• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2018/2019

Современные теории обучения

Статус: Курс по выбору
Направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Cовременные теории обучения» является формирование у аспирантов базовых представлений об основных современных теориях обучения и освоение навыков их применения при проектировании образовательных программ высшего образования. Дисциплина способствует освоению аспирантами навыков проектирования своей будущей педагогической деятельности в вузе. В рамках освоения дисциплины изучаются психолого-педагогические основы построения классических и современных теорий обучения, принципы и приоритеты применения современных теорий обучения при проектировании и реализации инновационных образовательных программ. Одним из важных содержательных фокусов дисциплины является изучение специфики задач, процесса и результатов обучения взрослых; осмысление своеобразия подходов к проектированию и построению процессов обучения взрослых и детей; сопоставление основополагающих теоретических и методических моментов андрагогики и педагогики. Основным результатом изучения дисциплины является разработка наиболее эффективной стратегии проектирования и реализации обучения применительно к конкретным условиям высшего учебного заведения и преподаваемой дисциплины.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Cформировать у аспирантов представления об основных современных теориях обучения в отношении проектирования обучения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ознакомиться с психолого-педагогическими основами построения классических и современных теорий обучения
  • Разливать явную (эксплицитную) или скрытую (имплицитную) представленность в разработках основных современных теорий обучения
  • Анализировать стратегии образовательных организаций по применению современных теорий обучения при проектировании и реализации инновационных образовательных программ в условиях бюджетной реформы, повышения академической автономии и экономической самостоятельности
  • Быть в курсе стратегий вузов по применению современных теорий обучения при проектировании и реализации инновационных образовательных программ
  • Иметь навыки реализации перехода от стихийного к осознанному проектированию и реализации процесса обучения на основе принятой современной теоретической базы
  • Иметь навыки проектирования своей будущей деятельности и практическом применении полученных знаний на рабочем месте
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Базовые основы построения теории обучения. Принципы оценки эффективности практического применения теории обучения
    Психолого-педагогические основы построения классических и современных теорий обучения. Современные науки об учении и обучении. Положения основных классических и современных теорий обучения, их явная (экс-плицитная) или скрытая (имплицитная) представленность в разработках образовательных программ, отдельных курсов и их разделов. Специфика задач, процесса и результатов обучения взрослых; сравнительное свое-образие подходов к проектированию и построению процессов обучения взрослых и детей; сопоставление основополагающих теоретических и методических моментов андрагогики и педагогики.
  • Тема 2. Пути и возможности применения современных теорий обучения в проектировании и реализации эффективных образовательных программ
    Принципы и приоритеты применения современных теорий обучения при проектировании и реализации инновационных образовательных программ Стратегии вузов по применению современных теорий обучения при проектировании и реализации инновационных образовательных программ Оценка и прогноз педагогических и психологических рисков и последствий принятых решений по выбору той или иной стратегии обучения, разработка системы мер по минимизации рисков.
  • Тема 3. Анализ достоинств и недостатков применения современных теорий обучения в различных типах вузовских образовательных программ
    Конкретные вопросы учета совокупности психолого-педагогических требований современных теорий обучения при разработках образовательных программ, отдельных курсов и их разделов Обоснование выбора той или иной теоретической модели обучения для построения образовательных программ, отдельных курсов и их разделов Разработки наиболее эффективной стратегии проектирования и реализации обучения применительно к конкретным условиям высшего учебного заведения и преподаваемой дисциплины
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение домашних заданий (1)
    Способ округления итоговой оценки: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5.
  • неблокирующий Выполнение домашних заданий (2)
    Способ округления итоговой оценки: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.4 * Выполнение домашних заданий (1) + 0.6 * Выполнение домашних заданий (2)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Renkl, A. (2002). Learning from Worked-Out Examples via Self-Explanations: How it Can (not) be Fostered. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt03p6v65j
  • Senge, P. M. (2014). The Fifth Discipline Fieldbook : Strategies and Tools for Building a Learning Organization. [S.I.]: Crown Business. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=782259

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Antonenko, P. (2015). The instrumental value of conceptual frameworks in educational technology research. Educational Technology Research & Development, 63(1), 53–71. https://doi.org/10.1007/s11423-014-9363-4
  • Harr, N., Eichler, A., & Renkl, A. (2014). Integrating pedagogical content knowledge and pedagogical/psychological knowledge in mathematics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD408513
  • Michele Jacobsen, & François Desjardins. (2007). Filling the Gaps in Educational Technology Research. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1D29D055
  • Renkl, A., Solymosi, J., Erdmann, M., & Aleven, V. (2013). Training Principle-Based Self-Explanations: Transfer to New Learning Contents. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A38AB64F