• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Психология образования

Статус: Курс по выбору
Направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Психология образования – активно развивающееся направление прикладной психологии. Психология образования – это не просто приложение психологической науки для развития образовательной практики, а построение целостного видения о психологических процессах и феноменах, лежащих в основе образования на общекультурном, социально-институциональном, групповом и личностно-индивидуальном уровнях. В рамках курса будет прослежено как происходило развитие данного направления от педагогической психологии к психологии образования – как в связи с развитие психологии, так и в связи с трансформацией и смещением акцентов в ключевых задачах образования. Основной тренд в развитии образования XX – XXI веков: смещение акцента с дидактики (как учить) на «Learning to Learn» (как учиться). И в этом аспекте – от изучения процессов познания к освоению способов организации метапознания (знание о своих познавательных процессах и возможность управления собственным познанием). Таком образом, в курсе будут представлены основы когнитивной психологии в приложении к задачам образования. Важный аспект для понимания процессов образования и развития личности – закономерности онтогенетического развития. В курсе будут представлены современное видение возрастной психологии образования: закономерности развития от спонтанной активности к целенаправленной деятельности – в русле культурно-исторической и субъектно-деятельностной психологии. Будут введены и наглядно проиллюстрированы базовые понятия, раскрывающие закономерности возрастного развития детей и подростков с учетом социальной ситуации развития. В курсе будут раскрыты базовые представления о социальной психологии образования: значении социальной ситуации развития для образования личности; социально-психологические феномены малой группы и социальной общности на институциональном уровне организации образования; психолого-педагогические закономерности взаимодействия субъектов образовательного процесса в контексте полисубъектности детско-взрослой образовательной общности. Курс также задаст ключевые аспекты понимания дифференциальной психологии образования, которая развивалась от идеи селективного подхода в практике специального обучения, через инклюзию к практике персонализации обучения. Современные тренды индивидуализации и персонализации образования во многом связаны с прикладной реализации исследований в области психологии образования. На конкретных примерах будут показаны примеры из разных стран – как знания в области возрастной, социальной, когнитивной психологии и психологии личности трансформируют практику образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Включить аспирантов в дискурс современной психологии образования, определяющей развитие практики образования, а также значимый для обсуждения и интерпретации исследовательских данных в области наук об образовании.
  • Задачи: ● освоение аспирантами базовых теорий и концепций в области психологии образования, без которых обсуждение и интерпретация исследований и фактологических данных в области образования будет не полноценным ● освоение аспирантами психологических подходов и методов к исследованию или практическому решению различных проблем в образовании; ● освоение аспирантами основных закономерностей возрастного и индивидуального развития человека с учетом социальной ситуации развития для адекватного понимания различных проблем образования с учетом возрастных и социокультурных особенностей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Проявляет умения выделять проблему, оценивать и выбирать на основании основных подходов к проектированию обучения эффективные образовательные технологии. В соответствии с основными моделями проектирования способен предлагать определенные эффективные решения, обеспечивающие личностное и профессиональное развития обучающегося.
  • Демонстрирует способность разрабатывать программы исследований по проблемам образования с учетом возрастных, социально-психологических, социокультурных и социально-экономических аспектов.
