• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

Педагогика высшей школы

Статус: Курс обязательный
Направление: 38.06.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Чичерина Наталья Васильевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины является овладение системой знаний о высшем образовании, его содержании, структуре, принципах управления образовательными процессами и овладение современными технологиями в сфере управления и организации образовательного процесса. Дисциплина формирует базу основных знаний, умений, компетенций, необходимых для прохождения научно-педагогической практики в качестве преподавателя высшей школы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение системой знаний о высшем образовании, его содержании, структуре, принципах управления образовательными процессами и овладение современными технологиями в сфере управления и организации образовательного процесса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность планировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования
  • Способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
  • Cпособность разрабатывать комплексное методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин (модулей)
  • Знает основные требования к организации образовательного процесса в высшей школе, к нормативно-методической документации преподавателя
  • Знает психолого-педагогические основы и дидактические закономерности образовательного процесса в высшей школе
  • Способен разрабатывать основную учебно-методическую документацию преподавателя
  • Применяет основные приемы и средства организации учебного процесса в высшей школе в соответствии с профилем научной специальности и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История университетского образования в Европе и в России
    Краткая история университета как социального и культурного явления. Типы университетов в истории высшего образования. Три этапа развития университетского образования. Доклассический, классический, постклассический университеты в Европе. Первые университеты в России. Создание императорских университетов. Университетские уставы 19 века. Современный университет – университет третьего поколения.
  • Современные тренды, определяющие развитие высшей школы
    Понятие академической революции. Четвертая промышленная революция и экономика знаний как основные глобальные тренды. Глобализация и массовизация высшего образования. Категоризация университетов и создание университетов мирового класса. Трансформации университетов в глобальном контексте.
  • Основные направления модернизации высшего образования в РФ
    Структурные реформы: категории университетов в современной России и их стратегические задачи. Создание университетов мирового класса в РФ: проект 5\100. Содержательные реформы: ФГОС 3++; система управления учебно-методической работой в ВО и новый перечень направлений подготовки и специальностей; независимая оценка качества; электронное обучение; механизмы взаимодействия с работодателем.
  • Дизайн образовательной программы: принципы и модели
    Основные принципы конструирования образовательных программ: студенто-центрированное обучение; открытый диалог стейкхолдеров; прозрачность и надежность образовательных элементов; триада: образовательные результаты – технологии обучения – оценивание; гибкость и индивидуализация. Жизненный цикл программы. Этапы жизненного цикла программы: дизайн, реализация, актуализация. Утверждение ОП. Модели ОП на уровнях бакалавриата и магистратуры.
  • Дизайн образовательной программы: формулирование результатов обучения
    Понятие результатов обучения. Результаты обучения в международном и национальном контекстах. Соотношение целей, задач и результатов обучения. Таксономия Блума и формулирование результатов обучения. Матрица компетенций \ результатов обучения. Матрица сопряжения результатов обучения, методов обучения и методов оценивания.
  • Технологии обучения в интерактивной информационной среде
    Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. MOOC и SPOC. Технологии и модели смешанного обучения. Виртуальная и дополненная реальность.
  • Интерактивные методы обучения в высшей школе
    Понятие образовательной технологии. Подходы к пониманию интерактивности в технологиях обучения. Пирамида методов обучения. Методы речевого взаимодействия. Методы проблемно-проектного обучения. Технологии развития критического мышления. Кейс-метод.
  • Дизайн образовательной программы: методы оценивания результатов обучения
    Функции контроля в обучении. Требования к контролю результатов обучения. Виды и формы контроля в педагогике высшей школы. Пути повышения эффективности контроля. Определение критериев оценивания. Правила составления тестов множественного выбора.
  • Нормативно-правовые основы высшего образования в России
    Требования к высшему профессиональному образованию. Нормативно-правовые основы высшего образования в России. Федеральный закон об образовании в РФ №273. Государственный образовательный стандарт. Учебная документация организации высшего образования. Основная профессиональная образовательная программа. Учебный план. Программа учебной дисциплины. Компетентностный подход к подготовке современного специалиста. Универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции как результаты обучения в системе высшего образования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание №1
  • неблокирующий Создание и презентация постера с описанием результатов группового проекта по технологиям обучения
  • неблокирующий Домашнее задание №2
  • неблокирующий Домашнее задание №3
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание №1
  • неблокирующий Создание и презентация постера с описанием результатов группового проекта по технологиям обучения
  • неблокирующий Домашнее задание №2
  • неблокирующий Домашнее задание №3
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    Накопленная оценка по дисциплине рассчитывается с помощью взвешенной суммы оценок за отдельные формы текущего контроля знаний следующим образом: Онакоп= 0,25 х Oдз1 + 0,25 x Одз2 + 0,25 x Одз3 + 0,25 x Опостер, где Oдз1 – оценка за выполнение домашнего задания №1. Одз2 – оценка за выполнение домашнего задания №2. Одз3 – оценка за выполнение домашнего задания №3 Опостер – оценка за постерную сессию Веса оценок за все формы текущего контроля одинаковы и равняются 0,25. Результирующая оценка по дисциплине рассчитывается по формуле: Орезульт = 0,6•Онакоп +0,4•Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие/Симонов В. П. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9558-0336-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/426849
  • Педагогика современной высшей школы: история, проблематика, принципы / Мандель Б.Р. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 471 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-102953-4 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/795807

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Татур, Ю. Г. Высшее образование : методология и опыт проектирования [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю. Г. Татур. - М. : Университетская книга; Логос, 2006. - 256 с. - ISBN 5-98704-136-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/469152