• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социология

Статус: Курс обязательный (Дизайн)
Направление: 54.03.01. Дизайн
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Результаты освоения данного курса предполагают знакомство студентов с основными социологическими категориями и понятиями, теоретическими подходами к изучению человеческого общества, а также умение анализировать события и факты с позиций социологии. Студенты должны получить навыки работы с учебной и научной социологической литературой. Знакомство с курсом социологии предполагает не только трансляцию некоторых знаний и рекомендаций, но и развитие способности творческого использования полученных знаний в решении профессиональных задач, способности к рефлексии и к самосовершенствованию, в том числе, и в профессиональной сфере.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – познакомить студентов с особенностями социологического осмысления общественных явлений и процессов, спецификой и методами проведения количественных и качественных социологических исследований, возможностями практического применения полученных знаний, а также сформировать у учащихся представления о предмете, методах и задачах социологии, ее основных категориях и месте среди других наук о человеке.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные социологические понятия, имеет представление об особенностях социологических теоретических подходов к изучению общественных явлений и поведения
  • Умеет применять базовые социологические теории для анализа общественных событий и процессов
  • Знает основные понятия современной макросоциологической теории, умеет применять их к анализу современных глобальных социальных трансформаций
  • Знает основные понятия современной микросоциологии, умеет применять их к анализу повседневных социальных взаимодействий
  • Знает основные понятия современной критической теории, умеет применять их к анализу современных социальных проблем
  • Владеет первичными навыками составления программы социологического исследования: умеет определить цель и задачи исследования, выбирать подходящий метод сбора данных и корректно его реализовать на практике.
  • Знает основные понятия современной социологии образования, умеет применять их к анализу трансформаций образовательных институтов.
  • Знает основные понятия современной социологии семьи и гендера. Владеет навыками анализа гендерного неравенства в современном обществе.
  • Владеет навыками работы в команде и умением доказывать свою позицию с помощью приведения аргументов и примеров из реальной жизни, а также умением применять теоретические концепции для анализа кейсов из реальной жизни.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология как наука
    Проблемное поле и предмет социологии. Критерии социологического знания. Научное и вненаучное знание о человеке и обществе. Функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология. Место со-циологии в системе научного знания. Специфика социально-гуманитарного знания. Объяснение и понимание. Основные понятия социологии. Действия, явления, процессы. Социологический факт. Социологическое воображение. Структура социологического знания. Роль социологии в современном обществе.
  • Классические социологические теории
    Критерии отнесения теоретиков социологии к классикам и их влияние на современные социологические теории. Социологическая концепция Ф. Тенниса. Два типа общества и два типа воли. Принципы научной социологии, предложенные Ф. Теннисом. Исторический материализм и экономический детерминизм К. Маркса. Социальные последствия марксистской теории. Категория отчуждения. Социологическая теория Э. Дюркгейма. Теоретико-методологическая концепция «социологизма». Теория разделения общественного труда. Социологическое понимание религии. Интерпретативный подход М. Вебера. Идеальные типы и типология социального действия. Теория капитализма.
  • Макросоциология: большие теории большого общества
    Макросоциология – изучение общества как единого целого. Общество как социальная система. Теории эволюции обществ. Традиционные и современные общества. Социальные институты и их функции. Структурный функционализм в социологии (Т. Пар-сонс, Р. Мертон). Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные статусы и социальные роли. Сравнительные исследования обществ. Теории глобального общества.
  • Критическая социология: почему в обществе все не так, и что с этим делать?
    Социологическая и социально-философская критика современного общества. Социология и идеология. Неомарксизм и критическая теория франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм). Понятие отчуждения. Общество потребления и проблема свободы человека. Постмодернизм в социальной теории. Критика «тотальных» институтов (М. Фуко).
  • Методы сбора данных в социологии: как получить новое знание о социальном мире?
    Основные принципы проведения эмпирических исследований в социологии. Типология методов сбора данных в социологии. Наблюдение как метод сбора данных в социо-логии. Анализ документов в социологии. Виды анализа документов. Контент-анализ. Дискурс-анализ. Методы визуальной социологии. Опросный метод в социологии. Формализованное и неформализованное интервью. Базовые правила составления анкеты. Методология онлайн-исследований в социологии. Особенности онлайн-исследований. Виды онлайн-исследований. Экспериментальный метод в социологии. Основные правила организации и проведения полевых экспериментов.
  • Семья и гендер: социальное в личном
    Социология гендера. Различие понятий «пол» и «гендер». Социальная и культурная обусловленность гендера. Гендерное неравенство. Социология и феминизм. Семья как предмет социологического анализа. Роль семьи в процессе социализации. Семейные роли и отношения. Трансформации институтов семьи и брака в современном обществе.
  • Социология образования: какова роль школ и университетов в обществе?
    Специфика социологии образования как исследовательского направления. Неравенство в образовании. Концепции университета. Образовательная политика и оценочные исследования в области образования.
  • Микросоциология: найти общество в малом
    Микросоциология – изучение повседневного социального взаимодействия людей. Социальное взаимодействие в ситуации «лицом к лицу». Формирование личности через социальное взаимодействие (Дж. Г. Мид). Разделяемое знание о социальном мире как основа социального взаимодействия (А. Шюц). «Драматургическая социология» - социальное взаимодействие как театр (И. Гоффман). Социальный порядок на микро-уровне и его воспроизводство (Г. Гарфинкель).
  • Социология моды: дизайн и общество.
    Мода как объект социологического анализа. Социальные функции моды. Мода и социальные движения. Модные циклы. Социология и дизайн. Коммуникативные коды и исследования целевой аудитории дизайнерских проектов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Пересдача неудовлетворительной оценки за активность на семинарских занятиях не допускается.
  • неблокирующий Защита исследовательского проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Активность на семинарских занятиях + 0.5 * Защита исследовательского проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 654 с. — (Высшее образование). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/872312

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология, Гидденс, Э., Бердсолл, К., 2005