• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Философия как форма знания в культуре Нового времени

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Историческое знание)
Направление: 46.04.01. История
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Историческое знание
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 66

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются различные формы проблематизации понятия модерна в европейской философии XVI-XX веков. Изучаются основные этапы развития этой проблематики, в том числе притязания немецкого идеализма на постигающее завершение Нового времени и масштабные проекты критики модерна в феноменологии, экзистенциальной философии, герменевтике и неомарксизме, а также особенности различных стратегий концептуализации специфики модерна в рамках основных философских направлений. Особое внимание уделяется, с одной стороны, рассмотрению формирования, расцвета, кризиса и распада идеалистической философии, с другой - анализу различных форм конфронтации с идейным наследием спекулятивного идеализма и романтизма в интеллектуальной культуре Европы первой половины XX столетия
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать (развить) важнейшие навыки исследовательской работы с философскими текстами, понятийным инструментарием и аргументативными процедурами
  • Знать основные методы исторического изучения философии и интеллектуальной культуры Нового времени
  • Представлять себе основные формы и этапы проблематизации понятия модерна в европейской философии XVI-XX вв.
  • Знать основные вехи формирования, расцвета, кризиса и распада идеалистической философии Нового времени
  • Знать основные формы конфронтации с идейным наследием спекулятивного идеализма и романтизма в интеллектуальной культуре Европы XX в.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь грамотно анализировать и интерпретировать философские тексты Нового времени и специальную литературу по истории философии, искать заслуживающую доверия информацию о них в литературе и Интернете на русском и иностранных языках
  • Получить навыки герменевтической работы с философскими текстами Нового времени, применения философского инструментария в исторических исследованиях, обработки и публичной демонстрации результатов своих исследований
  • Знать базовую терминологию, хронологические и географические рамки важнейших философских традиций и школ Нового времени, профессиональную терминологию истории философии, типологию исторических форм философского знания и форм философской аргументации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Формирование философии Нового времени
    Кризис гуманистических ценностей Возрождения. Скептицизм Монтеня. Развитие естественных наук и потребность в методологической рефлексии. Проблема метода как центральная проблема новоевропейской философии. Рационалистическая и эмпирическая программы обоснования научной методологии. Успехи и проблемы эмпирического исследования природы в естествознании 16-17 вв. Проект «великого восстановления наук» Ф. Бэкона. Учение Ф. Бэкона об «идолах». Правильная и неправильная индукция. Принципы истинной индукции в трактате Бэкона «Новый Органон». Обоснование Бэконом экспериментального подхода к исследованию природы. Технократическая утопия Бэкона «Новая Атлантида». Принципы рационалистического метода Декарта. Методическое сомнение и несомненность «когито». Четыре правила метода. Обоснование Декартом дуализма субстанций. Психофизический параллелизм Декарта
  • Развитие рационализма в 17-18 вв.
    Критика декартовского дуализма в метафизике Спинозы. Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах. Проблема пантеизма Спинозы. Детерминизм Спинозы и проблема свободы воли. Антропология и психология Спинозы. Принципы спинозовской теории аффектов. Обоснование плюрализма субстанций в монадологии Лейбница. Органицизм Лейбница в понимании природы. Интерпретация Лейбницем декартовской теории врожденных идей. Теория неосознаваемых представлений. Различение Лейбницем истин разума и истин факта. Учение Лейбница о предустановленной гармонии. Теодицея Лейбница и тезис о «наилучшем из возможных миров»
  • Развитие эмпиризма в 17-18 вв.
    Трудности эмпирической методологии: проблема достоверности опыта и проблема происхождения общих понятий. Учение Т. Гоббса о первичных и вторичных качествах. Гоббс о роли языка в обработке опыта: «метки» и «знаки». Генеалогия познания в трактате Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме». Критика Локком теории врожденных идей. Простые и сложные идеи, пути образования сложных идей. Локковская теория абстракции. Кризис эмпирической методологии. Субъективизация опыта в идеализме Дж. Беркли. Принцип esse est percipi. Репрезентативная теория абстракции Беркли. Критика Беркли понятия материи. Скептицизм Д. Юма. Учение Юма об ассоциации идей. Критика Юмом понятия причинности и принципа тождества личности
  • Философия западноевропейского Просвещения
    Историко-культурные особенности феномена Просвещения. Истоки энциклопедизма. Основные задачи энциклопедической обработки знания: популяризация, систематизация, соединение с практикой. Философия как средство энциклопедического синтеза. Принципы просветительского понимания природы. Механистический материализм. Корпускулярная теория материи. Деистическая и атеистическая версии материализма. Детерминизм Гольбаха. Проблема сущности и происхождения жизни. Элементы эволюционизма в натурфилософии Дидро. Принципы просветительского понимания человека. «Человек-машина» Ж.О. Ламетри. Понятие воспитания как центральный концепт просветительской антропологии. Парадоксы воспитания в педагогических сочинениях Дидро и Руссо. Утилитаристская этика просветителей. Понятие интереса в философии Гельвеция
  • Немецкая классическая философия
