• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История экономических учений

Статус: Курс по выбору (Экономика и финансы фирмы (заочное обучение))
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 16

Программа дисциплины

Аннотация

Результатом освоения дисциплины «История экономических учений» является формирование у студентов системных знаний об особенностях развития различных экономических теорий и школ; истории развития экономических отношений, процессов и их взаимосвязи с современными экономическими отношениями. Кроме того, изучение данной дисциплины позволит в дальнейшем использовать систематизированные теоретические знания основ экономической теории при решении профессиональных задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В области обучения: подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических и математических знаний, получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
  • В области воспитания личности: формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры и расширение кругозора.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует знание основных теоретических положений.
  • Умеет изучать научную и иную литературу, умеет находить дополнительную информацию, позволяющую глубже разбираться в некоторых вопросах.
  • Умеет выделять при работе с разными источниками необходимую информацию, которая требуется для полного ответа на вопросы плана семинарского занятия.
  • Умеет аргументировать результат, полученный в ходе выполнения работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Экономическая мысль эпохи дорыночной экономики
    Тема 1. Введение. Предмет и метод истории экономической мысли. Предмет и значение изучения истории экономической мысли. Систематизация экономических знаний. Метод истории экономической мысли. Структура курса. Эволюция понятия экономики. Тема 2. Особенности экономических воззрений в .традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту). Экономическая мысль древнего мира и средневековья. Экономическая мысль Древнего Востока. Зарождение экономической науки. Кодекс царя Хаммурапи. Теория «естественного права» Конфуция. Законы Ману в Индии и определение роли государства. Экономическая мысль Древней Греции. «Домострой» Ксенофонта. «Идеальное государство» Платона. «Политика» Аристотеля. Начало экономического анализа. Ошибки Аристотеля. Экономическая мысль Древнего Рима. Эволюция экономической мысли в условиях разложения рабовладельческого общества. Основные идеи Катона Старшего, Варрона, Колумеллы. Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Основные концепции исламского арабского Востока. Ярослав Мудрый и Еразм в России. Средневековая экономическая мысль в Западноевропейских странах. Религиозный подход к экономическим проблемам в Италии. Социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы. Тема 3. Меркантилизм. Меркантилистская система. Доктрина торгового баланса. Роль протекционистской политики. Особенности раннего и позднего меркантилизма. Основные позиции английских и французских меркантилистов. Российский меркантилизм. Историческое значение и ошибки меркантилистов.
  • Экономические учения нерегулируемых рыночных отношений
    Тема 4. Физиократия. Смысл физиократии. Ф.Кенэ, Жак Тюрго и основные идеи физиократов. «Экономическая таблица». Экономическая политика физиократов. Историческое значение и недостатки физиократической теории. Тема 5. Классическая экономическая теория. Общая характеристика классической политэкономии. Этапы эволюции классической политической экономии. Первый этап формирования классической политической экономии. Теория денег и торговли Д. Юма. «Формула» У. Петти. Экономическое учение П. Буагильбера. «Эффект» Кантильона. А. Монкретьен. Второй этап: создание классической политической экономии А. Смитом. Книга А Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» и ее основные идеи. Парадоксы Мандевиля и их использование А. Смитом. Историческое значение идей Смита о личном интересе, «невидимой руке», разделении труда, роли государства, «производственного труда» и др. Трудовая теория стоимости. Догма Смита. Третий этап эволюции классической экономии. Экономическая теория Т.Мальтуса. Закон народонаселения. Теория ренты. Мальтузианство и неомальтузианство. Система Д. Рикардо. Модель распределения доходов. Развитие теории ренты. Регламентация денежного обращения. Теория торгового баланса. Четвертый этап: завершение классической экономической теории. Экономическое учение Ж.Б. Сэя. Основные идеи. «Закон Сэя». «Великие законы» и Программа Джона С. Милля. Тема 6. Противники классической экономической теории. Историческая школа. Общая характеристика немецкой исторической школы. Основные идеи старой, новой и новейшей исторической школы. В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс, Г. Шмоллер, В. Зомбарт, М. Вебер. Концепции экономистов – романтиков. Антирыночные доктрины социалистов-утопистов. Экономическое учение С. Сисмонди, П. Прудона. Утопический социализм (Р. Оуэн, К. Сен-Симон, Ш. Фурье). Тема 7. Экономическое учение К. Маркса. Основные идеи «Капитала» К. Маркса: концепция прибавочной стоимости, закон концентрации. Экономическая критика капитализма. Марксистская школа и неомарксизм. Экономическая теория К. Маркса в России.
  • Экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений
