знания. Концепции истории как памяти: Ю.М. Лотман, П. Нора, П. Хаттон. Память и забвение в концепции П. Рикёра. Кризис доверия к историческому нарративу как знак постмодерна. Кризис исторической памяти как кризис идентичности. Поиски путей преодоления кризиса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Глубина знаний пройденного учебно-программного материала во время участия аспиранта в дискуссиях на семинарских занятиях оценивается через инициацию дискуссии между аспирантами с модерирующей ролью преподавателя. Обсуждению подвергается материал, представленный на семинарских занятиях, в зависимости от тематического блока. Преподаватель оценивает участие аспирантов в дискуссии в соответствии с обозначенными критериями и структурирует дискуссию посредством наводящих вопросов.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой письменное задание, содержащее 2 вопроса, письменный ответ на которые должен иметь объём не менее 1000 слов.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль производится в форме экзамена. Экзамен проводится в устной форме по билетам. Аспирант имеет 30 минут на подготовку и должен дать развёрнутый ответ на представленные в билете вопросы, в соответствии с материалами учебной программы. Каждый билет содержит два экзаменационных вопроса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (II семестр)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия науки: Учебное пособие / Лешкевич Т.Г. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Аспирантура) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-009213-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/552959
  • Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики, , 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 1 - Эпистемология и философия науки / Epistemology & Philosophy of Science. 2015. Т. XLV. №4 - КноРус - 2015 - 255с. - ISBN: 1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919393
  • Лаппо-Данилевский А.С. - Методология истории. - Издательство "Лань" - 2013 - 617с. - ISBN: 978-5-507-12534-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9969
  • СЕМЕНОВ Ю.И. (2016). История как реальный процесс, историческая наука (историология) и философия истории (историософия). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8166AFEC