  • Способен давать критическую оценку исследованиям в области образования – насколько в них учтены значимые психологические и социальные факторы
  • Демонстрирует способность обсуждать результаты собственных исследований в соотношении с классическими теориями в области психологии образования и соотносит свои данные с современными исследованиями в смежных областях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. От педагогической психологии к психологии образования: развитие психологии и трансформация образования
    История педагогической психологии: основные этапы становления от конца XIX до начала XXI века. Поиск психологических оснований построения практики образования. От просвещения к деятельности. Педагогическая психология – педология – психология учебной деятельности и педагогического взаимодействия – детская практическая психология – психология образования. Изменения в обществе – изменения в образовании – изменение в педагогической психологии. Образование: историко-социальный, институциональный и личностный аспекты. Ключевые проблемы психологии образования сегодня. Теория и практика психологии образования в русле культурно-исторической психологии и теории деятельности. Психологические теории обучения. Субъектно-деятельностный подход в образовании. От образования как присвоения «закрытого» набора знаний, умений, навыков к образованию как пространству активного и продуктивного взаимодействия субъектов в поликультурной ситуации разновозрастной общности. Современные поиски новых моделей образования, построенные на понимании психологии развития, когнитивной психологии и социальной психологии. Основные тренды и новации в практике образования: психологические теории и практика. Образования через всю жизнь: возрастные особенности и социальная ситуация развития. Психологические основания новых моделей образования: смешанное обучение, перевёрнутый класс, обучение через опыт, обучение через открытия, проектное обучение, Компетентностный подход в образовании; предметные, метапредметные и личностные результаты образования. Мягкие навыки и навыки XXI века: психологические основания концепции. Обучение и искусственный интеллект; цифровые платформы обучения: психологические эффекты. Образование как пространство развития способности к преадаптивности в ситуации повышения изменчивости и неопределенности.
  • Раздел 2. От «Дидактики» к «Learning to Learn». От познания к метапознанию: психологизация образования
    Теории учения и научения. Бихевиоризм и социобихевиоризм в образовании. Теория познания и развития интеллекта. Концептуальные идеи Л.С. Выготского в области педагогической психологии, соотношения обучения и развития. Генетическая психология Ж. Пиаже и образование. Высшие психические функции. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие. Внимание. Память. Мышление и речь. Воображение и фантазия. Сознание и познание. Интеллект. Метапознание. Рефлексия. Развитие познавательных процессов: в онтогенезе и в образовательной ситуации. Мотив, инициативность, целеполагание, вовлеченность, настойчивость, продуктивность и рефлексивность. Когнитивные стили. Саморегуляция познавательных процессов. Учить учиться. Деятельностный подход в психологии. Деятельностный подход в образовании. Психология деятельности. Структура деятельности. Субъект деятельности. Ведущая деятельность. Зона актуального и зона ближайшего развития. Социальная ситуация развития. Развитие субъектности. Мотивация и действие. Внешняя и внутренняя мотивация. Рефлексия деятельности. Процессуальный и продуктивный подходы к образованию. Выбор и самоопределение. Вовлечение и увлеченность. Самостоятельность обучения.
  • Раздел 3. Возрастная психология образования: от спонтанной активности к целенаправленной деятельности
    Развитие детей в раннем и дошкольном возрасте. Познание мира через действие. Эмоциональное развитие детей. Общение с матерью. Предметно-манипулятивная деятельность. Предметное мышление. Образное мышление. Словесно-логическое мышление. Игры и ее развитие. Сюжетно-ролевая игра, режиссерская игра, фантазийные игры. Развивающий потенциал игры. Познавательная и исследовательская активность детей дошкольного возраста. Программы и модели образования и развития дошкольников. Становление произвольной саморегуляции. Дети младшего школьного возраста. Становление произвольности учебной деятельности. Учебная деятельность, особенности познавательных процессов и педагогический стиль учителя. Модели обучения в начальном образовании. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Развитие универсальных учебных действий. Психология отрочества и юности. Общение как ведущая деятельности: динамика развития от младшего подросткового возраста до юности. Интересы подростков. Поиск себя и идентификация с «мы» у подростков. Образовательные модели подростковых школ. Психология молодости. Профессиональное, социальное и личностное развитие в молодости. Модели профессионального образования. Психология зрелости и старости. Социальное и личностное развитие взрослого человека. Профессиональная деятельность. Семья и семейные отношения. Обучение взрослых: модели и практик. Становление практики обучения пожилых людей.
