• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Менеджмент в ИКТ

Статус: Курс обязательный (Информационные системы в бизнесе (очно-заочное обучение))
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Коротун Василиса Павловна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Менеджмент в ИКТ», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 09.03.04 Программная инженерия, обучающихся по образовательной программе «Программная инженерия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка специалистов, владеющих как теоретическими основами, так и практическими навыками управления в ИКТ, способных применять методы, стандарты и инструментальные средства менеджмента в ИКТ
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • методы и организационно-правовые аспекты менеджмента в ИКТ, технологии и механизмы менеджмента. Обладает навыками сбора и анализа информации
  • Проводит исследовательскую работу по оценке социально-экономической оценке и конкретных форм управления. Использует для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел I. Теоретико – методологические основы общего менеджмента.
    Тема 1. Содержание деятельности менеджера. Управление как вид деятельности. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Менеджер как профессиональный управляющий. Менеджер как должность. Тема 2. Эволюция управленческой мысли. Возникновение менеджмента как естественное следствие социально - экономического развития общества. Школа научного управления (рационалистическая щкола) – Ф. Тейлор, Ф. Гилберт. Административная (классическая) школа – Ф. Файоль, М. Вебер. Школа человеческих отнощений – Э. Мейо, А. Маслоу. Поведенческая школа – Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор. Эффект Хоторна.Количественная школа – М. Винер, Р. Акофф, Л. Берталанфи. Тема 3. Планирование и организация как функции управления . Планирование в жизни человека. Планирование в организации. Последовательность планирования (по временным периодам, по сферам деятельности, по уровням и объектам управления). Постановка целей. Уровни целей и планов в организации. Краткосрочные и долгосрочные планы. Оперативные, тактические и стратегические планы. Иерархия целей. Понятие миссии. Подходы к планированию в условиях недостатка информации (соотношение рационального подхода и интуиции). Тема 4. Мотивация и контроль как функции управления. Понятие мотивации. Мотивация внутренняя и внешняя. Взгляды современного менеджмента на роль человека в деятельности организации. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум) как примеры процессуального подхода к анализу мотивации. Современные подходы к трудовой мотивации. Мотивационная теория подкрепления.
  • Раздел II Связующие процессы в менеджменте.
    Тема 5. Разработка и принятие управленческих решений. Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Этапы рационального принятия решений. Классификация управленческих решений: по уровню стандартности, по признаку масштабности, по степени важности, по признаку количества лиц, участвующих в принятии решений. Типы решений: программируемые и непрограммируемые. Модели принятия решений: классическая модель, административная модель. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа). Тема 6. Коммуникации. Понятие «коммуникации». Коммуникация и ее особенности.Стили коммуникативного общения. Коммуникации между людьми. Коммуникационный процесс в организации. Коммуникации между организацией и внешней средой. Виды организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные коммуникации в организации: восходящие, нисходящие и горизонтальные. Невербальные коммуникации. Командные коммуникации. Неформальные коммуникации в организациях: управление, основанное на выходах в народ, виноградная лоза. Барьеры при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях. Тема 7. Лидерство в организации. Понятие лидерства. Лидерство и менеджмент. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Способы укрепления личной власти. Возможная избыточность власти и необходимость делегирования. Условия эффективного делегирования. Теории лидерских качеств: Р. Стогдилл, У. Беннис. Тема 8. Корпоративная культура. Понятие корпоративной культуры и ее определение. Подходы к описанию корпоративной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шейна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры. Национальные факторы в корпоративной культуре. Модель Г. Хофштеде. Тема 9. Конфликты и стрессы. Понятие «Конфликты» Функциональный и дисфункциональный конфликты. Внутриличностный и межличностный конфликты. Конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт. Агрессия: причинение вреда другим. Факторы, влияющие на агрессию. Социальные дилеммы. Искаженное восприятие. Решение социальных дилемм. Забастовка как вид социального напряжения. Виды забастовок. Управление конфликтами. Природа стресса. Причины стресса. Модель стрессовой реакции. Как понижать уровень стресса. Тема 10. Менеджмент в сфере ИТ. Роли информационных технологий в деятельности организаций. изменение работы менеджеров ИТ. Новые типы информационных систем и тенденции в сфере ИТ. Влияние информационных систем на повседневные операции и на принятие решений. Основные элементы стратегии е-бизнеса. Системы планирования ресурсов предприятия и управления отношениями с покупателями.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., - 6-е изд., перераб. и доп - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 656 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9776-0320-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/557530
  • Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., - 6-е изд., перераб. и доп - Москва :Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 656 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/988768

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Классические работы по менеджменту: Учебное пособие / Друкер П., Григорян И., Медведь О., - 2-е изд. - М.:Альп. Бизнес Букс, Сколково, 2016. - 220 с.: 70x100 1/16. - (Сколково) ISBN 978-5-9614-5345-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913971
  • Коргова М. А., Салогуб А. М. - МЕНЕДЖМЕНТ. ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 166с. - ISBN: 978-5-534-11323-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/menedzhment-istoriya-menedzhmenta-444929