    Тема 8. Маржиналистская революция. Общая характеристика маржинализма; основные направления маржинализма; основные черты маржиналистской теории; теория предельной полезности; историческое значение маржиналистской революции в развитии экономической мысли. Первый этап «маржинальной революции». Австрийская школа: особенности, основные представители. Экономические воззрения К. Менгера, О. Бем Баверка, Ф. Визера, У. Джевонса, Л. Вальраса. Второй этап «маржинальной революции». Формирование неоклассического направления. Кембриджская и американская школа. Дж. Бентам, Ф. Эджуорт, Дж. Б. Кларк. Тема 9. Становление и эволюция неоклассической теории. Теоретический синтез А. Маршалла. Эволюция теории потребительского выбора. Ординалистские концепции Хикса и Аллена. И. Фишер: теория процента. Кембриджское уравнение. Теория К. Викселля. Лозанская школа. Система Вальраса. Экономическая теория благосостояния. Вклад в экономическую теорию А. Пигу. Оптимум Парето. Г. Мюрдаль об экономических величинах «ex ante» и «ex post». Тема 10. Американский институционализм. Общая характеристика. Основные черты. Три течения: технократический вариант Т. Веблена; юридический – Дж. Коммонза; статистический – У. Митчелла. Дж. Гэлбрэйт. Новый институционализм. Теория прав собственности и теорема Р. Коуза. Теории трансакционных издержек. Тема 11. Теории рынка с несовершенной конкуренцией. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон. Тема 12. Кейнсианство и становление современной макроэкономики. Экономическое учение Дж. М. Кейнса. «Общая теория занятости, процента и денег». Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики: особенности неокейсианства в США (Э. Хансен, Дж. М. Кларк); во Франции (Ф. Перру). Теории экономического роста (Е. Домар, Р. Харрод). Посткейнсианские теории роста (Дж. Робинсон, Р Солоу). Тема 13. Неолиберализм. Суть неолиберальной концепции. Фрайбургская школа (В. Ойкен, Л. Эрхард); Лондонская школа (Ф. Хайек, Л. Роббинс); Чикагская монетарная школа (Л. Мизес, М. Фридмэн). Сущность социального рыночного хозяйства. Реформы Л. Эрхарда в Германии. Монетаризм М. Фридмэна и его практическое воплощение. Тема 14. Эволюция современных доктрин экономической мысли. Концепция неоклассического синтеза. Пол Сэмуэлсон, К. Макконнелл, С. Брю, С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, Р. Хайлбронер, Л. Тароу, Василий Леонтьев. Концепции адаптивных и рациональных ожиданий; равновесная модель цикла Лукаса.
  • Особенности развития экономической мысли в России
    Тема 15. Русская экономическая мысль в IX-XIX вв. Развитие экономической мысли в России: факторы и особенности. Русская экономическая мысль в IX-XVI веках: «Русская правда», «Судебник». Русская экономическая мысль в XVII-XVIII вв. (А. Ордин-Нащокин, Ю. Крижанич, И. Посошков, В. Татищев, М. Ломоносов). Реформы Петра I. Экономическая мысль России XIX- начала XX в.: А. Радищев, декабристы, буржуазные либералы и революционные демократы. Марксистское направление (П. Лавров, М. Бакунин, Г. Лопатин, Г. Плеханов, П. Струве). Тема 16. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского. Математическое направление (А. Винярский, Е. Слуцкий, В. Дмитриев). Вклад С. Витте и П. Столыпина в российскую экономическую теорию и практику. В.И. Ленин и критика капитализма. Экономическая теория Н.Д. Кондратьева. Концепция НЭПа (В.И. Ленин, Е. Преображенский, Ю. Ларин, Н. Бухарин). Трагедия русской экономической мысли: А. Чаянов, Н. Кондратьев. Экономико-математическое направление: Г. Фельдман, Л.В. Канторович, В.В. Новожилов, В.С. Немчинов. Тема 17. Концепции реформ советской экономики. Е. Либерман и концепция реформы советской экономики в середине 60-х годов. Стратегия «ускорения» 80-х годов: А. Аганбегян, Л. Абалкин, П. Бунич, С. Шаталин. Концепция перехода к рынку: Г. Явлинский. Монетаристские реформы Е. Гайдара 90-х годов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Студенты делятся на группы, выбирают тему из списка, и письменно выполняют работу объемом до 10 страниц, с подготовкой презентации, и обязательно аргументируя результат, полученный в ходе выполнения работы. На контрольную работу выносятся вопросы по темам 15, 16 и 17.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа студентов заключается в умении выделять и классифицировать проблемы, предложенные для обсуждения, использовать изученный материал при анализе экономических ситуаций и проблем.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    В рамках курса «История экономических учений» в качестве самостоятельной работы студенты критически и подробно проводят разбор практических ситуаций, кейсов и видеокейсов по темам разделов I,II и III.
  • неблокирующий Экзамен
    Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме письменного экзамена. Итоговый контроль в виде экзамена является кумулятивным и охватывает все темы по данной дисциплине.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Студенты делятся на группы, выбирают тему из списка, и письменно выполняют работу объемом до 10 страниц, с подготовкой презентации, и обязательно аргументируя результат, полученный в ходе выполнения работы. На контрольную работу выносятся вопросы по темам 15, 16 и 17.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа студентов заключается в умении выделять и классифицировать проблемы, предложенные для обсуждения, использовать изученный материал при анализе экономических ситуаций и проблем.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    В рамках курса «История экономических учений» в качестве самостоятельной работы студенты критически и подробно проводят разбор практических ситуаций, кейсов и видеокейсов по темам разделов I,II и III.
  • неблокирующий Экзамен
    Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме письменного экзамена. Итоговый контроль в виде экзамена является кумулятивным и охватывает все темы по данной дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Благих И. А., Дубянский А. Н. ; Под ред. Дубянского А.Н. - ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 611с. - ISBN: 978-5-9916-3542-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-ekonomicheskih-ucheniy-426183
  • Шапкин И. Н. ; Под ред. Шапкина И.Н., Квасова А. С. - ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 492с. - ISBN: 978-5-9916-3168-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-ekonomicheskih-ucheniy-444072
  • Шишкин М. В., Борисов Г. В., Сутырин С. Ф. - ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 383с. - ISBN: 978-5-9916-2982-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-ekonomicheskih-ucheniy-425561