  • Раздел 4. Социальная психология образования: социальная ситуация развития и полисубъектность образовательных общностей
    Специфика психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. Уровни и типы взаимодействия субъектов образовательной среды. Подходы к исследованию процессов взаимодействия людей. Взаимодействие и общение. Конфликтное взаимодействие в образовательной среде. Специфика взаимодействия участников образовательного процесса на разных ступенях образования Психолого-педагогическое взаимодействие между различными категориями субъектов образовательной среды. Взаимодействие в системах: «учитель — класс» и «учитель — ученик»; «учитель — учитель» и «учитель — администрация»; «учитель — смежные специалисты»; «родители — педагоги (администрация)» и «родители — дети»; «ученик — ученик», «ученик — класс», «класс — класс»; межучрежденческое сетевое взаимодействие. Социально-психологический феномен «организационная культура». Социально-психологические особенности корпоративной культуры образовательных учреждений. Психолого-педагогические основы организации самоуправления в образовании. Социальное проектирование как базис организации самоуправления в образовании. Жизненные циклы социальных объединений. Активные методы повышения эффективности взаимодействия между частниками образовательного процесса.
  • Раздел 5. Дифференциальная психология образования: специальное обучение – инклюзия – персонализация обучения
    От адаптации ученика к школе к адаптации школы к индивидуальным особенностям ученика. Обучающийся как субъект конструирования образования: развитие идей и способов их реализации. Социальный конструктивизм в образовании как модель реализации идеи «разные вместе». Психология индивидуальных различий. Понятие нормы и отклонения. Дефекты развития. Векторы развития. Особые образовательные потребности. Специальное обучение. Инклюзивное образование. Развитие одаренности. Одаренность, способности, талант. Подходы и методы к развитию одаренности. Подходы и методы развития и образования детей с ОВЗ. Индивидуализация образования. Персонализация образования. Индивидуальная образовательная траектория: проектирования – реализация – рефлексия. Тьюторское сопровождение образования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные работы
  • неблокирующий Защита итоговой работы
  • неблокирующий Письменные работы
  • неблокирующий Защита итоговой работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.5 * Защита итоговой работы + 0.5 * Письменные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Возрастная психология : феноменология развития: учебник для вузов, Мухина, В. С., 2009
  • Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2002
  • Когнитивная психология: история и современность : хрестоматия, Фаликман, М. В., 2011
  • Когнитивные стили : о природе индивид. ума: учеб. пособие для вузов, Холодная, М. А., Строганова, Е., 2004
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канемана, Д., 2014
  • Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. труды, Эльконин, Д. Б., Фельдштейна, Д. И., 2001
  • Психология развития человека, Выготский, Л. С., 2003
  • Психология развития, Крайг, Г., Бокум, Д., 2011
  • Психология творческих способностей : учеб. пособие для вузов, Богоявленская, Д. Б., 2002
  • Собрание сочинений. Т.5: Основы дефектологии, Выготский, Л. С., Власовой, Т. А., 1983

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Developmental psychology II. Vol.4: Theoretical perspectives, Lewis, C., 2005
  • Developmental psychology II. Vol.5: Social development, Lewis, C., 2005
  • Developmental psychology II. Vol.6: Language, communication and literacy, Lewis, C., 2005
  • Encyclopedia of cross-cultural school psychology. Vol.1: A-K, Clauss-Ehlers, C. S., 2010
  • Encyclopedia of cross-cultural school psychology. Vol.2: L-Z, Clauss-Ehlers, C. S., 2010
  • Graphics for learning : proven guidelines for planning, designing, and evaluating visuals in training materials, Clark, R. C., Lyons, C., 2011
  • Handbook of psychology. Vol.6: Developmental psychology, Weiner, I. B., 2013
