• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Безопасность жизнедеятельности

Статус: Курс обязательный (Юриспруденция (очно-заочное обучение))
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 1
Контактные часы: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» способствуют формированию у студентов основ знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, учитывая особенности их проявления в России и Пермском крае; понятий о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; навыков безопасного взаимодействия со средой обитания (учебной, бытовой, городской, природной) и правильных действий в вопросах защиты от негативных факторов влияния различных сфер среды обитания. В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками: Знать: • условия проживания в системе «человек - среда обитания»; • нормативные, правовые и организационные положения Федеральных законов и постановлений Правительства РФ по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей; • общие сведения о чрезвычайных ситуациях мирного времени и их последствиях; • причины возникновения техногенных, природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций, влияние на организм человека неблагоприятных факторов производственной и жилой среды; • основы организации и осуществления мероприятий по защите сотрудников учреждений, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; • порядок подготовки персонала предприятия в области предупреждения влияния неблагоприятных факторов среды обитания и защиты от их проявления; • понятие психологическая безопасность, основные понятия психологии стресса, способы регуляции и саморегуляции стрессовых состояний; • особенности организации учебного процесса в НИУ ВШЭ – Пермь, возможности, которые есть в НИУ ВШЭ для успешного обучения, приобретения необходимых компетенций и самореализации; • особенности работы в локальной компьютерной сети НИУ ВШЭ – Пермь, библиотеки НИУ ВШЭ – Пермь, информационную образовательную среду НИУ ВШЭ (LMS). • Уметь: • применять на практике положения руководящих документов в области защиты от чрезвычайных ситуаций; • осуществлять мероприятия по выявлению и недопущению негативного влияния некоторых факторов среды обитания на жизнь и здоровье персонала предприятия, а при их возникновении – по защите людей и ликвидации последствий; • применять средства индивидуальной и коллективной защиты; • обеспечивать меры безопасности работников объектов при выполнении ими функциональных обязанностей; • организовывать и проводить, при необходимости, занятия с работниками организаций и с населением по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций; • качественно выполнять учебные и профессиональные задачи, используя знания в области психологии стресса и саморегуляции; • применять на практике основные положения по организации учебного процесса НИУ ВШЭ. Владеть навыками: • практического использования средств индивидуальной защиты; • организации работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; • регуляции и саморегуляции стрессовых состояний
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: • формирование у студентов основ знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, учитывая особенности их проявления в России и Пермском крае; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; • формирование у студентов навыков безопасного взаимодействия со средой обитания (учебной, бытовой, городской, природной) и правильных действий в вопросах защиты от негативных факторов влияния различных сфер среды обитания;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • готов пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; способен использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • Готов создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Умеет находить психологические проблемы, связанные со студенческой жизнедеятельностью
  • Знает основные принципы работы основных электронных систем НИУ ВШЭ, способен пользоваться ими в рамках учебного процесса и подготовки к нему
  • Знает основные положения НИУ ВШЭ – Пермь, непосредственно касающихся процесса обучения, сопровождения учебного процесса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Безопасность студента в мегаполисе
    Тема1. Человек и среда обитания, ее состояние. Биосфера – ее строение: литосфера, гидросфера, атмосфера. Экологические факторы воздействия на организм человека: абиотические, биотические, антропогенные. Отрицательное воздействие человека на окружающую среду. Негативное влияние этого воздействия на жизнедеятельность самого человека. Тема 2. Основные опасности (угрозы) жизнедеятельности человека на территории России, Пермского края. Оценка опасностей военного характера. Источники военной опасности. Создание новейших средств поражения на новых физических принципах. Характерные особенности современных войн. Опасности террористического характера. Сущность и характерные черты современного терроризма. Его истоки, виды и масштабы. Способы осуществления террористических актов. Возможные опасности техногенного характера. Состояние техногенной безопасности в РФ и Пермском крае. Возможные ситуации природного характера (стихийные бедствия). Экологические угрозы. Сущность экологического кризиса и его причины. Опасности биолого-социального и гуманитарного характера. Возможные массовые заболевания, рост риска смертности по социальным причинам. Чрезвычайные ситуации криминального характера и защита от них. Тема 3. Теоретические аспекты чрезвычайных ситуаций. Нормативно-правовые акты РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Федеральные законы, Постановления Правительства РФ). Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Режимы функционирования РСЧС. Роль и место гражданской обороны в решении задач РСЧС
  • 2. Психологическая безопасность студента НИУ ВШЭ - Пермь
    Тема 4. Учебный и экзаменационный стресс Общие понятия стресса. Его причина последствия. Виды стресса. Учебный стресс: причины и последствия. Экзаменационный стресс: приемы восстановления при интенсивных эмоциональных и интеллектуальных нагрузках. Тема 5. Адаптация к стрессу, саморегуляция в учебной деятельности Психодиагностика способности справляться со стрессом (копинг-поведения), нервно-психической устойчивости, особенностей саморегуляции. Саморегуляция и способы преодоления стресса. Приемы преодоления стресса.
