• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Педагогика высшей школы

Статус: Курс обязательный
Направление: 03.06.01. Физика и астрономия
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Ященко Иван Валериевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Педагогика высшей школы" ориентирован на аспирантов естественнонаучных направлений и нацелен на развитие универсальных навыков, которые необходимы как тем выпускникам аспирантуры, которые преподают или планируют педагогическую деятельность, так и тем выпускникам, которые планируют реализовать себя в других сферах академической деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у участников представление об основных трендах развития образовательной среды университетов
  • сформировать навыки разработки образовательных продуктов на основе основных моделей и инструментов педагогического дизайна
  • научить разрабатывать валидные инструменты оценки знаний и грамотно выстраивать обратную связь со студентами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • способность планировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования
  • способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения
  • способность разрабатывать комплексное методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин
  • понимание основных тенденций, изменений в организации образовательного процесса, содержании образования, в том числе – связанных с по-явлением информационно-коммуникационных технологий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет курса. Особенности естественно-научных курсов, виды курсов, проектирование и измерение образовательных результатов.
    a. Педагогика научно-популярных лекций для школьников b. Педагогика научно-популярных лекций для неспециалистов в соответствующей области c. Практическая работа по анализу научно-популярной лекции d. Практическая работа по созданию фрагмента научно-популярной лекции
  • Популяризация науки и умение просто и понятно рассказать о главном, чем ты занимаешься
  • Педагогика профильных и непрофильных курсов
    a. Принципы проектирование профильного и непрофильного курса. Формализация целей, за-дач, проектирование образовательных результатов. Ключевые результаты. i. Измеряемые и неизмеряемые результаты. Текущий, итоговый контроль, обратная связь в процессе чтения курса, корректировка формальных результатов. ii. Лекции: работа с аудиторией, использование доски (меловой, фломастерной, интер-активной), использование презентации; типичные ошибки. Раздаточный материал, домашние задания. iii. Семинарские занятия: индивидуальная и групповая работа, типичные ошибки. b. Практическая работа по анализу профильного и непрофильного курса ВШЭ. c. Разработка фрагмента профильного и фрагмента непрофильного курса. d. Особенности преподавания непрофильного курса для студентов иностранных университе-тов
  • Итоговая дискуссия – как будут учиться студенты через 15 лет?
  • Практическая работа по созданию и анализу собственного педагогического продукта
  • Педагогика массовых открытых он-лайн курсов
    a. Особенности организации учебного процесса в среде массовых открытых он-лайн курсов b. Принципы разработки материалов для создания массовых открытых он-лайн курсов c. Педагогика сопровождения массовых открытых он-лайн курсов d. Практическая работа по анализу массового открытого он-лайн курса e. Практическая работа по созданию фрагмента массового открытого он-лайн курса
  • Педагогика специализированных курсов
    a. Принципы проектирования специализированного курса. Ключевые отличия специализиро-ванных курсов. Реализации ключевой цели – вовлеченность в исследования в области. Принципы разработки программы и ее динамической корректировки. Формы работы с аудиторией и их эффективное использование при чтении специализированных курсов b. Практическая работа по анализу специализированного курса c. Разработка фрагмента специализированного курса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Прикладное педагогическое задание
  • неблокирующий Творческое педагогическое задание
  • неблокирующий Прикладное педагогическое задание
  • неблокирующий Творческое педагогическое задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.5 * Прикладное педагогическое задание + 0.5 * Творческое педагогическое задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ambrose, S. A. (2010). How Learning Works : Seven Research-Based Principles for Smart Teaching (Vol. 1st ed). San Francisco, CA: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=320607
  • Bell, B., Federman, J. E., & Cornell University, C. for A. H. R. S. (2013). E-Learning Works——Exactly How Well Depends on Its Unique Features and Barriers: CAHRS ResearchLink No. 1. Center for Advanced Human Resource Studies, Cornell University. Center for Advanced Human Resource Studies, Cornell University. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED541918
  • Craver, B. D. (2013). How Learning Works: Seven Research-Based Principles for Smart Teaching - By Susan A. Ambrose, Michael W. Bridges, Michele DiPietro, Marsha C. Lovett and Marie K. Norman. Teaching Theology & Religion, 16(1), 94–96. https://doi.org/10.1111/teth.12013
  • Nordquist, J., Sundberg, K., Johansson, L., Sandelin, K., & Nordenström, J. (2012). Case-based learning in surgery: lessons learned. World Journal Of Surgery, 36(5), 945–955. https://doi.org/10.1007/s00268-011-1396-9
  • ГОРЕВ ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ, & ЛУНЕЕВА ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА. (2016). Конструирование Программ Основного И Дополнительного Математического Образования Школьников В Условиях Перехода На Фгос. Концепт, (S1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16478341
  • Кузьминов, Я. И., Рудник, Б. Л., Фрумин, И. Д., Якобсон, Л. И., Волков, А. Е., & Реморенко, И. М. (2010). Russian Education in 2020: a Model of Education for Innovative Economy. Material for Discussion ; Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDA6B590
  • Очков, В. (2013). Преподавание Математики И Математические Пакеты. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.173B978D
  • Фрумин, И. Д., & Васильев, К. Б. (2010). Российская школа на пути в «новую экономику»: интенсивный сценарий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1E89CC71

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hunter, W. J. (2015). Teaching for Engagement: Part 3: Designing for Active Learning. College Quarterly, 18(4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1095952
  • Zakrajsek, T. (2015). The New Science of Learning: How Research is Changing the Way We Teach. https://doi.org/10.13021/G8801G
  • Булдакова, Р. (2012). Преподавание Математики На Профильном Уровне На Основе Применения Новых Информационных Технологий Обучения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1A5A91CE
  • Меленцов, А. А. (2015). Формирование познавательного интереса в процессе преподавания математики студентам гуманитарных специальностей вуза. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6F21C556
  • Нахушева, Ф., & Табишев, Т. (2015). Результаты Обучения: Конструирование И Диагностика (На Примере Дисциплины «Математический Анализ»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.71BEA477
  • Пинская, М. А., Косарецкий, С. Г., & Фрумин, И. Д. (2013). Effective schools in complex social contexts ; Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.66C023CB
  • Фуллан, М. (2011). Выбор Ложных Движущих Сил Для Реформы Целостной Системы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F7DB2A6F