• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Модерн в интеллектуальной истории

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Историческое знание)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Историческое знание
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс построен по хронологическому принципу и призван сформировать у студентов целостное представление об осмыслении модерна в перспективе современной интеллектуальной истории. Эволюция разных отраслей гуманитарного и социального знания, а также общественной мысли рассматривается с учетом разнообразия форм и способов становления и трансформации современного «общества знания»
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать базовые принципы, понятия, приемы и методы текстологического исследования и уметь применять их к теоретическим работам и идеологическим манифестам, трактующим отличительные черты современной эпохи
  • Представлять себе понятийный аппарат анализа современных обществ
  • Освоить процедуры, применяемые в современной интеллектуальной истории
  • Приобрести навыки исторического анализа модерных обществ, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов
  • Познакомиться (глубже) с литературой по социальной и культурной теории
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные направления развития социальной теории
  • Знать теоретические и методологические основания неокантианской программы обоснования социологии как науки
  • Владеть навыками анализа социально-политического содержания концепций современной социологии
  • Понимать спектр значения «традиции» в историко-культурном, этнологическом и социологическом измерениях
  • Уметь анализировать взаимосвязь методологических презумпций и метафизических оснований философских и социологических концепций
  • Понимать связь неопозитивистской реформы с развитием математики и естествознания
  • Знать основные аргументы скептиков и критиков «теории прогресса»
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Объект, предмет, цель, задачи и методы интеллектуальной истории. Понятие «современности»
    Современная интеллектуальная история среди прочих разделов исторической науки. Классическая теория идей, история ментальности и история понятий как главные области интеллектуальной истории. Наследие Артура Лавджоя. Кембриджская и Билефельдская школы анализа понятий. Идея контекста в интеллектуальной истории. Национальные культурные традиции в развитии истории идей. Междисциплинарные характеристики интеллектуальной истории
  • Понятие мыслительных эпох
    Темпоральные характеристики Модерна. «Великая цепь бытия» и феномен прогресса. Переходные эпохи и идеи «второй научной революции». Единство естественного, разумного и должного в историософии Просвещения. Великая Французская революция как экспериментальная проверка просветительских идей. Оппозиция рационализму и ее значимость для последующего идейного развития Запада. Борис Дубин о феномене романтизма: идея субъективности и бегство от Абсолюта. Рождение экзистенциальной философии и мироощущения. Романтизм и реализм: начала «позитивной» эпохи. Трансформации энциклопедизма и меняющаяся роль знания. Классификации наук и их эпистемологические обоснования
  • «Общество знания»
    Феномен социального самопознания и самосовершенствования как отличительная черта Модерна. Изменение функций знания в современную эпоху. Общественная «нервозность» и «трезвость» ученого: феномен науки Нового времени в его отличительных характеристиках. Проблематика научного метода как общественно и культурно значимая. Феномен социального эксперимента. Понятийные характеристики классической социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля. Феномен кризиса как специфически модерное понятие. Модернизм и постмодернизм: намеренное забегание вперед
  • Значение философии для самоопределения Модерна
    От Канта и Гегеля к Фуко и Латуру: смена теоретических «режимов» современности. Позитивизм, неокантианство и феноменология, экзистенциализм и структурализм в их мировоззренческой специфике и культурной соотнесенности. Проблематизация значения философии как ведущей гуманитарной дисциплины. Место философии среди прочих гуманитарных дисциплин. Классическая и неклассическая философия и их меняющиеся стратегии. Идеи Мартина Хайдеггера о перемене статуса философии в Новое время: вопрос о технике и утилитарности. Осмысление техники как общепланетарного феномена
  • Споры о специфике западных и не-западных типов общества
    Модерн в его географическом и геополитическом измерении. Проблематика «переходных» и пограничных территорий. Распределение неравенства в современном мире. Отношения Восток-Запад и Север-Юг в современной истории. Феномены власти и свободы на Востоке и Западе. Коллективизм и индивидуализм: области значений и режимы переключения. Колониализм вне политического или экономического поля. Понятие ориентализма и его различные трактовки в исторической, социальной и культурологически ориентированной науке. Обсуждение географии знания в новейшей исследовательской литературе. Вопрос о культурных трансферах и транснациональной истории. Проблематика «множественных» или «переплетенных» модерностей
  • Искусство в эпоху Модерна
    Проблематика прекрасного и возвышенного как ключ к новому искусству. Романтико-философское, этнологическое, социологическое и структуралистское понимание культуры. Модернизм, экспрессионизм, авангард и постмодернизм – споры о кризисе искусства и «конце искусства». Вопрос наследия и исторической преемственности в эволюции художественной мысли ХХ века. Левые, правые и споры об автономии искусства. Природа модернистских и авангардных манифестов
  • Современная социальная теория и понятие «позднего модерна»
    Наследие структурного функционализма Т. Парсонса и развитие теории модернизации. Политические импликации социологии и социальной философии после Второй мировой войны. Специфика междисциплинарного подхода социальных теоретиков - синтез микро- и макроуровней анализа общественного развития. Социоанализ Пьера Бурдье и его связи с историками школы «Анналов» и антропологами. Специфика междисциплинарного подхода в социальных науках
  • Понятие традиции как антитезы и необходимого элемента современности. Теория секуляризации
    Идеи консерваторов и прогрессистов в мировоззренческом пейзаже Модерна. Античное наследие и его значимость для современного мышления: подходы К. Ясперса, Ш. Айзенштадта, Х. Арендт. Внимание к наследию Х. Арендт после упадка «критической теории». Значение модерна у К. Левита, Э. Фёгелина, К. Полани, Р. Арона, М. Оукшота. «Креативное разрушение» у И. Шумпетера. «Легитимность Нового времени» Ханса Блюменберга. Переосмысление идеи кризиса на рубеже XX и XXI веков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий 2 контрольные (письменные) работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * 2 контрольные (письменные) работы + 0.6 * активность на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев В. В., Кротов А. А., 2008
  • Современные социологические теории, Ритцер Дж., Бойков А., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Habermas, J. (2007). The Philosophical Discourse of Modernity : Twelve Lectures. Cambridge, Mass: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1100677
  • История философии. Кн.2: Средние века. Возрождение. Новое время : учебник для вузов, Грядовой Д. И., 2009