  • 3.Информационная среда НИУ ВШЭ - Пермь
    Тема 6. Локальная компьютерная сеть НИУ ВШЭ – Пермь Локальная компьютерная сеть НИУ ВШЭ – Пермь: структура, правила работы, платные услуги. Интернет: условия доступа, электронная почта, сайты НИУ ВШЭ и НИУ ВШЭ – Пермь, форумы. Тема 7. Библиотека НИУ ВШЭ – Пермь Библиотека НИУ ВШЭ – Пермь: структура, раздел на сайте НИУ ВШЭ – Пермь, электронный каталог. Подписка НИУ ВШЭ на электронные ресурсы: общая характеристика, правила доступа, лицензионные соглашения.
  • 4.«Учебная» безопасность студента НИУ ВШЭ - Пермь
    Тема 8. Учебный процесс – логика построения учебного процесса в Высшем учебном заведении. Базовый учебный план, рабочий учебный план, учебная программа. Логика учебного процесса в НИУ ВШЭ – Пермь, модульная система, рейтинг, контрольные точки, итоговая оценка по дисциплине. Функции деканата: структура работы со студентами, ответственность студентов и сотрудников деканата. Студенческий билет, его функции и правила пользования. Практика, курсовая работа и выпускная квалификационная работа – особенности работы с научным руководителем. Тема 9. Нормативные акты, регулирующие образовательный процесс. Правила внутреннего распорядка НИУ ВШЭ. Положение о контроле знаний. Процесс отчисления за академическую неуспеваемость. Переход на индивидуальный план. Процесс восстановления. Перевод из университета в университет. Стипендии НИУ ВШЭ: виды, документы, сроки. Европейское приложение к диплому. Тема 10. Информационная образовательная среда НИУ ВШЭ Информационная образовательная среда Learning Management System (LMS): общая характеристика, регистрация, правила работы. Система CorpAntiplagiat: общая характеристика, правила проверки письменных работ.
  • 5.Правила выживания в университете, как сложном механизме
    Тема 11. Первая медицинская помощь при поражениях в чрезвычайных ситуациях мирного времени Роль и место медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях. Основные поражающие факторы ЧС и последствия их воздействия на организм человека. Механическая (динамическая) травма. Утопление. Температурная травма. Радиационные поражения. Электротравма. Поражения аварийно химически опасными веществами. Заражение окружающей среды бактериальными средствами. Реанимация. Правила транспортировки пораженных. Специальная обработка. Медицинские средства индивидуальной защиты. Психоэмоциональное воздействие неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций. Тема 12. Чрезвычайные ситуации социального характера Массовые беспорядки. Город как среда повышенной опасности. Толпа, виды толпы. Паника. Массовые погромы. Массовые зрелища и праздники. Безопасность в толпе. Тема 13. Чрезвычайные ситуации криминального характера и защита от них Кража. Мошенничество. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье. Нападение на улице. Приставания пьяного. Изнасилование. Нападение в автомобиле. Опасность во время ночной остановки. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей. Необходимая самооборона в криминальных ситуациях. Коррупция как социальное явление. Опасности, вызываемые коррумпированностью представителей власти. Способы противостояния бытовой коррупции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа по дисциплине проводится в виде реферата
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине проводится в виде письменного ответа на предложенный вопрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Каракеян В.И. - Отв. ред. - ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 588с. - ISBN: 978-5-9916-3548-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/processy-i-apparaty-zaschity-okruzhayuschey-sredy-387625