• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

История и философия науки

Статус: Факультатив
Направление: 39.06.01. Социологические науки
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для аспирантов НИУ ВШЭ и соответствует требованиям образовательного стандарта НИУ ВШЭ. Преподавание учебной дисциплины «История и философия науки» осуществляется в объеме требований Образовательного стандарта НИУ ВШЭ. Содержание программы определено современным пониманием традиционной для университетских программ дисциплины «Философия науки» и основано на интеграции передовых идей и практик коллег в российском и международном научном и образовательном сообществе. Цель курса – ознакомить аспирантов с фундаментальными и современными составляющими истории и философии науки: историей возникновения и развития научных программ в контексте развития культуры и философии, структурой научного знания и динамикой его развития, факторами социокультурной детерминации научного познания и др. Предполагается, что в результате прохождения курса аспиранты приобретут базовые знания и исследовательские навыки самостоятельного философского анализа содержания научных проблем, специфики дисциплинарных и междисциплинарных исследований, стратегий научного поиска и научного исследования на современном этапе развития науки. Курс также направлен на развитие ключевых знаний, навыков и компетенций для успешного проведения меж- и трансдисциплинарной образовательной и исследовательской деятельности по своей научной специальности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить аспирантов с фундаментальными и современными составляющими истории и философии науки: историей возникновения и развития научных программ в контексте развития культуры и философии, структурой научного знания и динамикой его развития, факторами социокультурной детерминации научного познания и др.
  • Развить ключевые знания, навыки и компетенции для успешного проведения меж- и трансдисциплинарной образовательной и исследовательской деятельности по своей научной специальности
  • Приобрести базовые знания и исследовательские навыки самостоятельного философского анализа содержания научных проблем, специфики дисциплинарных и междисциплинарных исследований, стратегий научного поиска и научного исследования на современном этапе развития науки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Критически анализирует современное состояние науки
  • Проявляет навыки выработки новых подходов и гипотез в отношении известных событий и результатам исследований
  • Имеет закрепленные навыки по оформлению исследовательских вопросов в рамках выбранной теоретической области
  • Понимает исторические этапы становления научного знания
  • Использует полученные знания для реализации комплексных исследований, в том числе междисциплинарных
  • Владеет навыками самостоятельного философского анализа научных проблем
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наука как феномен. Предмет и задачи философии науки.
    Древнегреческая наука как предшественница современной науки (Дж. Бен-Давид). Социальные роли древнегреческих философов и отделение науки от философии в эпоху эллинизма. Истоки современной науки и ее связь с философией (Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон). Сходства и различия между научным и философским дискурсами. Деизм и механицизм. Декартовский метод построения науки. Материя в движении. Универсальный язык и математизация пространства. Бесконечная пустота, субстанция и Вселенная. Учение о первичных и вторичных качествах вещей. Способы репрезентации мира: от подобия и аналогии к математической функции. Механицизм в истолковании природных явлений. От мира «приблизительности» к универсуму прециозности (А. Койре). Эксперимент и книга Природы. Соотношение дедуктивного и индуктивного способов рассуждения. «Новый Органон» Ф. Бэкона. Научная и популярная индукция. Антиципации и интерпретации природы. Множественность причин и принцип единообразия природы. Полная индукция и основные методы индуктивного исследования. Спор картезианцев и ньютонианцев. Д. Юм и И. Кант о возможности естествознания. Становление дисциплинарной науки в XIX веке. Наука как призвание и профессия (М. Вебер). Предмет философии науки, ее структура и функции. Наука и псевдонауки: проблема демаркации. Проблема методологического единства и общее основание науки. Понятие научной рациональности и его история. Наука как культурно-исторический феномен и автономный социальный институт. Наука и техника: сциентистские и антисциентистские трактовки науки. Роль современной науки в развитии общества и глобальные проблемы современности. Общество и наука: проблема взаимовлияния.
  • Тема 2. Программа логического позитивизма и её критическое переосмысление
    Логический позитивизм: общая характеристика. Эмпирический язык, атомарные и протокольные предложения. Онтологизация структуры языка пропозициональной логики. Эмпирический базис логического позитивизма. Логико-позитивистская модель развития науки и научного знания. Принцип верификации и критерии демаркации научного и ненаучного знания. Логический анализ языка и концептуальные каркасы. Проблемы и противоречия программы логического позитивизма. Критическое переосмысление программы логического позитивизма в концепции науки К. Поппера, И. Лакатоса и П. Галисона. К. Поппер и принцип фальсифицируемости научных гипотез и теорий. Соотношение методов верификации и фальсификации: критика неопозитивизма. Выживание теорий и формула роста научного знания. Аргументы ad hoc. Понятие «третьего мира». Критика индуктивизма. Содержание и правдоподобие теорий. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. «Жесткое ядро» и «защитный пояс» программы. Положительная и отрицательная эвристика. Метод рациональных реконструкций. П. Галисон о многослойности науки и «зоне обмена».
