• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2018/2019

Измерения в психологии и образовании

Статус: Курс по выбору
Направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на то, чтобы дать представление об основных принципах измерений в социальных науках. Акцент делается на использовании инструмента оценки как необходимо звена внутри всего исследовательского процесса, подчиняющегося замыслу и логике последнего. В рамках дисциплины рассматриваются вопросы выбора конструкта и операционального определения для измерения, связи шкалы измерения с возможностями обработки данных. Также рассматривается классическая теория тестирования и понятия валидности и надежности инструмента оценки. Отдельная тема посвящена условиям проведения тестирования и вопросам администрирования, подсчету баллов и интерпретации тестовых показателей. Освоение дисциплины позволит аспирантам осознанно выбирать инструменты оценки для своих исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечить аспирантов прочным пониманием принципов измерения в социальных науках: роли выбора конструкта и операционального определения для измерения, связи шкалы измерения с возможностями обработки данных, основными положениями классической теории тестирования; необходимых требований к измерению в той или иной тестовой ситуации и в связи с предназначением инструмента измерения
  • Выработать представление об этапах и необходимых процедурах валидизации инструмента оценки
  • Сформировать умение видеть разработку или использование инструмента оценки как необходимо звена внутри всего исследовательского процесса, подчиняющегося замыслу и логике последнего
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать методологические основания различных подходов к измерению в социальных науках
  • Уметь различать операциональное определение от теоретического конструкта и предлагать различные варианты операционализации
  • Иметь навыки (приобрести опыт) проводить психометрический анализ инструмента в рамках классической теории тестирования, используя пакеты программ SPSS, Iteman
  • Знать основные психометрические процедуры, необходимые для проведения и/или оценки проведенного измерения, конструирования инструментария измерения, а также для оценки научного статуса используемых методик и процедур
  • Уметь выделять психометрические требования для измерительных процедур в соответствии с задачами их применения
  • Иметь навыки делать интерпретации психометрического анализа и определять условия пригодности использования инструмента
  • Знать основные типы измерительных инструментов и процедур, цели и особенности их применения
  • Знать роль и место измерения и анализа данных в едином процессе взаимодействия с людьми, принимающими решения в той или иной области (образовании, социальной политике, управлении персоналом и пр.)
  • Уметь делать психометрический анализ инструмента в рамках классической теории тестирования, используя пакеты программ SPSS, Iteman
  • Знать этические нормы и правила, регулирующие исследовательскую и оценочную деятельность
  • Уметь видеть исследовательские шаги, необходимые для обоснования надежности и валидности инструмента измерения
  • Иметь навыки писать отчет и докладывать результаты исследований надежности и валидности измерительных инструментов
  • Знать основные положения классическая теория тестирования: истинный балл, тестовый балл, ошибка измерения
  • Уметь конструировать и анализировать тестовые задания
  • Анализировать связь валидности и надежности измерения
  • Уметь проводить комплексную оценку заданий
  • Иметь навыки работы с программой Iteman
  • Уметь проводить анализ заданий с помощью Iteman и интерпретации
  • Знать процедуры подсчета баллов при разных форматах теста
  • Уметь собирать данных для выравнивания
  • Уметь писать отчет и докладывать результаты исследований надежности и валидности измерительных инструментов
  • Знать роль и место измерений и анализа данных в едином процессе взаимодействия с людьми, принимающими решения в той или иной области (образовании, социальной политике, управлении персоналом и пр.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 Проблема измерения в социальных науках.
    Специфика исследований в психологии и социальных науках в отличие от иссле-дований в точных (естественных) науках. Теоретические конструкты и операциональные определения. Формулировка эмпи-рических вопросов: необходимость операционализации теоретических положений. Кри-терии хорошей операционализации. Последствия принятия конкретного операционального определения для последу-ющего измерения и обработки результатов. Концептуализация – необходимый шаг для обобщения и экспликации выводов ис-следования. Излишне широкая и излишне ограниченные концептуализации. Ограниче-ния и некорректность концептуализации. Роль теории в эмпирическом исследовании. Формальные и неформальные теории. Последствия теоретического анализа для последующего эмпирического исследования.
  • Тема 2. Базовые компоненты измерения – шкалы и язык статистического анализа.
    Непрерывные и дискретные переменные. Понятие о шкале измерения. Виды шкал: номинальная, порядковая, интервальная, шкала отношений. Графики распределения. До-пустимые статистики в каждой шкале: описание среднегрупповых данных, возможность сравнения индивида с группой, измерение взаимосвязи в каждой шкале. Сравнительная характеристика шкал измерения. Язык описательной статистики. Описательная статистика: меры центральной тен-денции (мода, медиана, среднее арифметическое) и меры изменчивости (разброс, откло-нение, среднее отклонение, стандартное отклонение). Общее представление о корреляции и корреляционных процедурах. Вопросы, на которые может ответить корреляционное исследование. Оценка корреляции: графическая и математическая, коэффициент корреляции. Специфика оценки корреляционной связи в различных шкалах измерения. Толкование корреляции. Корреляционная связь и связь причинно-следственная. Коэффициент детерминации. Регрессионный анализ. Линия регрессии. Допущения, свя-занные с применением и толкование регрессии.
  • Тема 3. Статистики для измерения в социальных науках.
    Частотное распределение. Нормальная кривая. Скошенные распределения. Нормальная кривая и вероятность. Выборка, ошибки выборки. Стандартная ошибка измерения. Доверительные интервалы. Z-показатели, линейные преобразования. Процентильные нормы. Нормализация и нелинейные преобразования.
  • Тема 4. Классическая теория тестирования
    Основные положения классическая теория тестирования: истинный балл, тестовый балл, ошибка измерения. Определения интервалов для истинного балла. Конструирование и анализ тестовых заданий. Обзор тестовых заданий. Систематически и несистематические ошибки и их источники.
  • Тема 5. Надежность и валидность измерения.
    Понятие о надежности – как одной из основных психометрических характеристик измерения. Интерпретация надежности измерения как надежности тестовых показателей. Модель истинных баллов. Индекс надежности и коэффициент надежности. Ошибка из-мерения – показатель точности измерения. Альтернативные определения истинного балла и ошибки измерения. Надежность как согласованность показателей. Виды надежности. Ретестовая надежность. Надежность расщепленных половин. Надежность, установленная методом эквивалентных форм. Внутренняя согласованность тестовых показателей. Надежность оценок наблюдателей или экспертов – как особый вид надежности, применяемый в ситуации слабоструктурированных инструментов измерения (проективные тесты, интервью, наблюдения, экспертная оценка и пр.). Коэффициенты надежности для критериально-ориентированных тестов. Понятие о валидности – как одной из основных психометрических характеристик измерения. Интерпретация валидности как целостной характеристики измерения. Аспекты валидности: очевидная, критериальная, конструктная, содержательная. Методы оценки различных аспектов валидности. Статистические процедуры для предсказания и классификации: частная корреляция, множественная регрессия, дискриминантный анализ. Bias в отборе. Базовые термины. Группы меньшинств. Психометрические определения bias. Процедуры справедливого отбора. Критика моделей. Факторный анализ. Факторы и факторные нагрузки. Ротация. Коррелирующие факторы. Число факторов. Уникальные вклады. Эксплоративный и конфирматорный факторный анализ. Связь валидности и надежности измерения.
  • Тема 6. Анализ заданий и теория «задание-ответ
    Обзор тестовых заданий. Конструирование и анализ тестовых заданий. Трудность, дискриминативность заданий. Комплексная оценка заданий. Характеристическая кривая задания. Знакомство с программой Iteman. Анализ заданий с помощью Iteman и интерпретация.
  • Тема 7. Подсчет баллов и интерпретация тестовых показателей. Композит-ные баллы и интерпретация.
    Процедуры подсчета баллов при разных форматах теста. Интерпретация тестовых показателей. Сырые, процентильные, стандартные показатели. Нормальное распределение и нормирование. Нормы. Выравнивание баллов для различных тестов. Определение выравнивания. Сбор данных для выравнивания. Выравнивание в IRT подходе. Вертикальное выравнивание. Что такое композитные баллы? Смысл их использования и примеры из международных сравнительных исследований. Специфика подсчета композитного балла. Взвешивание компонентов. Надежность.
  • Тема 8. Условия проведения тестирования. Администрирование и этика тестирования.
    Источники систематических ошибок измерения. Условия проведение тестирования и диапазоны их изменчивости. Валидность тестовых баллов и условия тестирования. Разработка Руководства к инструменту оценки. Процедуры для администрации те-ста. Типы администрирования. Влияние условий, в которых проводится тестирование. Стандартизация. Специальные мероприятия по обеспечению тестирования в особых группах респондентов. Обеспечение мотивации тестируемых. Тестирование как социальные отношения. Компьютер как тестирующий. Мошенничества при тестировании. Обес-печение безопасности теста и результатов тестирования. Отчет. Этическиепроблемы связанные с отбором, процедурой, обработкой, интерпретацией, хранением информацией и отчетом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на лекциях и семинарах
  • неблокирующий Выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Выполнение контрольных работ
  • неблокирующий Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.2 * Выполнение домашних заданий + 0.3 * Выполнение контрольных работ + 0.5 * Итоговый тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cooper, C. (2019). Psychological Testing : Theory and Practice. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1897112
  • Popper, K. R. (2002). Conjectures and Refutations : The Growth of Scientific Knowledge. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=771514
  • Крокер, Л. Введение в классическую и современную теорию тестов [Электронный ресурс] : учебник / Л. Крокер, Дж. Алгина; под общей ред. В. И. Звонникова и М. Б. Челышковой. - М.: Логос, 2010. - 668 с. - ISBN 978-5-98704-437-5. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/468889