    Основные задачи критической философии И. Канта. Проблема критики разума и понятие трансцендентальной философии. Понятия априори и апостериори, аналитического и синтетического. Чувственность, рассудок и разум, их соотношение. Различение Кантом «вещи в себе» и «явления». Учение Канта о пространстве и времени как априорных формах чувственности. Категории как логические функции рассудка. Кант о трансцендентальном единстве апперцепции. Трансцендентальные идеи и их роль в познании. Антиномии чистого разума и причины их возникновения. Кант о границах познания. Основные принципы практической философии Канта. Понятие практического разума. Долг и склонность в самоопределении воли к поступку. Автономия и гетерономия воли. Смысл кантовского категорического императива. Обоснование бытия Бога и бессмертия души в качестве постулатов практического разума. Переосмысление трансцендентальной философии Канта в творчестве Фихте и Шеллинга. Диалектика самосознания в философии Фихте. Проблема свободы в идеализме Фихте. Натурфилософия и трансцендентальный идеализм в философии Шеллинга. Историзация понятия деятельности в трактате Шеллинга «Система трансцендентального идеализма». Эпохи истории самосознания. Философия Гегеля как итоговая система немецкой классической философии. Принципы гегелевского метода: тождество исторического и логического, идея развития, движение от абстрактного к конкретному. Логика, природа и дух в системе Гегеля. Учение Гегеля об объективном духе. Гегелевская философия истории
  • Кризис метафизики во второй половине ХIХ века
    Понятие классического и неклассического типов философии. Основные альтернативы метафизике: антропология, философия жизни, позитивизм. Критика гегелевской философии в работах Л. Фейербаха. Учение Фейербаха о сущности человека. Теория религиозного отчуждения и антропологическая интерпретация христианства в трактате «Сущность христианства». Переосмысление фейербахианства в ранних сочинениях К. Маркса. Понятие практики и концепция предметной деятельности в учении Маркса. Маркс об отчуждении труда. Философия истории в работах Маркса. Иррационалистические тенденции в философии второй половины 19 века. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Критика метафизики в философии Ф. Ницше. Перспективизм Ницше в понимании истины и идея переоценки всех ценностей. «Генеалогия морали» и идея моралетворчества в работах Ницше. Учение Ницше о сверхчеловеке. Понятие «воли к власти» в поздних сочинениях Ницше. Позитивизм в философии 19 в. Учение О. Конта о трех стадиях развития знания. Идеал позитивной науки и систематизирующая роль философии
  • Неокантианство
    Марбургская школа. Понятие о трансцендентальном методе в трудах Г. Когена и П. Наторпа. Конструирование предмета познания. Субстанция и функция. Философия символических форм Э. Кассирера. Баденская школа. Науки о природе и науки о культуре. Границы естественнонаучного образования понятий у Риккерта. Номотетический и идиографический методы. Понятие ценности и метод "отнесения к ценности"
  • Феноменология
    Основные этапы философской эволюции Гуссерля. Проблема сознания и проблема смысла. Критика психологизма и натурализма в «Логических исследованиях». Интенциональный характер актов сознания. Конститутивные акты. Метод феноменологической редукции и принцип эпохэ. Понятия «ноэзис» и «ноэма». Принцип категориального созерцания и понятие феномена. Феноменология сознания времени. Понятие горизонта сознания. Феноменология как «универсальная эгология» и проблема интерсубъективности. Теория аппрезентации. Понятие о "жизненном мире". Анализ кризиса европейских наук в поздних работах Гуссерля
  • Логический позитивизм и философия Л. Витгенштейна
    Научное познание и развитие логики. Основные понятия логического учения Г. Фреге: значение и смысл, логическая функция, истинностное значение. Логический атомизм Рассела. Критика метафизики. Проблематизация понятия факта. "Логико-философский трактат" Л. Витгенштейна. Мир и язык. Логическая структура языка. Язык как “картина” реальности. Учение о границах выражения. "Бессмысленность" предложений философии и логики. Этический смысл учения о "сказанном" и "показанном". Понятие "мистического" в философии Витгенштейна. Логико-философская программа Венского кружка. “Протокольные предложения” Р. Карнапа и “базисные предложения” М. Шлика. Фальсификационизм К. Поппера. Введение ограничений на верификацию и фальсификацию предложений. Формирование “исторической философии науки” (Т. Кун, И. Лакатос)
  • Экзистенциализм
    Истоки экзистенциальной философии. Переосмысление задач онтологии в экзистенциализме. Раннее творчество М. Хайдеггера. Основные идеи книги Хайдеггера "Бытие и время". Термины "бытие", "сущее", "присутствие". Dasein-аналитика. Понятие экзистенциала. Временность, историчность и конечность человеческого присутствия. Подлинность и неподлиность присутствия. Французский экзистенциализм. Сущность и существование в работах Сартра. Бытие и ничто. Бытие «для себя» и «для другого». Способы удостоверения существования другого. Онтология телесности. Две установки в отношении к другому. Бытие-для-другого как проект. Бытие-для-другого в ситуации и в истории. Проблема свободы в экзистенциализме Сартра. «Свобода-от» и «свобода-для». Этика убеждения и этика ответственности. Абсурд и бунт в творчестве Камю
  • Структурализм и герменевтика
    Проблематизация знаковой реальности. Понятие структуры в лингвистике Ф. де Соссюра. Синхрония и диахрония. Структура и история. Антропологический структурализм К. Леви-Стросса. Понятие текста и дискурса в работах Р. Барта. Археология знания М. Фуко. Смерть автора и смерть субъекта. Истоки философской герменевтики. Объяснение и понимание в герменевтике В. Дильтея. "Истина и метод" Г.Г. Гадамера. Понятие герменевтического круга. Понимание и предпонимание. Исторический горизонт понимания. Герменевтическое значение временного отстояния. Язык как универсальная среда герменевтического опыта. Интерпретация и понимание в философии П. Рикера. «Конфликт интерпретаций» как важнейшая составляющая герменевтического опыта. Методологическое и социальное значение герменевтики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * активность на семинарах + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Грядовой, Д.И. История философии. Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Книга 3: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 471 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02232-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028492
  • Грядовой, Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 455 с. -(Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01645-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028493
  • История новоевропейской философии в ее связи с наукой, Гайденко, П. П., 2011
  • Классика и классики в социальном и гуманитарном знании, Савельева, И. М., 2009