  • Тема 3. Реализм и анти-реализм в философии науки ( 6 часов)
    Проблемный смысл и значимость спора «реалистов» и «анти-реалистов». Наивный, онтологический, эпистемологический, семантический и научный реализм (Р. Бойд). Предпосылки и основания научного реализма. 5 тезисов научного реализма по А. Бэрду. Nо miracle argument. Стратегия абдуктивных рассуждений и программа вывода к наилучшему объяснению» (Inference to the best explanation) (IBE). Тезисы и аргументы «антиреалистов»: инструментализм Э. Маха, дескриптивизм П. Дюгема, конвенционализм А. Пуанкаре, операционализм П. Бриджмена, концепция «языковых каркасов» Р. Карнапа, конструктивный эмпиризм Б. ван Фраассена. Пессимистическая мета-индукция («pessimistic meta-induction»). Понятие правдоподобия (приблизительной истинности) теорий. Опровержение Лаудана связи между истиной, референцией и успехом научной теории. Тезис о недоопределённости теории опытом. Аргумент Куайна об эмпирически эквивалентных, но постулирующих разную онтологию теориях. Экспериментальный (манипулятивный) реализм Я. Хакинга. Аксиология науки Л. Ниинилуото. Структурный реализм А. Пуанкаре и Дж. Уоррела. Конструктивный эмпиризм Б. Ван Фраассена.
  • Тема 4. Структура научной теории и организация научного исследования
    Понятие научного факта, его структура. Соотношение теории и научного факта. Теоретическая «нагруженность» данных и релятивизм. Проблема соизмеримости научных теорий. Выбор научной теории. Недоопределенность научных теорий. Формализация: синтаксис и семантика. Неопределенность перевода и интерпретации. Различие между наблюдаемым и ненаблюдаемым в научном исследовании. Статус теоретических терминов и их объектов. Инструментализм в отношении научных теорий и его недостатки. Понятие научной картины мира. Понятие каузальной замкнутости физического и каузальный плюрализм. Основные структурные элементы подготовки и реализации научного исследования. Инструменты трансформации интуитивного исследовательского интереса в план научного исследования. Выдвижение, аргументация, формулировка и доказательство гипотезы (программа исследования). Понятие, приёмы и методы научной аргументации. Проблема исследования: значимость, актуальность, связь с гипотезой и инновацией. Содержательная и композиционная взаимосвязь между предметом, объектом, проблемой, гипотезой, целью, задачами и названием исследования. Структура аргументации и специфика научного стиля. Структурные элементы и композиционные решения научного (диссертационного) исследования.
  • Тема 5. Эмпирический и теоретический уровни научного познания
    Смысл и значение различения теоретического и эмпирического уровней научного познания. Понятие эмпирического метода и научного объяснения. Эмпирические методы научного познания. Наблюдение и требование объективности. Непосредственное и косвенное наблюдение. Измерение и его правила (формальные условия измерения). Измерение интенсивных и экстенсивных качеств. Статистические методы измерения и связанные с ними ошибки. Статистическое среднее. Виды измерения дисперсии. Измерение корреляции. Теорема Т. Байеса. Ф. Рамсей о субъективной вероятности. Эксперимент и его разновидности. Основные функции эксперимента. Этапы проведения эксперимента. Мысленные эксперименты и их значение для научного исследования. Виды научного объяснения. Бритва Оккама. Абдукция и вывод к наилучшему объяснению. Шесть свойств лучшего объяснения: 1) объяснять наблюдаемое, 2) быть «глубоким» (не требовать дополнительных объяснений), 3) сильным (объяснить схожие случаи), 4) фальсифицируемым, 5) обладать свойствами простоты и «скромности» (соответствовать принципу Бритвы Оккама), 6) быть консервативным. Решающая роль контекста при выборе лучшего объяснения. Дедуктивно-номологическое объяснение. «Охватывающие» законы К. Гемпеля: эксплананс и экспланандум. Объяснение и предсказание. Проблема симметрии и проблема релевантности для дедуктивно-номологического объяснения. Причина как объяснение. Закон CaterisParobus. Рассуждение о причинах: генерализация причины. Применение методов для нахождения причин: нормальность; фоновые предположения (backgroundassumptions); подробный пример; сопутствующие изменения (concomitantvariation). Каузальное объяснение и его пределы. Редукционизм в научном объяснении, его польза и недостатки. Разновидности редукционизма. Границы научного метода. Нормативные объяснения и объяснения человеческих действий.
  • Тема 6. Концепции истины и критерии истинности
    История понятия истины. Философия науки и эпистемология. Связь обоснованности и истинности. Эпистемологический фундаментализм, когерентизм и прагматизм. Экстернализм и интернализм в эпистемологии. Натуралистская установка и ее разновидности. Корреспондентная концепция истинности: способы и критерии установления соответствия истинной мысли и действительности. Конвенциональная теория истины и её критерии. Когерентная концепция истины и критерии её установления. Прагматическая концепции истины и критерии её определения. Семантическая концепция истины и научный метод. Дефляционная и дисквотационная концепция истины: проблематизация критериев истинности в современом научном дискурсе.