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anastasi, A. (1986). Evolving Concepts of Test Validation. Annual Review of Psychology, 37(1), 1–15. https://doi.org/10.1146/annurev.ps.37.020186.000245
  • Anastasi, A. (1989). Ability Testing in the 1980’s and Beyond: Some Major Trends. Public Personnel Management, 18(4), 471. https://doi.org/10.1177/009102608901800407
  • Hambleton, S. A. (2018). Arithmetic matrices for number fields I. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1808.10060
  • Jiménez García, E. (2017). Standards for Educational and Psychological Testing. Revista Española de Pedagogía, 75(266), 170–171. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=121046636
  • Psychological Testing and the Right of a Person to Chose Her/His own Path of Development ; Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EF602783
  • Thomas Pitts, R., & Naumenko, O. (2016). The 2014 Standards for Educational and Psychological Testing: What Teachers Initially Need to Know. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A987A0E
  • Zimmerman, M., Thompson, S., Mullally, F., Fuller, J., Shporer, A., & Hambleton, K. (2017). The Pseudosynchronization of Binary Stars Undergoing Strong Tidal Interactions. https://doi.org/10.3847/1538-4357/aa85e3
  • Тюменева, Ю. А., & Кузьмина, Ю. В. (2013). What Russian High Schools Can Teach in a Year Based on PISA-2009: Reading Literacy ; Что дает год обучения российскому школьнику. На материалах PISA-2009: грамотность чтения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F233CA96