• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2018/2019

Проблемы исследований сравнительного авторитаризма

Статус: Курс по выбору
Направление: 41.06.01. Политические науки и регионоведение
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и аспирантов направления подготовки 41.06.01 «Политические науки и регионоведение», образовательная программа «Политические науки»
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Итогом освоения дисциплины должно стать формирование систематического концептуального понимания проблем и динамики современных недемократических систем, необходимое для реализации самостоятельных научных исследований в данной области, проводимых на принятом в международном академическом сообществе теоретическом и методологическом уровне.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Способен подготовить критический обзор литературы и объяснить используемые им теоретические модели применительно к конкретным кейсам
  • демонстрирует способность генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • умеет использовать принципы и достижения современной науки для критического анализа трендов цивилизационного развития и выбора способов эффективного локального действия в глобальном контексте
  • демонстрирует способность фокусировать свои исследования на различных аспектах политического развития и динамики, затрагивают ли они глобальные или локальные процессы, институты государства, гражданского общества, государственную, публичную или корпоративную политику, административное управление или гражданский активизм и т.п.
  • демонстрирует навыки адаптации результатов современных политических исследований для обнаружения эффективных путей преодоления сложностей, возникающих у органов государственной власти и общественных организаций
  • умеет структурировать результаты современных исследований для формирования учебных материалов в логике преподавания в высшей школе.
  • способен эффективно применять существующие методы, характерные для исследований в области политической науки
  • демонстрирует умение оформить общую структуру учебной дисциплины на основе результатов современных политических исследований
  • умеет составить репрезентативное выступление по своей научно-исследовательской работе для его позиционирования во внешнюю среду
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ранние теории демократизации и подготовка парадигмы транзита
    Становление концептуальной структуры сравнительных политических исследований. Вопрос о типологии политических режимов. Ранние теории демократии.
  • Парадигма транзита
    Критика ранних теорий демократии. Постановка задач демократизации за пределами «старых» демократий. Волновая концепция демократизации. Модель транзита. Вопрос о социальном контексте демократичеких транзитов – теории гражданского общества и социального капитала. Повестка посткоммунистической демократизации.
  • Критика парадигмы транзита и формирование теорий гибридных режимов
    Кризис парадигмы транзита. Демократии «с прилагательными». Т.Карозерс о допущениях транзитологии. Теории гибридных режимов – соревновательный и электоральный авторитаризм.
  • Теории авторитарной институциализации
    Концептуальная неопределенность концепции гибридных режимов. Концепции авторитарной институционализации и авторитарной консолидации. Авторитарные выборы и авторитарные партии. Проблема выживаемости гибридных автократий.
  • Теории сравнительного авторитаризма: применение в постсоветских исследованиях
    Постсоветские режимные трансформации. Режим электорального авторитаризма в России. Институты и социальные практики в условиях российского авторитаризма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Обсуждения на семинарских занятиях
  • неблокирующий Домашнее задание
    Письменная работа, 2000 слов
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен, состоящий из двух вопросов, 80 мин., выполняется в аудитории
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    Оценка аспирантов является накопительной. Составляет от 0 до 10 баллов. Накопленная оценка (Онакопл.) учитывает результаты аспиранта по текущему контролю следующим образом: Онакопл.= 0,6*Осеминарзанятия+ 0,4*Одомзадание , где: Осеминарзанятия - оценка за работу на семинарских занятия; Одомзадание - оценка за домашнее задание Результирующая оценка по дисциплине выставляется по формуле: Орезультир = 0,5*Оэкзамен + 0,5*Онакопл.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Ачкасов В.А. — Сравнительная политология - Издательство "Аспект Пресс" - 2011 - ISBN: 978-5-7567-0596-6 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/68660
  • Компаративистика-2012: сравнительное правоведение, сравнительное государствоведение, сравнительная политология: Сборник статей. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль). (обложка) ISBN 978-5-369-01206-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/406590
  • Сравнительная политология : Учебник, Голосов Г.В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Российская политическая наука: Идеи, концепции, методы. Серия Российская политическая наука Истоки и перспективы - Издательство "Аспект Пресс" - 2015 - ISBN: 978-5-7567-0814-1 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/112516