• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Социальная антропология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Историческое знание)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Немировский Александр Аркадьевич
Прогр. обучения: Историческое знание
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 66

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса рассматриваются общественные институты, формы политической организации и культуры народов прошлого и настоящего в исторической динамике, в контексте локальной и всеобщей социокультурной истории. Курс должен помочь студентам обрести цельное динамическое видение всемирно-исторического процесса как в основе своей социокультурного, движимого диалектикой уникального и универсального, локального и глобального в человеческих сообществах
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные принципы, понятия, приемы и методы социальной антропологии
  • Приобрести навыки опознания социально-антропологической информации (как в литературе, так и в наблюдаемой и вовлекающей социокультурной действительности), структурирования этой информации, умения осуществлять ее поиск, систематизацию и увязывание с уже имеющимися знаниями в этой и иных сферах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основной понятийный аппарат социальной антропологии
  • Знать ключевую теоретическую и практическую литературу по изучаемой дисциплине
  • Сформировать профессиональные навыки критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох в их социально-антропологическом аспекте
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современная социальная антропология: генезис, предмет, основные понятия, проблемы, методы
    Генезис социальной антропологии, ее специфика, задачи, предмет и метод. Место социальной антропологии в системе гуманитарного знания (соотношение с историей, традиционной этнографией, культурологией, социологией, психологией, физической антропологией). Ключевые понятия: артефакт. Типы и уровни артефактов, их взаимные соотношения. Отношения, в которые вступают люди в связи с созданием и использованием артефактов. Понятие социокультуры. Понятие культуры. Оппозиция "природа – культура". Наблюдаемые критерии выделения сферы культуры и ее концептуализации на протяжение человеческой истории. Линейно ветвящееся и нелинейное в эволюции антропологических типов, популяций, социокультурных общностей, языков и культур
  • Социум, этнос, расы, популяции
    Ключевые понятия: социум / полития / потестарно-политическое образование; объединения социумов. Параметры типологизации и типы социумов, подчинения и соподчинения социумов. Обязательственная природа социумов, ее концептуализация в культуре, релевантная общественная рефлексия. Политонимы, самоидентификация по политии. Выделение групп/общностей социумов по неполитическим признакам. Государство. Государственные, догосударственные, негосударственные социумы, проблемы государствогенеза. Ключевые понятия: идентификация, само- и иноидентификация, личная, корпоративная, групповая. Виды социокультурных идентификаций. Общности различных типов и природы и их соотношение. Конфликты идентификаций и включенности в общности. Ключевые понятия: этнос. Этничность в теоретических дискуссиях и наблюдаемой реальности. «Конструктность» и «природность» в этничности. Этнос и социум. Природа этноса: специфика групповой «общности происхождения». Концептуализации этноса от архаики до современности. Этнообразование. Основные тренды эволюции этничности. Этническая идентификация, соотношение ее с потестарно-политической и иными идентификациями. Этническая адаптация/кооптация, ее модели. Динамика существования и эволюции этносов. Популяционная составляющая истории и социокультуры. Понятие о генетическом вкладе, антропологических типах, расах, «генеалогических линиях» и гаплогруппах. «Физические предки», «этноязыковые предки», «предки по гаплогруппам». Соотношение линейно разветвляющегося развития, смешения, конвергенции и стягивающей ассимиляции в расо-, этно- и лингвогенезе. Языковое древо и реальность этно- и лингвогенеза
  • Расселение человека. Расо- и этнолингвогенез. Народы и языки мира
    Специфика нашего и близкородственных видов, ее предпосылки. Появление, развитие и расселение нашего вида и становление социокультуры. Механизмы расселения. «Открытия», роль диффузии в их распространении. Формирование антропологических типов и языковых общностей. Языковая и этнолингвистическая классификация: основные семьи и ветви, их генетические соотношения. Антропологические типы, популяции и этнолингвистические общности верхнего палеолита – мезолита; факторы миграций, смешения, ассимиляции; роль генетических исследований в реконструкции этих процессов. Изучение показательных «кейсов»: формирование и распад ностратической, афразийской, сино-кавказской общностей. Проблема индоевропейского континуума и индоевропейской прародины. Этнолингвогенез и расогенез в древней Передней и древней Северо-Восточной Азии
  • Идентичности
    Иерархическая шкала «свои - чужие», древнейший ее вид и соотношение с древнейшей системой идентификаций, отношение к чужакам, межгрупповые отношения и конфликты. Степень их кровопролитности и интенсивности. Иллюзия «межвидовой борьбы». Осложнение идентификационных моделей идентификациями новых типов: этническими и им подобными разного уровня, цивилизационными, религиозными, политико-идеологическими и т.д. Их взаимоналожения и образующиеся при этом системы. Суперэтносы и субэтносы
  • Познание, картины мира и основные их концепции
    Основы построения людьми и ближайшими родственными видами картины мира. Суждения о причинно-следственных связях и их построение. Логико-эмпирические и сверхценные (догматические) суждения, "знание" и "вера". Соответствующие типы построения картин мира и мировоззрений. Проблема выделения «опыта (наблюдаемого)» и его отграничения от «воображаемого», эволюции и революции в этом разграничении. Теории эволюции мышления, построения картин мира и концептуализации. Вопрос о т.н. «мифологическом мышлении» и основы построения картины мира в архаике. Вопрос об «осевом времени». Догматические мировоззрения: появление и судьба. «Естественнонаучная революция». Феномен и место философии в обнаруживающейся эволюции познания. Проблема «выделения личности». Выделение личности в «осевое время»? Реальные перемены «осевого времени». Изучение показательных «кейсов»-проблем: индивидуум, общество и воинский этос в юкагирской традиции; проблема смысла жизни и личного выбора в культуре древней Месопотамии; специфика отношения к власти и богам на доосевом Ближнем Востоке (Египет, Месопотамия, «языческий яхвизм»); государство, общество и личность на доосевом Ближнем Востоке, «право на мятеж» и «богоборчество». Изучение «кейса»: изменение взгляда на (не)справедливость богов и «наследственную вину» в греческой архаике и классике: от Солона и Феогнида к Эсхилу