  • Intergroup conflicts and their resolution : a social psychological perspective, Bar- Tal, D., 2011
  • Knowledge as desire : an essay on Freud and Piaget, Furth, H. G., 1987
  • Learning to read critically in educational leadership and management, Wallace, M., 2003
  • Введение в профессию: психолог образования : учебник и практикум для академического бакалавриата, Обухов, А. С., Федосеева, А. М., 2019
  • Видимое обучение : синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников : пер. с англ., Хэтти, Дж., Загвоздкина, В. К., 2017
  • Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для пед. вузов, Дубровина, И. В., 2001
  • Возрастная психология : учебник для бакалавров, Обухова, Л. Ф., 2014
  • Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия : Учеб. пособие для вузов, Мухина, В.С., 2005
  • Детская психология : учебник для высш. пед. учеб. заведений, Смирнова, Е. О., 2010
  • Дифференциальная психология : наука о сходстве и различиях между людьми : учеб. пособие для вузов, Либин, А. В., 2008
  • Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии : сб. статей: учеб. пособие, Обуховой, Л. Ф., 2001
  • Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт, Поддьяков, А. Н., 2006
  • Когнитивная психология, Солсо, Р. Л., Спомиора, Н. Ю., 2002
  • Коммуникация: теории и практики, Гриффин, Э., Науменко, А. А., 2015
  • Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей, Поддьяков, А. Н., 2014
  • Общая психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., Березанская, Н. Б., 2015
  • Общая психология. Т.3: Память, Нуркова, В. В., 2006
  • Подросток : нормы, риски, девиации, Собкин, В. С., Абросимова, З. Б., 2005
  • Поликультурное образование : учебник для бакалавров, Хухлаева, О. В., Хакимов, Э. Р., 2014
  • Порождение действия : культурно - деятельностный подход к мотивации человека, Патяева, Е. Ю., 2018
  • Практическая психология в лабиринтах современного образования : моногр., Дубровина, И. В., 2014
  • Практическая психология образования : учеб. пособие для вузов, Дубровина, И. В., Андреева, А. Д., 2004
  • Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., Васильева, Н. Н., 2014
  • Психология и психофизиология индивидуальных различий : избр. психол. труды, Теплов, Б. М., Ярошевского, М. Г., 1998
  • Психология интеллекта : парадоксы исследования, Холодная, М. А., 2002
  • Психология интеллекта : пер. с фр., Пиаже, Ж., 2004
  • Психология интеллекта и одаренности, Ушаков, Д. В., 2011
  • Психология конкуренции в обучении, Поддьяков, А. Н., 2006
  • Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека: учебник для вузов, Асмолов, А. Г., 2007
  • Психология личности : теория и исследования, Первин, Л. А., Джон, О. П., 2001
  • Психология музыкальных способностей, Теплов, Б. М., Голубева, Э. А., 2003
  • Психология образования : учебник и практикум для академического бакалавриата, Пастернак, Н. А., Асмолов, А. Г., 2019
  • Психология общих способностей, Дружинин, В. Н., 2007
  • Психология подростка : полное руководство, Дубровина, И. В., Дандарова, Ж. К., 2003
  • Психология развития : учеб. пособие для вузов, Эльконин, Б. Д., 2005
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., Молчанова, О. Н., 2012
  • Психология развития: методы исследования, Миллер, С. О., Белоусова, В. М., 2002
  • Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности: учеб.пособие для вузов, Леонтьев, Д. А., 2007
  • Режиссерские игры дошкольников. Ч.1: Организация в условиях детского сада, Трифонова, Е. В., 2017
  • Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
  • Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Болотова, А. К., Жуков, Ю. М., 2016
  • Труды по психофизиологии индивидуальных различий, Теплов, Б. М., Голубева, Э. А., 2004
  • Умственное развитие: принцип дифференциации, Чуприкова, Н. И., 2007
  • Что зовется мышлением?, Хайдеггер, М., Сагетдинова, Э. Н., 2006
  • Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата, Лебедева, Н. М., 2017
  • Язык и сознание, Лурия, А. Р., Хомской, Е. Д., 1998