  • Тема 7. Модели динамики науки
    Понятие модели динамики науки. Кумулятивистская модель (позитивизм: О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль), развитие через научные революции (постпозитивизм). Парадигмальная модель динамики научного знания Т. Куна. Понятие научного сообщества. Понятие научной парадигмы, научной темы. Концепция смены парадигм. Модель смены научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Жесткое ядро, защитный пояс, позитивная и негативная эвристика научно-исследовательской программы. Теоретический и методологический плюрализм П. К. Фейерабенда. Анархическая эпистемология, теоретический релятивизм, принцип «всё дозволено». Тематический анализ науки Дж. Холтона. Темы как инвариантные структуры в развитии научного знания.
  • Тема 8. Социокультурная детерминация науки
    Наука как институт производства истинного и достоверного знания. Научные сообщества и научный поиск: специфика взаимосвязи и взаимовлияния. Научный этос, базовые ценности и нормы науки (Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Сторер). Этическое измерение науки: проблема ответственности учёного перед обществом и истиной (требование ценностной нейтральности в науке). Социология научного знания и социальная структура науки. Парадигма и научное сообщество. Эпистемологический анархизм и пролиферация теорий. Конструктивистская концепция П. Бергера и Т. Лукмана. Сильная программа социологии знания Д. Блура. Тезис Д. Хоргана о «конце науки» и проблематизация научной рациональности в современной философии и социологии науки («этнографии науки» Латура и Вулгара, релятивизм Коллинза и Фуллера).
  • Тема 9. Наука и университет
    Университет как форма институционализации научных сообществ и научной деятельности. Основные этапы и ключевые исторические формы институционализации научной деятельности в университете. Реформа немецких университетов в XIX в. Становление академических дисциплин и профессионального гуманитарного образования. Bildung: философия образования В. фон Гумбольдта. Внутренняя структура немецкого университета. Профессор и ученый: распределение ролей. Академическая карьера и конкуренция. Университетские лаборатории и научные центры. Развитие прикладных наук. Внутренние противоречия немецкого университета. Последипломное обучение и профессиональная школа в Соединенных Штатах. Квазидисциплинарные (проблемно-ориентированные) исследования. Возникновение новых дисциплин и проблемы их институционализации. Внутренняя структура американского университета. Децентрализация и конкуренция между университетами. Профессиональные ученые и новое понимание академических свобод. Промышленные и государственные исследования. Отличие от научных организаций в Западной Европе. Гибкость и внутренние противоречия американской университетской системы.
  • Тема 10. Современные исследовательские стратегии и стили научного дискурса
    Междисциплинарность и ее значение для успеха исследований и проектов в современной науке. Полидисциплинарность, междисциплинарность и трансдисциплинарность: концептуальные разграничения. Интегративные тенденции в современной науке. Принцип методологического плюрализма в действии: случай Integral Research Center. Стиль как лингвистическое и содержательное измерение научного знания. Понятие, характеристики и требования научного стиля. Коммуникативное измерение научного знания. Правила и навыки презентации результатов научных исследований. Презентации авторских проектов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Является допуском к кандидатскому экзамену с весом 0,7. Система расчета оценки для допуска представлена в разделе "Промежуточная аттестация".
  • неблокирующий Презентация
    Является допуском к кандидатскому экзамену с весом 0,3. Система расчета оценки для допуска представлена в разделе "Промежуточная аттестация".
  • неблокирующий Кандидатский экзамен
  • неблокирующий Реферат
    Является допуском к кандидатскому экзамену с весом 0,7. Система расчета оценки для допуска представлена в разделе "Промежуточная аттестация".
  • неблокирующий Презентация
    Является допуском к кандидатскому экзамену с весом 0,3. Система расчета оценки для допуска представлена в разделе "Промежуточная аттестация".
  • неблокирующий Кандидатский экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    Итоговой оценкой по курсу является оценка, полученная на кандидатском экзамене. Допуском к кандидатскому экзамену является оценка "Зачтено", сформированная как сумма оценок по устной презентации (Опрез) и письменной работы (реферат) (Ореф). Рассчитывается в соотношении: 0,7 (Ореф) + 0,3 (Опрез). Оценка выставляется в форме зачтено/не зачтено по 10-балльной шкале, где 0-3 - «не зачтено», 4-10 - «зачтено»
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3757B69
  • Философия и история науки: Учебное пособие / А.Л. Никифоров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Аспирантура). (обложка) ISBN 978-5-16-009251-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429039

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / С.К. Булдаков. - М.: РИОР, 2008. - 141 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-369-00329-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/141950
  • Лешкевич, Т. (2009). Философия Науки: Учебное Пособие. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1058410B
  • Матяш Т.П., Положенкова Е.Ю., Воденко К.В., Могилевская Г. И. - История и философия науки (для аспирантов) - КноРус - 2016 - 272с. - ISBN: 978-5-406-04133-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918542