  • Системы ценностей, идеологии, религии
    Основы построения систем ценностей и оценок. Понятия "мировоззрение", "идеология". Государственные идеологии, степень и качество репрессивности и «охраны от критики». Некоторые ключевые понятия: цивилизация, менталитет, дискурс. Религия. Специфика и трудности понятия. Типология религий. Догматические религии. Государственные квазидогматические учения древности и Средневековья. Фактически догматические и догмативизирующие «квазирелигии» XIX-XX вв. Особенности и типология сверхценных мировоззрений. Изучение «кейса»: проблема теодицеи в месопотамской и древнееврейской традициях. Изучение комплексного показательного феномена: система ценностей и ориентаций в Московской Руси - России XV-XVII вв. по памятникам светской литературы (включая устную), специфика соотношения ее уровней. Изучение «кейса» - личность на перекрестке религий и традиций, «свободомыслие» как феномен индивидуального оппонирования: Валид б. Йазид
  • Социобиологические и этологические основы и факторы социокультуры и ее эволюции. Система социальных взаимодействий
    Социобиологические и этологические основы и факторы социокультуры и ее эволюции. Социальная организация, стратификация, территория, агрессивность и конфликты, мутуализм и альтруизм, взаимопомощь, сигнальное поведение и социальность, обучение и его адаптивная функция, исследовательское поведение, игра и ее значение. Социальные ячейки. Брак и семья. Родовые структуры и их роль в политогенезе. Генеалогические модели. Общинная автономия. Корпорации и корпоративность. Порождение и функционирование систем социальных взаимодействий. Взаимопомощь, ненападение, конфликты; модальности, обязательственность, нормирование, обеспечение нормы, медиации и координация, власть, принуждение, «легитимация», отношения в системе "индивидуум / личные и корпоративные связи индивидуума - общество - власть". Сквозная проблема: принципы социального гарантирования в истории культуры на перекрестке взаимопомощи и ненападения. Частнохозяйственное начало и его охрана. Концептуализация релевантных установок и компромиссов. Социальное гарантирование и появление «крайних линий» в западноевроазиатском поясе цивилизаций во II-I тыс. до н.э. «Левые» и «правые» в новоевропейской истории. Показательный комплексный сюжет: новоевропейская умеренная социальная «антиэксплуататорская» утопия XVI-XVII вв. и ее наследие (с изучением источников)
  • Норма, этика, право
    Моральная и юридическая санкции: природа, различия, варианты соотношения их сферы приложения. «Кейс» Спарты. Ценности и норма. Нормообразование и обеспечение нормы. Дескриптивная и прескриптивная нормы, официальная, этикетная и реальная нормы, формализованная и неформализованная нормы. Двоенормие. Система норм, власть и закон. Инновации в нормообразовании; механизмы изменения норм. Изучение показательных сквозных сюжетов: Властитель и норма. Право на мятеж. Изучение комплексного «кейса»: властитель, общество, норма и противление правителю на древнем Ближнем Востоке. Изучение комплексного «кейса»: специфический «блок» инкских законов в дошедших источниках, проблемы репрезентативности. Архаика и идеократия. Тренды эволюций права. Показательное "кейс-стади": падение права жалобы на господ и правовой переворот в положении крестьян в России XVII-XVIII вв.
  • Сакральное и профанное
    Сакрализация власти. Авторитет, авторитарность, агональность, свобода: виды соотношений. «Репрессивное», «свободное», «агональное» в разных аспектах социокультуры, силовое обеспечение принятой нормы от критики, право на антагонистическое неприятие и право на умеренно-критическое исправление принятой нормы. Государственная идеология, идеократия. Феномен свободы слова, его концептуализация и модификации в динамике сквозь века. «Вечный миф» о великих предках и тайном знании. Феномен «конспирологии». «Кейс-стади»: мифология химтрейлов
  • Война и воинский этос
    Легитимизируемые цели и средства войны. Интенсивность, кровопролитность, вовлеченность различных страт населения. Соотношение состояния войны и боевых действий. Война и гражданское вражеское население / население в зоне мятежа. Ключевые сквозные сюжеты: эволюция подходов к групповым репрессалиям и заложничеству. "Кейс-стади": репрессалии и заложничество в европейской норме последней трети II тыс. н.э. Юкагирский воинский этос в обсуждаемом аспекте. Римский воинский этос в обсуждаемом аспекте
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аналитические эссе
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * аналитические эссе + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социальная антропология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2009. - 688 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003638-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/192568

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антропология власти. Т.1: Власть в антропологическом дискурсе, Бочаров, В. В., 2006
  • Антропология власти. Т.2: Политическая культура и политические процессы, Щепанская, Т. Б., 2007
  • Воображаемые сообщества : размышления об истоках и распространении национализма, Андерсон, Б., 2001
  • Интерпретация культур, Гирц, К., 2004
  • О разделении общественного труда, Дюркгейм, Э., 1996
  • О структуре социального действия : пер. с англ., Парсонс, Т., 2000
  • Панкратова, Л. Э. (2017). Социальная антропология : монография. Russia, Europe: Российский государственный профессионально-педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38CFB938
  • Система современных обществ, Парсонс, Т., 1998
  • Социальная антропология : курс лекций, Минюшев, Ф. И., 1997
  • Устроение общества : очерк теории структурации, Гидденс, Э., 2003